Тренинг для педагогов «Ключ невербального доступа»
Выявление и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_dlya_pedagogov.docx | 19.68 КБ |
u_kazhdogo_svoy_mir.pptx | 1.36 МБ |
harakteristiki.docx | 118.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«Ключ невербального доступа»
Во ФГОС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Выявление и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.
Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается в звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий рассматривает новые рисунки и необычные предметы.
Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий – визуал, для него главной является зрительная информация.
Среди взрослых чаще встречаются дискреты (дегитальная) – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, поэтому у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы.
Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия.
В среднем модальностей восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.
Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.
2. Рассмотрим основные характеристики каждого типа.
Ведущая репрезентативная система дошкольника (раздаются листы с характеристиками)
3. Сейчас я предлагаю определить ведущую модальность у известных нам героев сказки «Винни – Пух и все-все-все…» (на слайде изображения героев сказки и речь героев).
- Винни Пух, естественно, КИНЕСТЕТИК – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, голос низкий, постоянно почесывается.
- Кролик, скорее ВИЗУАЛ, очками это особенно подчеркивается. Тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено, голос достаточно высокий.
- Сова более подходит на АУДИАЛА – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух. Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.
- На роль ДЕГИТАЛА явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понуруй, говорящий обще и на отвлеченные темы с самим собой.
- К какому типу принадлежит Пяточок, определить не удалось – мы постановили считать его ПОЛИМОДАЛЬЩИКОМ, то есть хорошо ориентируется во всех каналах сразу.
4. Методика «Ключи внутреннего доступа»
А какие органы чувств «откликаются» у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу модальности относитесь вы? Как вы воспринимайте окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.
Тест на определение типа восприятия
Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. 1."Скорость – это…”
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)
2."Плохая погода”
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)
3."Мёд”
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)
4."Море”
а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
5."Усталость”
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)
6."Снег”
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
7."Вечер”
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)
б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)
8."У костра”
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)
9."Дерево”
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)
10."Город”
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)
Интерпретация: Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).
Если больше:
(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения
(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха
(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения
5. Подведение итогов, рефлексия.
Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников.
И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У каждого свой внутренний мир
Репрезентативная система
Аудиалы Лучше всего дается: Познают мир через звуки Раньше начинают говорить, большой словарный запас, много говорят Любят слушать музыку, аудио-сказки, беседовать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать Общительны Могут придумывать игры и истории Не любят дисгармоничные звуки – скрип, шум Хуже всего дается: Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках) Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры) В речи часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…»
Кинестетики Лучше всего дается: легко запоминают цвет, форму, размер, любят рассматривать картинки в книгах, любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы , думают образами, развита фантазия, важно какой цвет одежды, аккуратны, держат дистанцию, чтобы видеть собеседника, не очень разговорчивы Хуже всего дается: Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках) Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры) В речи часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…»
Визуалы Лучше всего дается: Больше опираются на зрительные ощущения (легко запоминают цвет, форму, размер) Новый объект сначала рассмотрят Любят рассматривать картинки в книгах Любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы (в/действие глаз и рук) Думают образами, развита фантазия Важно какой цвет одежды, аккуратны Держат дистанцию, чтобы видеть собеседника Не очень разговорчивы Хуже всего дается: Хуже запоминают на слух Менее общительны Слабая физическая координация (двигательная память) Употребляют слова «смотри, красивый, яркий, я видел, выглядит, вижу, прозрачный, Я…»
Дискреты ( дегиталы ) Лучше всего дается: перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Знание типа восприятия собеседника помогает убеждать и объяснять свою точку зрения. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. Хуже всего дается: сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, поэтому у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю» «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»
Модальности типов восприятия 25% 16% 34% 25%
Винни-Пух « Пух почувствовал, что должен немедленно преподнести бедному ослику какой - нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пяточка, пытающегося дотянуться до кнопки звонка. -Здравствуй, Винни . Привет, Пяточек. Ты что тут делаешь? Хочу позвонить . Я шел мимо… - Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пяточок : у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там заснули что ли? Пух, это же твой дом! А, верно. Ну тогда войдем.» Кинестетик
Что значит «я»? «Я» бывают разные! «Я» - значит я, Винни-Пух . Ты в этом уверен? Ну конечно! Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза. - Действительно Винни -Пух… Визуал Кролик
Диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшке из -под меда: Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух.» И это все. А что ещё? Надо написать так: «Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни!» Здорово ! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух». Сова Аудиал
- Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему по какой причине? И какой из этого следует вывод? Ослик Иа Дегитал
К какому типу принадлежит Пяточок , определить не удалось и мы постановили считать его ПОЛИМОДАЛЬЩИКОМ , то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.
Методика «Ключ внутреннего доступа» 1."Скорость – это…” а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+) б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*) в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@) 2."Плохая погода” а) завывание ветра, стук капель. (*) б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@) в) тусклое небо, серые тучи. (+) 3."Мёд” а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@) б) золотистая, прозрачная жидкость. (+) в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*) 4."Море” а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+) б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@) в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
5."Усталость” а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@) б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+) в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*) 6."Снег” а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+) б) холодный, мягкий, пушистый. (@) в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*) 7."Вечер” а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+) б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*) в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@) 8."У костра” а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@) б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+) в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)
9."Дерево” а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*) б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+) в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@) 10."Город” а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@) б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+) в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)
Идеальный мир есть! Но у каждого он свой! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Ведущая репрезентативная система дошкольника
Онтогенез: | Кинестетик --- > | Аудиал ------> | Визуал -----> |
Речевые сигналы доступа | В речи много слов «холодно, жарко, мягко, больно, удобно, свободно, чувствую, схватывать, держать…» | В речи часто употребляют: «голос, послушайте, слышишь, шумно, тихо, скажите, молчаливый, тишина…» | Употребляют слова «смотри, красивый, яркий, я видел, выглядит, вижу, прозрачный, Я…» |
Глазные сигналы доступа | |||
Особенности | Познают мир через прикосновения, движения, рано начинают ходить Много двигаются, хорошо развита моторика Любят активные игры, прыжки, бег, борьбу, спорт вообще Любят всё трогать, ощупывать, «смотрят руками» Их игрушки недолговечны: разбирая, они познают мир Очень привязаны к маме, любят обниматься Малая дистанция, чтобы можно было прикасаться | Познают мир через звуки Раньше начинают говорить, большой словарный запас, много говорят Любят слушать музыку, аудио-сказки, беседовать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать Общительны Могут придумывать игры и истории Не любят дисгармоничные звуки – скрип, шум | Больше опираются на зрительные ощущения (легко запоминают цвет, форму, размер) Новый объект сначала рассмотрят Любят рассматривать картинки в книгах Любят рисовать, раскрашивать, вырезать картинки, складывать пазлы (в/действие глаз и рук) Думают образами, развита фантазия Важно какой цвет одежды, аккуратны Держат дистанцию, чтобы видеть собеседника Не очень разговорчивы |
Особенности внимания | Трудно концентрировать свое внимание, можно отвлечь чем угодно | Легко отвлекаются на звуки | Шум не мешает |
Запоминание | Лучше запоминают, двигаясь | Легко запоминают на слух | То, что видел, запоминает картинами |
Слабые стороны | Трудно усидеть на месте и заниматься одним делом, неусидчивые С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются | Зрительное восприятие (напр. поиск сравнений на картинках) Моторное восприятие (бег, лазание, не очень любят подвижные игры) | Хуже запоминают на слух Менее общительны Слабая физическая координация (двигательная память) |
Рекомендации в работе педагога | Чаще обнимать, прижимать к себе, целовать Реже говорить: «Не трогай!» Не заставлять долго сидеть на месте, давать моторную разрядку, использовать подвижные игры | В разговоре используйте паузы, интонацию, голос Предложите ребёнку комментировать то, что он делает – лучше запомнит Развивать зрительное и моторное восприятие в играх | Развивать речь и коммуникабельность Развивать слуховую и двигательную память На занятиях и в играх использовать цветные иллюстрации, схемы |