Медиация как альтернативное решение конфликтов.
Современная инновационная практика разрешения конфликтов (разногласий, противоречий) с участием нейтральной третьей стороны. Сильные стороны, принципы и этапы медиации. Виды медиации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatsiya_kak_alternativnoe_reshenie_konfliktov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Медиация как альтернативное решение конфликтов.
Медиация – современная инновационная практика разрешения конфликтов (разногласий, противоречий) с участием нейтральной третьей стороны.
Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Медиация – добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает сторонам в достижении взаимоприемлемого соглашения в споре (конфликте). Её целью является достижение сторонами соглашения (согласия) при максимальном учете их интересов. Это деятельность в области организации коммуникации, которая имеет свои правила, достаточно регламентированную процедуру, тщательно отработанные коммуникативные техники и стратегии.
Почему медиация является действенным механизмом? Обозначим сильные стороны медиации:
- Медиация добровольная (как правило, в отличие от судебного процесса, малого педсовета, совета профилактики).
- Заключение соглашения (в случае достижения согласия. В других формах – решение принудительное (мягко принудительное – советующее).
- Решение принимается сторонами (медиатор – нейтральная третья сторона). (В других формах решение принимается (инициируется) третьей стороной).
- Предоставление доказательств и аргументов (каждый человек имеет право на свою правду).
- Неформальный характер (формальный характер – четкие правила).
- Стороны свободно выбирают, когда и как будут общаться.
- Частный характер (публичный характер).
Преимуществами процесса медиации являются:
- добровольность участия сторон и возможность покинуть процесс в любой момент времени до заключения соглашения (письменного, устного);
- возможность сторонам говорить то, что они думают и чувствуют;
- восстановление процесса нормального общения;
- стороны имеют свой «гарантированный день»;
- стороны имеют возможность активно участвовать в процессе;
- конфиденциальность процесса.
Фундаментальные принципы медиации:
- Добровольность участия сторон в медиации;
- Конфиденциальность процесса;
- Нейтральность, непредвзятость и независимость медиатора;
- Самостоятельное принятие решения сторонами;
- Равенство сторон.
Базовые принципы медиации:
- Добровольность участия сторон в медиации;
- Конфиденциальность процесса (особенно сепаратные встречи, связанные либо со статусом, информацией, которую не желает разглашать);
- Нейтральность, непредвзятость и независимость медиатора (самое сложное);
- Самостоятельное принятие решения сторонами (роль медиатора состоит в помощи сторонам найти возможные пути решения спора);
- Стороны имеют равные права при проведении медиации.
Медиатор следит за соблюдением основных принципов и правил в процессе медиации и при этом имеет право прервать его в случае их нарушения; играет значительную роль в создании доверительной атмосферы для сторон спора.
Этапы медиации:
- Введение в процесс медиации;
- Представление сторонами сути их разногласий;
- Исследование интересов сторон и возможных альтернативных вариантов выхода из конфликта;
- Дискуссия сторон;
- Подготовка и заключения соглашения.
Рассмотрим этапы медиации подробнее:
- Введение в процесс медиации (подробный рассказ медиатора о принципах, правилах и ходе работы; основные правила для участников: давать другой стороне высказывать свое мнение и в это время внимательно ее слушать, не перебивать говорящего, не высказывать оскорбительных выражений, выдерживать вежливый тон общения, общение через медиатора);
- Представление сторонами сути их разногласий (конфликта) (стороны по очереди описывают ситуацию со своей точки зрения);
- Исследование интересов сторон и возможных альтернативных вариантов выхода из конфликта (стороны говорят о том, чего они хотят добиться в процессе встречи);
- Дискуссия сторон (выработка вопросов для обсуждения и дальнейший совместный анализ выдвигаемых сторонами предложений по каждому вопросу для урегулирования конфликта);
- Подготовка и заключения соглашения (решение должно быть конкретным, реалистичным (выполнимым), сбалансированным, установлен срок для выполнения).
Навыки и техники эффективной медиации широко известны и психологам, и педагогам. Другое дело их практическое использование в повседневности.
Достаточно эффективно складывается работа Школьной Службы Примирения с привлечением учащихся-медиаторов, особенно для конфликтов между учащимися (общение на равных (старший подростки и старшеклассники), «старший брат», «старшая сестра» (в начальном и среднем звене)). Естественно, что учащиеся должны быть обучены процедуре медиации, навыкам и техникам коммуникации, возраст – 8-11 классы. Куратор ШСП должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.
Виды медиации:
- Внутриорганизационная медиация;
- Коммерческая медиация;
- Семейная медиация;
- Медиация в криминальных делах;
- Школьная медиация;
- Нарративная медиация.
Охарактеризуем виды медиации:
- Внутриорганизационная медиация (разрешение конфликтов на предприятиях, в учреждениях между сотрудниками, группами сотрудников, начальником и подчиненными и т.д.);
- Коммерческая медиация (урегулирование конфликтов между партнерами, поставщиками, клиентами и конкурентами; прибегают к ней и в тех ситуациях, где сторонам важно сохранить партнерские отношения в дальнейшем);
- Семейная медиация (отличается высокой степенью эмоциональной напряженности, показала высокую эффективность в процессе расставания партнеров, в особенности, если есть дети);
- Медиация в криминальных делах (восстановительное правосудие – это примирительные процедуры между потерпевшим и правонарушителем, виновность которого доказана, который признает свою вину и готов загладить причиненный вред; происходит только с разрешения суда или полиции);
- Школьная медиация (куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять работу службы, ее развитие; допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно; если в результате конфликта стороне (учащемуся) нанесен материальный ущерб, то присутствие взрослого обязательно);
- Нарративная медиация (сосредоточивается на историях (имеющих место в культурно-историческом контексте), которые люди используют для того, чтобы придать согласованность своей личной и профессиональной жизни, взаимоотношениям с близкими людьми и с сообществом. Задача НМ состоит в том, чтобы помочь людям преодолеть раскол, порождаемый конфликтом, путем работы с историями, в которые конфликт встроен, а не путем поиска «объективной истины». Терапевтическая медиация).
Безусловно, технология медиации не является единственной панацеей в разрешении конфликтов. Иные формы разрешения проблем и споров, возникающих в школьной среде, подчинены своим определенным целям, и имеют свое решающее значение. И тем не менее, медиация за более чем 10 лет существования доказала свою эффективность тем, что стороны получают удовлетворение от решения спора на двух-трех уровнях:
- процедурном (уважительное отношение (равные права сторон), ищется не виновный, а способ разрешения конфликта);
- эмоциональном или психологическом (отражены чувства человека, он услышан, понят),
- материальном (возмещение ущерба).