Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в НОО.
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальной школы. Особенности организации работы с детьми-инвалидами и детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности
в рамках внедрения ФГОС в НОО.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.
Новая парадигма психолого-педагогического образования: обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель: создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- организация коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении;
В школе у ребенка есть две параллельные программы: одна – официальная учебная, другая – скрытая программа взаимоотношений. И именно благодаря этой второй программе формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представления о самом себе и о том, что думают о нем другие. На мой взгляд, внеурочная деятельность более подходит для развития второй программы, формирования личностных, коммуникативных и регулятивных действий.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу.
Диагностика на этом этапе определяет уровень развития будущих первоклассников, интересы и склонности ребенка, высветит их проблемные места, что поможет выделить основные направления внеурочной деятельности с будущими первоклассниками.
Форма диагностики:
- проективные методики (экспресс-диагностика интересов);
- тесты и методики на изучение интересов, склонностей, способностей (Кто ваш ребенок? Темперамент ребенка и выбор кружка, секции, занятий внеурочной деятельности; Карта интересов для младших школьников (Савенков А.И.); Анкета для родителей «Способности ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; Анкета для учителей, родителей, детей «Как определить способности ребенка 5-10 лет»; Методика определения склонностей дошкольника и младшего школьника
- методики на изучение психологических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Об эффективности внеурочной деятельности, осуществляемой различными педагогами, специалистами можно судить по адаптационной диагностике: методикам на изучение мотивационной направленности, и специально разработанным:
- Методика Гинзбурга «Беседа о школе» (внутренняя позиция школьника);
- Проективная методика «Что мне нравится в школе» (мотивации к учебной деятельности, эмоционального отношения к школе);
- Отношение ребенка к внеурочной деятельности (анкета для родителей, автор-составитель Худяшова Н.И.)
Организация психолого-педагогической поддержки школьников проводится психологом во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются психологические занятия, включающиеся в себя различные игры, упражнения, сказкотерапию (рисование), арт-терапию. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять психическое напряжение (как первостепенную задачу), формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества.
Организация групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию: на формирование познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе, внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки.
Занятия включают в себя игры, упражнения: психогимнастические, развивающие, коммуникативные, психотехнические, телесно-ориентированные, психодиагностические, релаксационные; беседы, рефлексия, метод ассоциаций, образные визуализации. Технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
Для организации сопровождения внеурочной деятельности целесообразно проводить групповые консультация для родителей будущих первоклассников, родительские собрания, на которых родители получат рекомендации по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий, и через информацию, диагностическую работу определятся с направлениями внеурочной деятельности с учетом интересов, склонностей, способностей своего ребенка.
Важное значение получают индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников и обучающихся 1-х классов, имеющих трудности в развитии, обучении, ситуации неопределенности в интересах, склонностях, способностях ребенка, несформированности учебной мотивации.
Цель просветительской работы педагога-психолога с родителями первоклассников - знакомство взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. (Практические материалы были уже представлены в рамках ресурсного центра).
Повышение психологической культуры родителей. Групповые, индивидуальные консультации, родительские собрания, родительский всеобуч, печатные издания, материалы кабинета психологов на школьном сайте.
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ может состоять:
- в снятии нервно-психического напряжения;
- коррекции самооценки;
- развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания;
- преодолении пассивности;
- формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
- преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Особой задачей становится сопровождение не только детей с ОВЗ, но и их семей. Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является трагедией.
В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях:
- психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями;
- социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами,
- соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
- Особенности семей, имеющих детей с патологией:
- Нарушение взаимодействие с социумом;
- Нарушение внутрисемейных отношений, в особенности супружеских;
- Возможно нарушение репродуктивного поведения;
- Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка;
- Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом.
Организация методической работы с педагогами направлена на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдениями взрослых за детьми в первые недели обучения.
Результатом аналитической работы становится осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников, результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы по сопровождению обучающихся, представленных на психолого-педагогических совещаниях, консультациях.
Положительным моментом организации внеурочной деятельности для учителей, различных специалистов является динамика личностного развития тех педагогов, которые реализуют свой творческий потенциал в области, не являющейся предметом его труда. Это, безусловно, способствует профилактике профессионального выгорания педагогов.
Наблюдения, результаты диагностики показывают, что грамотно организованная внеурочная деятельность не является дополнительной «ненужной» нагрузкой для младшего школьника, а деятельностью, раскрывающей и развивающей потенциал ребенка.