«Повышение качества коррекционно - образовательной деятельности через создание условий для проявления инициативности и самостоятельности детей, как целевого ориентира для развития творческого воображения, любознательности, мотивации познания, коммуникатив
Основная сверхзадача ФГОС ДО – создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум для воспитателей | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС «Тополек» г. Волгодонска
Консультация для педагогов
на тему:
«Повышение качества коррекционно - образовательной деятельности через создание условий для проявления инициативности и самостоятельности детей, как целевого ориентира для развития творческого воображения, любознательности, мотивации познания, коммуникативных способностей»
подготовила: педагог-психолог
Кинарейка Ольга Анатольевна
Уважаемые коллеги, я уверена, что каждый из нас понимает важность повышения качества коррекционно - образовательной деятельности в нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья - с тяжелыми нарушениями речи.
За последние 15-20 лет резко увеличилось число детей с проблемами в развитии (речевом, познавательном, эмоциональном), в том числе не справляющихся с освоением программы начальной школы.
Я хочу обратить ваше внимание на сложившуюся ситуацию, которая ставит определенные задачи, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Он ориентирован, прежде всего на развитие личности ребенка, (а не его обучение).
Основная сверхзадача ФГОС ДО – создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности.
Это означает максимальное использование тех возможностей, которые предоставляются для развития ребенка на стадии дошкольного детства, имеющей уникальное значение для развития творческого воображения, любознательности, мотивации познания, коммуникативных способностей.
Все эти способности складываются в разных формах детской деятельности:
в игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии художественной литературы, сказки и в др. формах.
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных проблем.
Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников.
- Итак, а что-же подразумевается под инициативностью? Инициатива
– (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком- либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях (Советский энциклопедический словарь)
Самостоятельность характеризуется, как – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности, способствует / освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра - позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
2) Продуктивные виды деятельности? это… – конструирование, рисование, лепка, аппликация.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) метод Само организованной деятельности.
Что включает с себя самоорганизация?
Это деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду имеется в виду предметно – развивающую среду в ДОУ, которая будет обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Иногда бывает достаточно начать самому какую-либо увлекательную деятельность или начать игру с одним ребенком – другие, несомненно, сами присоединятся к ней.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) метод Трудовая деятельность.
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Метод «проектов». Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
6) Развитие коммуникативных качеств.
В процессе развития коммуникативных качеств. Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков: 1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
7) метод - Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий. В ежедневных разработках занятий мы должны ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения.
На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.
Существуют главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности.
Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного.
В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела.
Подводя итог - можно сказать, что такую черту личности ребенка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Игры на развитие инициативы и самостоятельности.
Дидактические игры. «Запоминалка» (Автор: Смирнова О.А.) Цель - визуальное развитие. Ход. Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше. «Придумай свой вопрос»
Цель - Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовывать его. Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.
«Найди предмет» Цель - научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно слушать задания. Ход. Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку предмета в пространстве группы (например найти что-нибудь квадратное). После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли, желательно не повторятся.
«Сочинялка»
Цель - научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет. Ход. Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.
«Почтальон»
Цель - выучить домашний адрес, описывать свой дом.
Ход. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).
«Что в чудесном мешочке?»
Цель - знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек. «Я никогда не…» Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Представиться по-разному»
Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя2: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
Подвижные игры.
«Человек к человеку»
Ход. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».
«Поздороваться носами» Ход. За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д. «На одну букву»
Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3 «Поздороваться за руку с максимальным количеством людей» Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
«Зеркала» Цель - закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и придумывание новых движений.
Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.
«Передай мяч»
Цель - снятие излишней двигательной активности. Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч товарищу, предварительно назвать имя, и не уронить его. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
«Рыбак»
Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор
. Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут, «подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»! - «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком. «Кто соберет больше всего шишек?» Нужно: шишки, корзинки, колокольчик. Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик, останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.
Сюжетно-ролевые игры
«Семья»
Цель - научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. Ход. Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут в устройстве праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу.
«Нам весело»
Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными. Ход. Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».
«Цирк»
Цель -научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу. Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится представление. Дети могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты (по желанию) объединяются в группы или индивидуально, придумывают себе номер, приобретают билеты в кассе проходят в зал, занимают места. Артисты выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой. Они показывают представление. Это могут быть уже знакомые номера, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят друг друга за представление.
«Космическое приключение»
Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.
Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.