Способы формирования положительной мотивации учения. Родительское собрание в 1-х классах

Безуглова Анна Андреевна

 Способы формирования  положительной мотивации учения.

Родительское собрание в 1-х классах

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_1_kl._motivatsiya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

                               Способы формирования

положительной мотивации учения.

Родительское собрание в 1-х классах

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

У мотива всегда есть цель. Цель – это предвиденный результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотивация бывает двух видов:

- отрицательной (н-р, побуждение школьника, которые вызваны осознанием неудобств и проблем, которые могут появиться в результате низкой успеваемости, укоры учителей, родителей, наказания и ограничения). Данный вид мотивации не приводит к успешным результатам.

- положительная мотивация подразделяется ещё на два подвида:

а) мотивация, связанная с результатом учения (поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.)

б) мотивация, связанная с целью учения (информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика).

Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

Три кита формирования учебной мотивации  

КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Техника «Проблемные вопросы»

Что случится, если…?

Приведи пример…

В чем сильные и слабые стороны…?

На что похоже…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом… можно использовать для…?

Чем похожи … и…?

Каким образом … влияет на …?

Какой … является лучшим и почему?

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

 +  Я это знал (а)

 –  Это для меня абсолютно новое

 ?  Это противоречит тому, что я знал(а)

 !  Я хочу об этом узнать побольше.

КИТ 2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать», «Мы не пешки, у нас есть выбор!»

Родитель, стремящийся к повышению учебной мотивации ребёнка, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Ты должен, тебе  следует, ты обязан…» и больше «Ты можешь, у тебя  есть такие-то варианты…»,  «Ты верно подметил, что …», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ребёнку  право выбора — темы для рисунка, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему рисунка по изучаемому произведению,  наконец, на какой парте и с кем сидеть…

КИТ 3. Ощущение компетентности: «У меня это получается!», «Я понял!»,  «Я умею!»

Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Обучая детей планировать свою деятельность нужно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с заданиями и ощущали себя по-настоящему компетентными. Авансирование успешного результата помогает взрослому выразить свою твердую убежденность в том, что его ребёнок обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У тебя обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ребёнка - необходимы.

Персональная исключительность обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Высокая оценка конкретной детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно красиво удалось написать цифру 7», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

В психологии выделяют пять уровней учебной мотивации:

1 уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.

2 уровень – хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

 5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация — ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.

Каждый  родитель должен уметь формировать у ребёнка положительную "Я-концепцию". Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:

- видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы").

 - создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательность, чтобы школьная жизнедеятельность и учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!". - исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;

-  понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

- предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, взрослым нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

• Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

• Уверенность в себе;

• Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

• Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

• Потребность и возможность в самовыражении,

• Принятие и одобрение значимыми людьми;

• Актуализация творческой позиции;

• Осознание значимости происходящего для себя и других;

• Потребность в социальном признании;

• Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

• Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно  в семье).

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.