Гендерный подход
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в образовании
Из энциклопедии. Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Что такое гендерология?
В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.
Социальные роли = гендерные роли
Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин
Гендерные роли и гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины
Мужчина
Логичность
Абстрактность
Инструментальность
Сознательность
Власть
Порядок
Независимость
Индивидуальность
Сила
Импульсивность
Активность
Непостоянство
Неверность
Радикализм
Женщины
Интуитивность
Конкретность
Экспрессивность
Бессознательность
Подчинение
Хаос
Близость
Коллективность
Слабость
Статичность
Пассивность
Постоянство
Верность
Консерватизм
Полоролевые типы:
Мужественный
Женственный
Андрогинный
Недифференцированный.
Мужественный
Женственный
Андрогинный
Недифференцированный.
Гендерный подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества.
Гендерный подход в образовании.
- высшие учебные заведения
- общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и среднего профессионального образования.
Факторы :
социально – культурные
политические
организационно – финансовые
личностные
Социально – культурные факторы , изменения в жизни общества, роли и поведение в семье, изменения самого дискурса в обществе о типично женском и типично мужском
Политические факторы, активизация независимых женских организаций, проникновение феминистических теорий.
Организационно – финансовые факторы - появление финансовых источников для гендерных исследований, поддержки гендерного просвещения преподавателей
Личностный фактор - появление сторонников гендерного подхода в образовании среди педагогов – ученых, разработка ими программ и учебных пособий.
Вывод:
Организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, преподаватели обрекают своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка
Цель гендерного подхода в образовании
Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных
Из истории смешанного образования
Создание многочисленных программ совместного обучения мальчиков и девочек в виде ранней математизации, формализации, компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания в образовании детей первых классов школы и даже дошкольников
Трудности совместного обучения
Большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик
Негативные тенденции межполовых отношений
Деформация социального опыта мальчиков
Особенности девочек при совместном обучении
Изменение социальных ролей в старшей школе
Гендерные предпочтения учителей
Феминизация мальчиков
Депривация потребностей девочек
Противоречие между содержанием и формами обучения
Роль учителя - Задача: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола
Принципы для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы
Демократичность
Природосообразность
Соответствие требованиям времени