Практическое занятие «Кукла на руке»
Совместное практическое занятие с родителями и ребенком
(12 месяцев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_na_ruke_12_mes.docx | 942.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместное практическое занятие с родителями и ребенком
(12 месяцев)
«Кукла на руке»
Цели: развивать познавательную активность, обогащать сенсорный опыт.
Задачи:
-одобрение попыток сосредоточиться, сконцентрировать внимание, удержать взгляд на ком-то или чем-то;
-поощрение самостоятельных действий;
-поддержание стремления ребенка повторить их, радоваться по поводу полученного результата;
-одобрение самых простых проявлений исследовательских действий ребенка, сопровождение их комментарием.
-развитие уровня родительской компетентности.
-развитие эмоционального отношения к игре.
Методическое оснащение: игрушки, которые одеваются на руки.
Ход занятия:
Педагог-психолог - «Добрый день, уважаемые родители!
1.Ритуал приветствия
Все образуют полукруг.
Педагог-психолог: «Сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».
- Основная часть.
Педагог-психолог: «Сегодня у нас занятие необычное, Вы, будете работать вместе со своими детками. И мы будем с вами сегодня учиться думать. И начнем мы с такого упражнения».
Упражнение по теме: «Кукла на руке»
Цели: развивать внимание, умение слушать.
Педагог-психолог: «Уважаемые родители, для этой игры нам понадобятся игрушки, которые одеваются на руки.
Ваш ребенок много времени проводит лежа в кроватке и такое занятие поможет заинтересовать его».
Педагог-психолог берет куклу и одевает ее себе на руку. Показывает ее малышу, медленно передвигает куклу вверх-вниз, вправо- влево, делает круговые движения куклой. Рассказывает малышу, что это за кукла и из какой сказки этот персонаж. Рассказывает сказку: (можно взять за основу сюжет из любимой русской сказки “Терем-теремок”).
Педагог-психолог берет несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, зайчик. Сооружает наподобие домика из стульев и покрывала.
Помещает все игрушки в домик и говорит: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит собачка – “гав-гав! Я собачка!”
Педагог-психолог: – “Привет, собачка! (дает погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.
3.Советы родителям:
-Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите;
- Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно;
-Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
-Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение;
-Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.);
-Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно.
-Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
4.Заключительная часть
Рефлексия
Педагог-психолог задает вопросы (участники каждый раз сжимают ладонь руки в кулак), предлагает сначала выслушать, затем если участники дают положительный ответ и соглашаются с вопросом – утверждением, тогда они выпрямляют руку с сжатым кулаком к центру круга, при этом громко произносят фразу: "Это Я". Итак:
-Кто по утрам чистит зубы?
- Кто любит делать зарядку?
-Кто из вас сидел на горшке?
- Кто не моет руки перед едой?
- Кто из вас любит ходить босиком?
- Кто из вас не любит мыться?
- Кто здесь сейчас самый счастливый?
Педагог-психолог: Уважаемые родители, вы на практической части смогли увидеть, что может и умеет ваш ребенок.
5.Ритуал прощания.
Родителям предлагается закончить фразу «Я сегодня узнал, новое для себя…»
Практическое занятие
«Играем вместе»
Цели: развивать познавательную активность, обогащать сенсорный опыт.
Задачи:
-одобрение попыток сосредоточиться, сконцентрировать внимание, удержать взгляд на ком-то или чем-то;
-поощрение самостоятельных действий;
-поддержание стремления ребенка повторить их, радоваться по поводу полученного результата;
-одобрение самых простых проявлений исследовательских действий ребенка, сопровождение их комментарием.
-развитие уровня родительской компетентности.
-развитие эмоционального отношения к игре.
Методическое оснащение: кукла, прозрачный платок, листок бумаги, карандаши, ручка, бумага.
Ход занятия:
Педагог-психолог - «Добрый день, уважаемые родители!
1.Ритуал приветствия
Педагог-психолог предлагает родителям стать художниками: «У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый – хотя бы в детстве – пробовал изображать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то – не очень. Исходить из единственного принципа: "Я вижу так своего партнера!". Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека, чей портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем».
2. Основная часть.
Педагог-психолог: - «Уважаемые родители! Сегодня мы начнем с такого упражнения….»
Упражнение по теме: «Играем вместе»
Цели: стимулировать активное подражание действиям взрослого, умение переносить знакомые способы в новую ситуацию.
Педагог-психолог берет куклу и прозрачный платок, подходит вместе с родителями к ребенку. Поет, выполняя движения, соответствующие словам песенки:
Вот красивая игрушка –
Наша куколка Катюшка.
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
Прячет под платок куклу на глазах ребенка, спросите: «Где куколка? Найди!». Каждый раз, когда малыш доползет или дойдет до игрушки и снимет платок, дает ему возможность поиграть с куклой. И вновь прячет ее под платок, но уже в другом месте комнаты.
Достает из-за спины куклу, сказав малышу: «Вот кукла! Куколка умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!». Показывает малышу, как можно указательным пальчиком закрыть и открыть глазки у куколки. Спрячьте куколку и вновь покажите ее малышу, спросив:
«Где кукла?» (Выдержите паузу.)
«Вот кукла! Где у куколки глазки?» (Снова пауза.)
«Вот глазки! Закрой глазки!» (Дождитесь действий малыша.)
«Так-так!».
Играет вновь и вновь в эту игру, меняя игрушку.
Педагог-психолог садится рядом с ребенком, чтобы лица были напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик», выполняет различные действия ручками ребенка:
«Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать».
Дотрагивается рукой малыша до своих ушей: «Вздумалось детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать». Надувает свои щеки, когда ручки ребенка до них дотронутся, с шумом дует. Использует и другие действия, побуждая малыша смеяться, наблюдая за лицом.
3.Советы родителям:
- Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
- В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
-Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
-Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно сесть на стульчик.
-Запаситесь большим количеством игрушек двух цветов (например, красного и желтого). Поставьте на стол перед малышом две пластмассовые тарелочки таких же цветов. На желтую положите игрушечный лимон или грушу (в общем, игрушку желтого цвета). На красную – красного цвета. После этого совместно с ребенком, направляя его руку, поместите вторую, затем – третью желтую игрушку на соответствующую тарелочку. Затем – красную – на красную. Постепенно уступайте инициативу ребенку, но не давайте ему возможности смешивать игрушки, бросать их и т.п.
4.Заключительная часть
Рефлексия: упражнение «Зато...»
Педагог-психолог предлагает родителям вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая. Затем предлагает процедуру обсуждения: каждая написанная ситуация зачитывается и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...»
После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним.
Ритуал прощания.
Педагог-психолог предлагает обсудить результаты занятия и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Список литературы:
1.М.Кипнис. Тренинг коммуникации., М., Ось -89, 2006;
2.Интернет ресурсы: http://www.resobr.ru/article/44071-konspekt-zanyatiya-s-roditelyami;
3.Театр одного зрителя. Пособие для родителей / отдел организации работы. по реабилитации инвалидов; [cост. Н.Ю. Филиппова]. – Краснодар: ГБУ КК «Краевой методический центр». – 2014. – 20 с.;
4. Сборник информационно-методических материалов для специалистов ОПСН государственных учреждений социального обслуживания
Краснодарского края, 2003г.;
5. Методическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста. Составители Осипова Унжакова Н.А Сятчихина О.А., Кудрина Е.П., Томск-2005 г.
6.Интернет-ресурсы:
7. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми., Спб., Речь., 2007;
8. О.Г. Прохорова. Основы психологии семьи и семейного консультирования., М., Творческий Центр., 2005г.