"Коммуникативная компетентность педагогов"

Кинарейка Ольга Анатольевна

 Внедрение ключевых идей модернизации образования через развитие профессиональной компетентности педагогов на должном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультирование педагогов122 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Волгодонска

Консультация для педагогов

тема:

«Коммуникативная компетентность педагогов»

Цель: Внедрение ключевых идей модернизации образования через развитие профессиональной компетентности педагогов на должном уровне.

Задачи: 

- эффективное применение в реальной образовательной практике умение  мобилизировать  имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах профессионального общения;

- осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

- обеспечение главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.

подготовила: педагог-психолог  Кинарейка О. А.

 

Добрый день уважаемые коллеги!

Что значит для вас быть коммуникативно -  компетентным педагогом?

Итак, быть компетентным - уметь мобилизировать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Профессиональная компетентность – не сводится только к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике (т.е. умение мобилизировать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах со всеми участниками образовательного процесса).

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований:

1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

2. «Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических и личностных барьеров часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений.

3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

4. Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль за внешним «сопровождением», над мимикой, жестами, интонацией, позой.

5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.

6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

7. Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

8. Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.

- Что является главной целью коммуникативного процесса?

                          ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

Действительно очень многое зависит от нас педагогов в процессе взаимодействия                                                                         Причем, от нас зависит не только то, что мы сказали родителям или другим педагогам, но и от того как преподнесли информацию» 

В подтверждение к этому притча «Страшный сон»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал. «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который выслушав сон сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных» Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал  ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Мораль: форма и содержание связаны на столько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано.

Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму общения, поскольку именно начало разговора может повлиять на его успешность. Кроме того, следует выбрать форму приветствия. Существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из низ состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз)

Упражнение в кругу. Каждый участник получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например Шушаника Минична. В ответ первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника, например: «Очень приятно, Шушаника Минична с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое  имя Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь пожалуйста». И так до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Очень приятно наблюдать, когда люди относятся друг к другу с уважением. А как вам дорогие участники, такой метод запоминания?

Посмотрим как на практике как будет помогать данная техника для запоминания имен и отчеств.

 Деловая игра «Конфликтные ситуации».

Предлагается  ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики.

Все участники семинара делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание: найти выход из конфликтной ситуации.

Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.

1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

 Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

 В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

3. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

4. Маша – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

Воспитатель выслушала маму и ушла. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Комментарий психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

5.Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Комментарий психолога: Эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть медсестра сама еще раз разъяснит родителю санитарно – гигиенические правила детского сада.

Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

« Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого». Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.

Неприятное слово конфликт и порой неприятное зрелище. Особенно когда в него вовлечены дети. К сожалению так часто бывает в семье. Через рисунок «Моя семья», можно пронаблюдать конкретные конфликтные ситуации.

Наша задача заключается в информированности родителей – просвещение на консультациях, родительских собраниях, просто размещение полезной информации в родительских уголках о важности эмоционального благополучия в семье.

В связи с эти я предлагаю педагогическое тестирование

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

Упражнение «Нити счастья»

А сейчас на минутку, я хочу предложить вам представить себя в роли волшебников, которые могут все  и даже соткать полотно своего счастья. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сейчас мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Передавая моток по кругу, нужно ответить на вопрос о том, что такое счастье?                                                                                                               Вывод: Счастье, сколько в него заложено смысла. Но главное Счастье, когда тебя понимают, вы согласны?

Упражнение « Ассоциации».

Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.

Кто хочет сказать из вас,  с чем у него ассоциируется слово « конфликт»?  Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Упражнение «Яблочко и червячок»

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Участникам предлагается открыть глаза и записать свой ответ.

Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их. Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума; П - положительное отношение;

Р - рациональное мышление; С – сотрудничество;

                       Т - терпимость к людям.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость; П - положительное отношение; Р - рациональное мышление; С – сотрудничество; Т - терпимость к людям.

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований:

1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

2. «Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических и личностных барьеров часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений.

3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

4. Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль за внешним «сопровождением», над мимикой, жестами, интонацией, позой.

5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.

6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

7. Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

8. Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.