Программа коррекционного курса коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация»
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) составлена на основе:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Чумаковская школа-интернат для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей ,с ограниченными возможностями здоровья ".
Программа коррекционного курса коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация»
Разработала :Прудникова Т.В., педагог-психолог
Iкв.категории.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) составлена на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Постановления Главного государственного санитарного врача РЙФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», САПиН 2.4.2.2821-10, утверждённых санитарным врачом РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушения развития (вариант 2)
Цели:
- Преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии;
- Гармонизация личности и межличностных отношений учащихся;
- Формирование навыков адекватного поведения;
- Способствовать интеграции в общество.
Коррекционно-развивающие занятия направлены:
- на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- на формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;
- на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
2. Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс коррекционно-развивающих занятий ««Социально-психологическая адаптация» относится к обязательной части учебного плана.
Срок реализации – 13 лет.
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.
Курс коррекционно-развивающих занятий «Социально-психологическая адаптация» проводится по 2 часа в неделю. Общий объём времени составляет 882 часа (в 1-ом доп. классе - 66 часов, 33 учебные недели, в 1-4 классах - по 68 часов в каждом классе, по 34учебные недели – всего 338 часов, в 5-12 классах – по 68 часов в каждом классе, по 34учебные недели – всего 544 часа).
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Социально-психологическая адаптация»
Ожидаемые личностные результаты психокоррекционных занятий с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся могут включать:
Класс | Личностные | Предметные результаты | ||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
11-4 | основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, развитие доброжелательности | осознание себя как "Я"; развитие самостоятельности; развитие этических чувств; умения не создавать конфликтов; | социально-эмоциональное участие в процессе общения формирование уважительного отношения к окружающим; | социально-эмоциональное участие в совместной деятельности; |
5-9 | осознание себя как "Я"; развитие самостоятельности развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; | освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие понимания и сопереживания чувствам других людей; | социально-эмоциональное участие в совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир; | формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, |
10-12 | развитие мотивов учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | формирование личностного смысла учения; развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
5. Содержание коррекционного курса «Социально-психологическая адаптация»
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4 основных блока:
- Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- - расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Темы | 1-4 класс | 5-9 класс | 10-12 класс |
Введение | 3 | 5 | 3 | |
I.Развития и коррекция познавательной сферы. | 130 | 135 | 90 | |
1. | Мое внимание | 20 | 20 | 15 |
2. | Моя память | 25 | 25 | 15 |
3. | Мое мышление | 25 | 25 | 15 |
4. | Мир вокруг меня | 20 | 25 | 15 |
5. | Мы говорим | 10 | 20 | 15 |
6. | Мир слов | 20 | 20 | 15 |
II. Самопознание. | 110 | 115 | 48 | |
1. | Что я знаю о себе | 20 | 10 | 12 |
2. | Зачем нужно знать себя? | 10 | 10 | 6 |
3. | Мое тело | 20 | 20 | 12 |
10. | Мой внутренний мир | 20 | 25 | 6 |
11. | Мои личные качества | 20 | 25 | 6 |
12. | Моя самооценка | 20 | 25 | 6 |
III/ Развитие коммуникативных навыков | 60 | 50 | 45 | |
13. | Мы общаемся | 20 | 10 | 15 |
14. | Мы дружим | 20 | 20 | 15 |
15. | Мы культурные | 20 | 20 | 15 |
IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 35 | 35 | 18 | |
16 | Мои эмоции | 20 | 15 | 12 |
17 | Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ. | 15 | 20 | 6 |
ИТОГО | 338 | 340 | 204 |
№ | Темы | 1-4 класс | Виды учебной деятельности |
Введение | 3 | Приветствия, релаксационные упражнения | |
I.Развития и коррекция познавательной сферы. | 130 | ||
1. | Мое внимание | 20 | Игра третий лишний , игра «Кто у нас самый внимательный» Игра «Вот так» «История в картинках»,классификация предметов Упражнения «Природные стихии» «Природные запахи» релаксационные упражнения , игры « Называем друг друга цветами и фруктами», карточки настроения, «Какие животные живут вокруг нас» игра «Времена года». |
2. | Моя память | 25 | |
3. | Мое мышление | 25 | |
4. | Мир вокруг меня | 20 | |
5. | Мы говорим | 10 | Коммуникативные игры, Упражнения « Пирамидка», Игра « Добрые слова», игра «Найди предмет такого же цвета» |
6. | Мир слов | 20 | |
II. Самопознание. | 110 | ||
1. | Что я знаю о себе | 20 | Игры « Кто я?» |
2. | Зачем нужно знать себя? | 10 | Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие» |
3. | Мое тело | 20 | Игра «Части тела» , |
10. | Мой внутренний мир | 20 | Игра «Покажи настроение», карточки настроения. Рисуем , игры в мяч. |
11. | Мои личные качества | 20 | «Солнце светит для кого кто…», Игра « Что я умею» |
12. | Моя самооценка | 20 | Упражнение «Улыбнись другу». |
III/ Развитие коммуникативных навыков | 60 | ||
13. | Мы общаемся | 20 | Игра «Как мы общаемся», карточки настроения, упражнения « Я рад общаться с тобой» |
14. | Мы дружим | 20 | «Вот какие мы друзья», игра «Ласковое имя» |
15. | Мы культурные | 20 | «Вежливые дети», игра «Мы пришли в гости», игра «Мы идем в столовую». |
IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 35 | ||
16 | Мои эмоции | 20 | Игра «Азбука эмоций» |
17 | Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ. | 15 | Игра « Наше здоровье», «Здоровая еда» |
ИТОГО | 338 |
№ | Темы | 5-9 класс | Виды учебной деятельности |
Введение | 5 | Приветствия, релаксационные упражнения. Рисунок «Как я провел лето. Коллаж «впечатления лета» | |
I.Развития и коррекция познавательной сферы. | 135 | ||
1. | Мое внимание | 20 | Игра третий лишний, игра «Кто у нас самый внимательный» Игра «Вот так» «История в картинках»,классификация предметов Упражнения «Природные стихии» «Природные запахи» релаксационные упражнения , игры « Называем друг друга цветами и фруктами», карточки настроения, «Какие животные живут вокруг нас» игра «Времена года». |
2. | Моя память | 25 | |
3. | Мое мышление | 25 | |
4. | Мир вокруг меня | 25 | |
5. | Мы говорим | 20 | Коммуникативные игры, Упражнения « Пирамидка», Игра « Добрые слова», игра «Найди предмет такого же цвета» |
6. | Мир слов | 20 | |
II. Самопознание. | 115 | ||
1. | Что я знаю о себе | 10 | Игры « Кто я?» Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие» Игра «Части тела» , Игра «Покажи настроение», карточки настроения. Рисуем , игры в мяч. «Солнце светит для кого кто…», Игра « Что я умею» Упражнение «Улыбнись другу». |
2. | Зачем нужно знать себя? | 10 | |
3. | Мое тело | 20 | |
10. | Мой внутренний мир | 25 | |
11. | Мои личные качества | 25 | |
12. | Моя самооценка | 25 | |
III/ Развитие коммуникативных навыков | 50 | ||
13. | Мы общаемся | 10 | Игра «Как мы общаемся», карточки настроения, упражнения « Я рад общаться с тобой» «Вот какие мы друзья», игра «Ласковое имя» «Вежливые дети», игра «Мы пришли в гости», игра «Мы идем в столовую». |
14. | Мы дружим | 20 | |
15. | Мы культурные | 20 | |
IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 35 | ||
16 | Мои эмоции | 15 | Игра «Азбука эмоций», «Мы радуемся» «Мы гневаемся», упражнения «спектр эмоций»,упражнения «Дракон» Игра « Наше здоровье», «Здоровая еда»,упражнения «Как не поддаться влиянию» . |
17 | Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ. | 20 | |
ИТОГО | 340 |
№ | Темы | 10-12 класс | Виды учебной деятельности |
Введение | 3 | Приветствия, релаксационные упражнения. Творческая работа «Летние деньки» | |
I.Развития и коррекция познавательной сферы. | 90 | ||
1. | Мое внимание | 15 | Игра третий лишний , игра «Кто у нас самый внимательный» Игра «Вот так» «История в картинках»,классификация предметов Упражнения «Природные стихии» «Природные запахи» релаксационные упражнения , игры « Называем друг друга цветами и фруктами», карточки настроения, «Какие животные живут вокруг нас» игра «Времена года». |
2. | Моя память | 15 | |
3. | Мое мышление | 15 | |
4. | Мир вокруг меня | 15 | |
5. | Мы говорим | 15 | Коммуникативные игры, Упражнения « Пирамидка», Игра « Добрые слова», игра «Найди предмет такого же цвета» |
6. | Мир слов | 15 | |
II. Самопознание. | 48 | ||
1. | Что я знаю о себе | 12 | Игры « Кто я?» Упражнения «Чем я отличаюсь от других?», «Я и другие» Игра «Части тела» , Игра «Покажи настроение», карточки настроения. Рисуем , игры в мяч. «Солнце светит для кого кто…», Игра « Что я умею» Упражнение «Улыбнись другу». «Я ответственный» |
2. | Зачем нужно знать себя? | 6 | |
3. | Мое тело | 12 | |
10. | Мой внутренний мир | 6 | |
11. | Мои личные качества | 6 | |
12. | Моя самооценка | 6 | |
III/ Развитие коммуникативных навыков | 45 | ||
13. | Мы общаемся | 15 | Игра «Как мы общаемся», карточки настроения, упражнения « Я рад общаться с тобой» Упражнение «Почувствуй спину друга» «Вот какие мы друзья», игра «Ласковое имя» «Вежливые дети», игра «Мы пришли в гости», игра «Мы идем в столовую». |
14. | Мы дружим | 15 | |
15. | Мы культурные | 15 | |
IV.Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | 18 | ||
16 | Мои эмоции | 12 | Игра «Азбука эмоций», рисуем свои эмоции, психотренинг «Мой мир эмоций», «как контролировать эмоции» Психотренинг « Наше здоровье», психотренинг «Здоровая еда», психотренинг «Что я ем ?» |
17 | Влияние вредные и позитивные.ЗОЖ. | 6 | |
ИТОГО | 204 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для создания оптимальных условий организуются места для проведения как индивидуальной, так и групповой формы занятий.
Для применения разных форм взаимодействия с обучающимися в процессе психокоррекции используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей.
Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения
которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы.
Предметная наглядность (реальные и натуральные объекты)
- животные:
- гербарии;
- растения;
- изобразительная наглядность;
- макеты;
- муляжи;
- коллажи.
Графические средства для альтернативной коммуникации:
- коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки с различной тематикой для расширения кругозора;
- репродукции.
Технические средства обучения
- аудио и аудиовизуальные устройства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- магнитофон (музыкальный центр);
- видеомагнитофон;
- телевизор;
Дидактическое обеспечение:
- системы символов (например, «Bliss»);
- компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений поведения;
- слайды;
- фото;
- записи на CD, аудиодисках и флэш-картах;
- магнитные записи;
- видеофильмы.