Роль школы в социализации ребёнка с ОВЗ
В данной работе проанализирована роль педагогов школы в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью статьи является исследование условий социализации «особых» детей и определение роли родителей, педагогов и специалистов школы в этом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkoly_v_sotsializatsii_rebyonka_s_ovz.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Безуглова А.А. Bezuglova A.A. | |
Роль школы в социализации ребёнка с ОВЗ | |
The role of the school in socializing a child with HIA |
Аннотация. В данной работе проанализирована роль педагогов школы в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Annotation: In this paper, the role of school teachers in the socialization of students with disabilities is analyzed.
Ключевые слова: социализация, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья.
Keywords: socialization, inclusive education, limited health opportunities.
Постановка проблемы. На этапе развития современной школы происходят существенные изменения в парадигме обучения детей. Одним из следствий данного процесса является внедрение инклюзивного образования, главной целью которого является успешная социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Научная проблема исследования. Определить роль педагогов и специалистов социально-психологической службы в социализации учащихся с ОВЗ.
Целью статьи является исследование условий социализации «особых» детей и определение роли родителей, педагогов и специалистов школы в этом процессе.
Основное изложение материала. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что каждый десятый ребёнок в мире имеет инвалидность, которая приводит к значительному ограничению жизнедеятельности, социальной дезадаптации, затруднениям в самообслуживании, общении, обучении и овладении профессиональными навыками.
Социализация – это процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Процесс социализации актуален во всех сферах жизнедеятельности человека. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья социализация особенно важна. Школа - это один из важнейших социальных институтов, в котором ребёнок получает определённые знания, умения, навыки, проживает этап формирование личности под воздействием различных факторов.
Если для здорового ребёнка процесс социализация является почти естественным, то для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вхождение в общество – это сложная работа, занимающая достаточно длительный промежуток времени, результат которого зависит от условий, созданных родителями, педагогами, специалистами.
Для успешной социализации ребёнка с ОВЗ педагогам школы необходимо работать над решением основных проблем:
- создание условий для комфортного включения «особого» ученика в пространство класса, а в перспективе, школы;
- формирование у ребёнка с ОВЗ доверия к окружающим, поддержка у него желания находиться в обществе.
В процессе социализации развитие личности происходит посредством решения задач, которые закономерно возникают на каждом возрастном этапе. На этапе вхождения в школьную жизнь самым актуальным вопросом является успешная адаптация ребёнка к изменившимся условиям, формирование позиции «Я школьник» и овладение навыками учебной деятельности. К началу обучения в школе у большинства 7-летних детей происходит смена ведущей деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья «задерживаются» в дошкольном периоде и сохраняют как ведущую игровую деятельность. Поэтому коррекционно-развивающая работа должна организовываться на уровне интересов и актуальных возможностей конкретного ребёнка.
Правильно организованная игровая деятельность помогает разрешить противоречия между желанием ребёнка быть самостоятельным, более активным в жизни и своими ограниченными возможностями. Играя, ребёнок учится социально взаимодействовать сначала с педагогом-психологом, а позже с остальными детьми, одноклассниками. Коллективная игровая деятельность, которую следует вводить только после овладения игрой в парах, стимулирует у ребёнка с ОВЗ развитие, как духовных, так и физических способностей, волевых качеств, определённых черт характера, формирует установки относительно себя и окружающих. Исполнение определённых ролей «заставляет» ребёнка действовать не по желанию, а по предписанию роли. Подчиняя свою деятельность нормам и правилам, принятым в социуме, ребёнок осознаёт их важность для установления и сохранения положительных отношений с окружающими детьми. Выполнение правил, сознательное к ним отношение свидетельствует, о том, как глубоко ребёнок освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Чрезвычайно важно закрепить в понимании ребёнка, что нарушение правил игры обязательно приведёт к её распаду. В работе с «особыми» детьми наблюдается их слабое желание взаимодействовать с другими детьми, неумение общаться, договариваться, общая слабая или чрезмерно высокая активность. Игнорирование взрослыми перечисленных недостатков постепенно приводят к возникновению конфликтов. Учитывая этот факт приоритетным направлением в работе педагога-психолога должно стать создание благоприятного психологического климата. Параллельно этому необходимо работать со страхами учащихся, повышенной тревожностью, проводить продуманное объединение в партнёрские игровые отношения. Постепенно игровая деятельность оказывает необходимое воздействие на развивающуюся личность ребёнка и его социализацию.
На формирующуюся личность «особого» ребёнка значительное влияние оказывают как целенаправленные коррекционно-развивающие и воспитательные воздействия, так и различные спонтанные, стихийные процессы, происходящие в школе.
Поэтому основными задачами работы педагогов с учащимся с ОВЗ должны стать:
- помощь детям с ОВЗ в развитии наблюдательности и критичности мышления;
- максимальное развитие умения использовать полученные знания на практике;
- привитие навыка самостоятельности в поиске и использовании необходимых знаний.
Любой ребёнок, а особенно ребёнок с ОВЗ, вырабатывает навык адекватного восприятия жизни в результате разрешения определённых задач, основываясь на личном опыте. В учебной же деятельности средствами социальной адаптации могут стать дидактические игры, решения различных проблемных ситуаций, специально организованное общение, игровые ситуации и др. Систематическое использование заданий практической направленности позволит значительно повысить успешность обучения детей с ОВЗ. Использование же опытно-экспериментальной формы работы (в посильном объёме) будет способствовать повышению активности учащегося, поиску необходимой информации, созданию определённого конечного продукта. Вместе с педагогом ребёнок постепенно научится формулировать проблему, задавать правильные вопросы, предполагать дальнейший ход событий, делать выводы и исправлять допущенные ошибки. Исследовательская деятельность, организованная в соответствиями с актуальными возможностями и особенностями ребёнка с ОВЗ, будет постоянно активизировать и поддерживать познавательный интерес, способствовать развитию коммуникативных навыков, повышать мотивацию и самооценку учащегося. Наличие перечисленных качеств будет выступать свидетельством успешной социализации ребёнка. В перспективе подобная самостоятельность в учебной деятельности позволит каждому ученику двигаться по собственной траектории развития. Включение ребёнка с ОВЗ в работу над проектом позволит ему отработать навыки взаимодействия с остальными участниками команды, осознать значение социальных ролей в процессе работы над проблемой. Ориентированность в смысле собственных поступков и поступков окружающих чрезвычайно важна для формирования социальных и личностных компетенций. В подростковом возрасте формируется личностное «Я» (центральная форма эгоидентичности). Это время профориентационного становления, которое выступает одним из факторов стимулирования социализации.
Одним из немаловажных факторов успешной социализации учащихся с ОВЗ является подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и оказание помощи на этапе вступления во «взрослую жизнь».
Залогом успешной социализации детей является проведение масштабной и систематической работы специалистами социально-психологической службы школы по следующим направлениям:
- работа с администрацией школы;
- работа с педагогами, работающими с «особым» ребёнком;
- работа с ребёнком с ОВЗ;
- работа с одноклассниками учащегося с ОВЗ;
- работа с родителями ребёнка с ОВЗ;
- работа с родителями одноклассников.
Реальную возможность учитывать природные особенности и возможности детей указанной категории, предоставляет инклюзивное образование. Этот вид образования предоставляет право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Подготовка педагогов к работе с «особыми» детьми осуществляется на семинарах, конференциях, методических объединениях, курсах повышения квалификации, мастер-классах более опытных коллег и т.п.
Формирование правильного, культурного отношения к детям с особенностями в физическом и/или психологическом развитии проводится через систему мероприятий, позволяющих обычным учащимся осознать проблемы одноклассников с ОВЗ и побудить желание принять и понять ближнего.
Первые навыки социального поведения учащиеся получают ещё в дошкольном детстве, в семье. Родители детей с ОВЗ - достаточно сложная категория. От их установок, целей воспитания и отношения к ребёнку зависит успех формирования личностных качеств их детей. Грамотная и систематическая работа специалистов социально-психологической службы школы поможет наладить эффективное взаимодействие родителей и педагогов школы, сделать его более продуктивным, определить пути совместной деятельности, направленной на максимальную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители, в свою очередь, ощутив поддержку специалистов школы, станут более активными в социальном плане, объективнее оценят проблемы и возможности своих детей.
Выводы.
Таким образом, роль школы в социализации учащихся является чрезвычайно важной. Результативность процесса социализации ребёнка с ОВЗ зависит от эффективного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, целенаправленной поддержки и максимального раскрытия потенциала учащихся в различных формах жизнедеятельности. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ возможна только при комплексном подходе, учёте всех особенностей и факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка.
Литература
1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17
2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000. – 198 с.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.
4. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000. – 254 с.
- Мне нравится (1)