Психология коррекционно-развивающей работы

Гаврилова Евгения Михайловна

В презентации представлены материалы для педагогов-психологов, составленные кондитатом психологических наук О.А. Ашихминой. В помощь школьному психологу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.pptx714.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология коррекционно-развивающей работы Автор-составитель: к.психол.н . Ашихмина О.А.

Слайд 2

Психология коррекционно-развивающей работы Развивающая и коррекционная работа предусматривает деятельность по: активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей (развивающий компонент); участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ (совместно с другими специалистами); реализации комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению , снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии ребёнка (коррекционный компонент). Пр.: нарушение моторики, пространственных представлений.

Слайд 3

Определение « Психологическая коррекция » Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Галина Львовна Исурина , 1990). Коррекция – воздействие на отдельные локальные структуры психики с целью приведения их к возрастной или иной норме.

Слайд 4

Различие понятий «коррекция», «развитие» В коррекционной работе стремятся к определенному психическому эталону , а в развивающей – ориентируются на средневозрастные нормы развития, в которых ребёнок может подняться на оптимальный для него уровень развития. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления » отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. Близким по смыслу является термин « компенсация » - уравновешивание, выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных, в результате чего устраняются неравномерности психического развития.

Слайд 5

Методы психокоррекции Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и четкой структуризации деятельности. В этом плане выделяют 2 группы методов: методы усиления регулирующих функций психики, развития эмоционального самоконтроля и самоуправления; при этом задачи улучшения психической саморегуляции (пр.: большинство проблем детей связаны с произвольностью (волевая саморегуляция). Научившись это делать – тогда развитие становится саморазвитием ( Л.С.Выготский , он считал, что развитие – есть саморазвитие )); методы нормативно-ценностной коррекции , объектами которых выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам, протест против регламентации; ощущение необоснованного лишения свободы часто приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям.

Слайд 6

Обычно приходится сталкиваться с 2 типами проблем по запросу: - либо ничего не понимает (не может учиться); - либо не умеет себя вести. Рекомендация книги: Кривцова Светлана «Учитель и проблемы дисциплины» (Привлечение внимания, Власть и месть, Избегание неудачи как мотивы «плохого» поведения).

Слайд 7

Оценка эффективности психокоррекционной работы зависит от: динамическое содержание периода возрастного развития м.б . разнообразным, а значит, и результативность одного и того же воздействия не одинакова (т.е. один и тот же инструмент не работает одинаково в разном возрасте. (Пр.: младшему школьнику сказать «это огорчит учителя» - и он постарается как-то адекватно отреагировать, а подростку сказать то же самое – в ответ получишь – «а мне по барабану») Эффективность психокоррекционной работы определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью; Эффективность ПК зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека. Сама оценка может выглядеть как субъективное ощущение улучшения, так и экспертная или диагностическая оценка.

Слайд 8

Основные виды ПК 1. по коррекционным задачам: – семейная коррекция; – неропсихологическая коррекция; – коррекция личностного роста? ( м.б . коррекция поведения?) 2. по характеру направленности: - симптоматическая; - каузальная (причинная – предложена Фрейдом) осознал причину и что?; бихевиористы делают акцент на симптоматике. - ресурстная (работа с ресурсами личности – как вариант сказкотерапия); 3. по способу коррекционного воздействия: - директивные виды - недиррективные виды

Слайд 9

Г.С.Абрамова (1994) указываает , что осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях : «Делай как я!» (психолог показывает клиенту эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом. В этом случае психолог берет на себя ответственность за данный способ действия. Тем самым предлагая довольно жесткую схему работы - слабая ориентация на индивидуальность клиента); «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом за поиск и нахождение эффективного способа решения проблемы - в данной позиции индивидуальность клиента учитывается больше, чем в первом случае); «Выбирай из этих способов сам!» (психолог передает ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении - в подобной позиции мы отталкиваемся от индивидуальных особенностей, его внутреннего мира).

Слайд 10

Психокоррекционная технология Психокоррекционная технология – это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса (Ирина Ивановна Мамайчук ). ПК -технология – это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: методологический компонент (где формулируются идеи, цели, задачи, исходные теоретические положения – психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и т.д.) – это присутствует в той или иной мере в пояснительной записке, куда желательно ещё вписать структуру занятия; содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа); технологический (методы, формы, средства – напр.: необходимый материал, упражнения).

Слайд 11

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Когда составляется программа лучше писать - АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ Титульный лист Пояснительная записка (цели, задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы. Раскрываются важнейшие теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов) Тематический план занятий Структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии) Содержание программы Список литературы Приложения (методики, результаты, рисунки детей до и после и пр.)

Слайд 12

Схема структурирования описания упражнения название; цель (цели); необходимое оборудование; время, необходимое для проведения данного упражнения; инструкция для ведущего; инструкция для участников; ход упражнения завершение упражнения (в том числе указать возможные вопросы для обсуждения). Указать степень авторства: авторское упражнение, модифицированное упражнение, заимствованное (если упражнение модифицировано или заимствованно, то необходимо указать первоисточник).

Слайд 13

Структура занятия Номер занятия, его возможное тематическое название Цель Задачи Время на каждую технику Необходимый материал/оборудование Ход занятия по блокам Блоки: - организационный момент, упр.1. Название (направлено на…) - основной этап ( осн . часть занятия); - завершение занятия (в том числе указать возможные вопросы для обсуждения; в конце желательно, чтобы обобщение было сделано самими детьми – рефлексия сначала эмоциональная, а потом рациональная, т.к. эмоции надо отреагировать отыграть а потом рациональная часть).