Основные направления деятельности педагога-психолога реабилитационного центра
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Психопрофилактическая работа
Консультативно-просветительская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_pedagoga-psihologa.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления деятельности
Диагностическая работа
№ | Диагностические мероприятия |
1 | Знакомство с родителями. Установление контакта с ребенком. |
2 | Диагностика уровня развития познавательной и сенсорно-перцептивной сферы несовершеннолетних (восприятие, внимание, память, мышление). |
3 | Диагностика сформированности эмоционально-волевой сферы и личностной сферы. |
4 | Определение общего психического состояния ребенка. |
5 | Определение представлений о себе и своей семье. Диагностика семейных взаимоотношений и разрешению конфликтных ситуаций. |
6 | Определение основных черт характера, типа темперамента. |
7 | Психодиагностика суицидального риска. |
8 | Диагностика интересов и способностей школьников (1-4 классы). |
9 | Диагностика способностей и склонностей младших подростков. |
110 | Диагностика профессиональных намерений учащихся 7-9 классов, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с требованиями выбираемой профессии. |
111 | Диагностика профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов. |
112 | Диагностика личностных особенностей детей и подростков «С помощью мини-игрушек». |
Коррекционно-развивающая работа
№ | Виды деятельности |
1 | Занятия по коррекции познавательной сферы, развитию познавательной активности, обогащению сенсорного опыта. |
2 | Занятия по коррекции, эмоционально-волевой сферы, поведения, агрессии, снижению личностной тревожности; развитию социального интеллекта; формированию умений и навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением и развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. |
3 | Занятия по коррекции страхов, тревожности, замкнутости, развитию мотивационно - потребностной сферы, повышению уверенности в себе посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, музыкотерапии. |
4 | Занятия по повышению активности и самостоятельности; смягчение эмоционального дискомфорта; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных агрессивностью, повышенной возбудимостью, тревожной мнительностью. |
5 | Занятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и табакокурения. |
6 | Коррекция профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов. |
7 | Занятия по профилактике суицидального риска. |
8 | Коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. |
9 | Коррекция личностных особенностей детей и подростков «С помощью мини-игрушек». |
Психопрофилактическая работа
№ | Виды деятельности |
1 | Психологическое просвещение, повышение психологической культуры педагогов. Целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов. |
2 | Психологическая профилактика |
3 | Участие в работе психолого-педагогического консилиума. |
4 | Работа по запросу. |
5 | Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. (Индивидуальные и групповые профилактические занятия и беседы с несовершеннолетними) |
6 | Реализация курсов занятий по пропаганде ЗОЖ по возрастным группам |
7 | Наблюдение за сохранением положительного микроклимата в учебно-воспитательном процессе. |
Консультативно-просветительская деятельность.
Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций; оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Консультации для педагогов:
- По результатам диагностической работы;
- По заполнению карт наблюдения и написанию характеристик;
- снижению уровня тревожности, агрессивности несовершеннолетних;
- по вопросам межличностных отношений «ученик-ученик, ученик-учитель»;
- по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
- по способам и методам изучения личности ребёнка;
- по предупреждению возможных социально-психологических проблем;
- по созданию благоприятного психологического климата;
- по выявлению детей группы риска;
- разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу.
Консультации для родителей
Психологическое просвещение, повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам:
- по результатам психологической диагностики;
- по вопросам межличностных отношений в семье;
- по вопросам возрастных особенностей развития детей; на создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения несовершеннолетних на каждом возрастном этапе;
- по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;
- по вопросам личностно-профессионального самоопределения подростков;
- обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень;
- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации;
- на формирование у родителей потребности в психологических знаниях; желания использовать их в интересах собственного развития;
- на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- рекомендации родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Консультации для несовершеннолетних:
- по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
-школьные проблемы: трудности усвоения материла;
-конфликты с педагогами;
-несчастная любовь, сложности и трудности в отношениях;
-по вопросам жизненного и профессионального самоопределения;
-по определению дальнейшего профессионального обучения в связи с его дифференциацией.
Применение цифровых образовательных ресурсов.
Информационные технологии применяются во всех сферах деятельности психолога, особенно в проектировочной деятельности. Огромный объем работ по сбору, анализу, систематизации данных, их четкой статистике, установлению коэффициента корреляции осуществляется с помощью ИТ, и те опросники и тесты, статистические выкладки, которыми оперирует современный психолог во многом заслуга ИТ. Повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования.
Сейчас в глобальной сети интернет в общем доступе находится огромное количество специализированной литературы, психологических тестов, которые можно пройти в режиме он-лайн. И все эти ресурсы могут быть использованы психологами в целях повышения квалификации и саморазвития, для оформления наглядной информации для памяток и буклетов, подготовке к родительским собраниям и педагогическим советам.
danilova.ru - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы, длины, парные предметы, свойства предметов, противоположности, к сказкам.
- school-collection.edu.ru –единая коллекция ЦОРов.
- portalschool.ru – российский образовательный портал.
- pedlib.ru - педагогическая библиотека, постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей.
- psycheya.ru – библиотека статей, текстов по психологии.
- psychology.net.ru – новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
- psihologu.info - энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
- psylesson.ru - уроки психологии в школе с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.
- psygorodok.org.ua - психологические методики на внимание, память, мышление и эмоциональную сферу личности.
- org.ua - психологические методики, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
- effecton.ru – большая коллекция тестов.
- invalid-detstva.ru - описание проблем, возникающих у детей, материалы для выступлений перед учителями и родителями.
- ikprao.ru - сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал.
- http:www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование».
- collection.edu.ru - сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации.
- festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Использование мультимедийных средств
- ноутбук - наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант и перестанет тонуть в ворохе бумаг, предложив не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу.
- мультимедийные презентации, слайд-шоу - удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка; широко используются во всех направлениях деятельности психолога;
- интерактивная доска с проектором - используется в организации образовательного процесса, индивидуальной и подгрупповой коррекционно- развивающей работы, а так же для проведения презентаций на семинарах и тренингах. Интерактивный проектор позволяет использовать поверхность доски в интерактивном режиме.
- СД фильмы - кинотерапия и кино-видеотерапия позволяют формировать и развивать эстетические и этические чувства, потребности, ценности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; помогают анализу и проработке собственной жизненной ситуации через посредника, то есть киноперсонажа: главного или второстепенного, реального или символического, одушевлённого или неодушевлённого, психологичеси близкого или чужого, психологически комфортного или дискомфортного. Снимает сложности, возникающие при проведении социально-психологического тренинга на собственно личностном материале, поскольку обсуждаются проблемы киноперсонажей, а не их личные в коммуникативных ролях «Я – наблюдатель», «Я – другой», «Я – объективный наблюдатель за собой и другими».
В просветительской деятельности психолога информационные технологии делают работу более интересной и продуктивной.