Психология коррекционно-развивающей работы
В презентации представлены материалы для педагогов-психологов, составленные кондитатом психологических наук О.А. Ашихминой. В помощь школьному психологу!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.pptx | 714.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психология коррекционно-развивающей работы Развивающая и коррекционная работа предусматривает деятельность по: активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей (развивающий компонент); участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ (совместно с другими специалистами); реализации комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению , снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии ребёнка (коррекционный компонент). Пр.: нарушение моторики, пространственных представлений.
Определение « Психологическая коррекция » Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Галина Львовна Исурина , 1990). Коррекция – воздействие на отдельные локальные структуры психики с целью приведения их к возрастной или иной норме.
Различие понятий «коррекция», «развитие» В коррекционной работе стремятся к определенному психическому эталону , а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления » отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. Близким по смыслу является термин « компенсация » - уравновешивание, выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных, в результате чего устраняются неравномерности психического развития.
Методы психокоррекции Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и четкой структуризации деятельности. В этом плане выделяют 2 группы методов: методы усиления регулирующих функций психики, развития эмоционального самоконтроля и самоуправления; при этом задачи улучшения психической саморегуляции (пр.: большинство проблем детей связаны с произвольностью (волевая саморегуляция). Научившись это делать – тогда развитие становится саморазвитием ( Л.С.Выготский , он считал, что развитие – есть саморазвитие )); методы нормативно-ценностной коррекции , объектами которых выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации; ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям.
Обычно приходится сталкиваться с 2 типами проблем по запросу: - либо ничего не понимает (не может учиться); - либо не умеет себя вести. Рекомендация книги: Кривцова Светлана «Учитель и проблемы дисциплины» (Привлечение внимания, Власть и месть, Избегание неудачи как мотивы «плохого» поведения).
Оценка эффективности психокоррекционной работы зависит от: динамическое содержание периода возрастного развития м.б . разнообразным, а значит, и результативность одного и того же воздействия не одинакова (т.е. один и тот же инструмент не работает одинаково в разном возрасте. (Пр.: младшему школьнику сказать «это огорчит учителя» - и он постарается как-то адекватно отреагировать, а подростку сказать то же самое – в ответ получишь – «а мне по барабану») Эффективность психокоррекционной работы определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью; Эффективность ПК зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека. Сама оценка может выглядеть как субъективное ощущение улучшения, так и экспертная или диагностическая оценка.
Основные виды ПК 1. по коррекционным задачам: – семейная коррекция; – неропсихологическая коррекция; – коррекция личностного роста? ( м.б . коррекция поведения?) 2. по характеру направленности: - симптоматическая; - каузальная (причинная – предложена Фрейдом) осознал причину и что?; бихевиористы делают акцент на симптоматике. - ресурстная (работа с ресурсами личности – как вариант сказкотерапия); 3. по способу коррекционного воздействия: - директивные виды - недиррективные виды
Г.С.Абрамова (1994) указываает , что осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях : «Делай как я!» (психолог показывает клиенту эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом. В этом случае психолог берет на себя ответственность за данный способ действия. Тем самым предлагая довольно жесткую схему работы - слабая ориентация на индивидуальность клиента); «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом за поиск и нахождение эффективного способа решения проблемы - в данной позиции индивидуальность клиента учитывается больше, чем в первом случае); «Выбирай из этих способов сам!» (психолог передает ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении - в подобной позиции мы отталкиваемся от индивидуальных особенностей, его внутреннего мира).
Психокоррекционная технология Психокоррекционная технология – это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса (Ирина Ивановна Мамайчук ). ПК -технология – это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: методологический компонент (где формулируются идеи, цели, задачи, исходные теоретические положения – психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и т.д.) – это присутствует в той или иной мере в пояснительной записке, куда желательно ещё вписать структуру занятия; содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа); технологический (методы, формы, средства – напр.: необходимый материал, упражнения).
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Когда составляется программа лучше писать - АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ Титульный лист Пояснительная записка (цели, задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы. Раскрываются важнейшие теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов) Тематический план занятий Структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии) Содержание программы Список литературы Приложения (методики, результаты, рисунки детей до и после и пр.)
Схема структурирования описания упражнения название; цель (цели); необходимое оборудование; время, необходимое для проведения данного упражнения; инструкция для ведущего; инструкция для участников; ход упражнения завершение упражнения (в том числе указать возможные вопросы для обсуждения). Указать степень авторства: авторское упражнение, модифицированное упражнение, заимствованное (если упражнение модифицировано или заимствованно, то необходимо указать первоисточник).
Структура занятия Номер занятия, его возможное тематическое название Цель Задачи Время на каждую технику Необходимый материал/оборудование Ход занятия по блокам Блоки: - организационный момент, упр.1. Название (направлено на…) - основной этап ( осн . часть занятия); - завершение занятия (в том числе указать возможные вопросы для обсуждения; в конце желательно, чтобы обобщение было сделано самими детьми – рефлексия сначала эмоциональная, а потом рациональная, т.к. эмоции надо отреагировать отыграть а потом рациональная часть).