Групповое консультирование

Карабанова Гульнара Хамитовна

В данной работе представлены особенности групповго консультирования: цели, основные принципы, ограничения  групповго консультирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Групповое консультирование96.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Групповое консультирование Работу выполнила: м агистр 2 курса Назипова Гульнара

Слайд 2

Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе.

Слайд 3

Групповое консультирование имеет следующие цели : работа с проблематикой участников группы: изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении; укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического; коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой; осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.; формирование способности к самонаучению и самокоррекции , то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений; коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования; раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни.

Слайд 4

В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы: принцип “здесь и теперь” , предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем “, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние ;

Слайд 5

принцип искренности и открытости , предполагающий соблюдение следующих правил : • все, что рассказывается в группе, является правдой; • участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания; предоставление честной обратной связи, в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать;

Слайд 6

принцип Я , предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений; принцип активности , предполагающий активное участие всех членов группы и не допускающий возможности пассивно “отсидеться”; принцип права выбора , означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;

Слайд 7

принцип ответственности , предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы; принцип конфиденциальности , означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.

Слайд 8

О тличительные особенности группового консультирования : группа как мини-модель социума , так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные;

Слайд 9

групповая динамика , понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики: • включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников; • может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;

Слайд 10

ролевые стереотипы участников группы , позволяющие: • выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников; • анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы; • анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.

Слайд 11

В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального : использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия; помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства: • ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью; • взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы; • групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы; • личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.

Слайд 12

П реимущества группового консультирования: помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими; возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику; возможность получения эмоциональной поддержки и принятия стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;

Слайд 13

возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами - членами группы; возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;

Слайд 14

возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты; облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми; экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.

Слайд 15

Ограничения группового консультирования: не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной; групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику ;

Слайд 16

при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»); далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»; трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная ; давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;

Слайд 17

в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать « самоценностью »; группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения; в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.