Обобщение опыта "Результаты использования психологического оборудования в работе педагога-психолога"
Кабинет оснащен современным визуальным и аудио оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической, психотерапевтической работы учащимися. Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. Благодаря оборудованию педагог-психолог более эффективно строит работу с учащимися по развитию мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта ребят, формирует представление о цвете, форме, величине предметов, организует занятия по развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, по коррекции эмоционально-волевой сферы, по развитию активной речи
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:
релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
стимулирование сенсорной чувствительности детей;
поддержание интереса и познавательной активности;
повышение активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_ispolzovaniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Доклад на МО
«Результаты использования
психологического оборудования
в работе педагога-психолога»
Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева
2017-2018 уч.г.
В ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка» оборудован специализированный кабинет, сенсорная комната.
Кабинет оснащен современным визуальным и аудио оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической, психотерапевтической работы учащимися. Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. Благодаря оборудованию педагог-психолог более эффективно строит работу с учащимися по развитию мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта ребят, формирует представление о цвете, форме, величине предметов, организует занятия по развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, по коррекции эмоционально-волевой сферы, по развитию активной речи
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического воздействия:
релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
стимулирование сенсорной чувствительности детей;
поддержание интереса и познавательной активности;
повышение активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
развитие воображения и творческих способностей детей;
коррекцию психоэмоциональных состояний.
Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде сенсорной комнаты, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа. Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования, необходимо помнить об имеющихся противопоказаниях к занятиям в сенсорной комнате.
При использовании сенсорного оборудования для коррекции эмоциональной сферы сначала необходимо выявить эмоциональные особенности, которыми обусловлены трудности в поведении ребенка, такие, как негативизм, уход от совместной деятельности, неуверенность, ограниченность и избирательность в контактах, и др. Эти нарушения могут быть обусловлены различными причинами. В зависимости от этих причин формируется состав группы.
В условиях сенсорной комнаты интерактивная среда позволяет не только стимулировать сенсорно-перцептивные ощущения ребёнка, но и активизировать его чувства, гармонизировать эмоциональное состояние.
Для детей с ограниченным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок или придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования сенсорной комнаты. Эта среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка с окружающими людьми. «Волшебство» сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнующей, чудесной. Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания.
Педагогам следует проявлять максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы не только привлечь детей к созерцанию интерактивного оборудования и взаимодействию с ним, но и дать им возможность наблюдать примеры эмоционального и речевого поведения, «заразить» их эмоциями, вовлечь в совместное действо. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой сенсорной комнаты.
Работа в полифункциональной интерактивной среде сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:
- использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции.
- непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка.
- релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Тренажёр «Сухой дождь» – это своего рода шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), гиперактивные детки заметно успокаиваются, а заторможенные (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За «струями» дождя можно спрятаться от внешнего мира, что особенно хорошо подходит для аутичных детей.
«Сухой дождь» многофункционален и влияет на множество органов чувств. В работе с детьми, у которых наблюдаются нарушения в развитии «сухой дождь» можно использовать следующим образом:
«Убежище». Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча прячется за лентами сухого дождя.
«Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы). Ребёнок находится под лентами дождя. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п.
О чём думают ребята, когда находятся в центре падающих лент, можно только догадываться. Но, когда я сама стою под таким дождём, чувствую какой-то сладостный цветущий покой. Как будто ты оказалась в сказочном домике!
Можно придумывать и различные дидактические игры.
Выбираем ленту по центру.
• Какого цвета лента?
• Какая лента по цвету 5-я по счёту вправо?
• Какая лента по цвету между 2-ой и 4-ой влево.
• Отсчитай и покажи каждую вторую ленту вправо.
Тактильно-развивающая панель “Разноцветное домино” (12 домино, настенный модуль). Панель “Домино” предназначена для развития мелкой моторики, тактильной и зрительной стимуляции. Идеально подходит для изучения цветов.
Пуфики, наполнены смесью из гранул полистирола и поролоновой крошки. После активных игр нужно и полезно отдохнуть, расслабиться. Для этих целей хорошо подходят пуфики - удобные сидения, принимающие форму в соответствии с изгибами тела ребенка. Сидя или лежа на нем можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Пуфики не только облегают тело, но и фиксируют позу.
Сухой бассейн, наполненный разноцветными шариками, помогает ребятам весело проводить время, получая непрерывный массаж тела в игровой форме. Он идеально подходит для снятия психологического напряжения и усталости.
Волшебная нить с контроллером светодиодная. По гибкой пластмассовой трубке, с цветными светодиодными лампочками внутри, путешествует цвет.
Скорость движения огоньков по трубке и их количество можно задать при помощи контроллера. Волшебная нить абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. А можно погрузить волшебную нить в сухой бассейн и тогда шарики заиграют разными огоньками.
Панно "Бесконечность" настенное (интерактивное, 32х32х6 см)
Интерактивное настенное панно. Имитация светящегося тоннеля уходящего в бесконечность на разноцветных светодиодах. Многообразие программ работы панно. Управление - кнопкой на боковой части корпуса.
После включения обычное зеркало преображается - в нем загораются лампочки, создающие эффект светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность. Зрелище завораживает, способствует релаксации. Размер: 32х32х6 см,
Обстановка комнаты оказывает воздействие на все органы чувств, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма. Здесь ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности
Наблюдения за учащимися 1-4 классов в течение первого полугодия 2017-2018 учебного года показали положительную динамику развития:
- положительная адаптации поступивших воспитанников к условиям обучения в школе;
- снижение уровня тревожности обучающихся в период адаптации;
- выражено позитивное отношение к занятиям;
- развитие адекватных межличностных отношений, коррекция и развитие познавательных процессов и формирование навыков адекватного общения и поведения (у 100% учащихся сформирована стойкая мотивация к взаимодействию с педагогом-психологом, у 90% сформировались стойкие навыки поведения на психологических занятиях, 50% учащихся могут планировать свою деятельность, 70% являются организаторами деятельности,
увеличилось количество учащихся с положительным настроем на деятельность, у 10% школьников изменился мотив деятельности (с необходимости на любознательность и оценку деятельности).
В результате занятий с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты у детей начальных классов формируется умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, формирует навыки адекватного общения и поведения. Это помогает предупредить негативные тенденции в поведении детей, особенно в нелёгких для них условиях обучения в школе, учит быть более активными в познании окружающей действительности.
Рекомендации психологу:
- продолжать использовать в коррекционной работе оборудование сенсорной комнаты;
- знакомить педагогов с возможностями оборудования, с целью использования на коррекционных занятиях.