Нужна ли человеку в жизни агрессия?

Горецкая Татьяна Сергеевна

Консультация для подростков с элементами тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для подростков с элементами тренинга

Нужна ли человеку в жизни агрессия?

Психолог: - «Здравствуйте ребята».

Психолог. Ребята, подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?

В процессе обсуждения желательно вспомнить, о значении эмоций в жизни человека.

Психолог. А теперь давайте послушаем «Притчу о змее».

Притча о змее.

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому она была очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Психолог. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Психолог. Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.

Психолог. Подумайте, в какой форме чаще всего проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение «Выставка».

Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

После упражнения происходит обмен мнениями: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами.

Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу:

Нет такого человека, чтоб век без греха.

Всякая неправда – грех.

От судьбы не уйдешь.

Риск – благородное дело.

Денег наживёшь – без нужды проживешь.

Когда деньги говорят, правда молчит.

И с умом воровать – беды не избежать.

Раз украл – навек вором стал.

Кто сильнее – тот и прав.

С кем поведешься – от того и наберешься.

Умная ложь лучше глупой правды.

Убежал – прав, а попался – виноват.

Психолог просит участников объяснить свой выбор и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.

Психолог. Послушайте пример проблемной ситуации.

Двое братьев попали в скверную историю – одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги. Каждый из братьев решил проблему по-своему. Один – одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова). Другой влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.

Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения этой проблемы?

Психолог задает учащимся вопросы:

Кто подумал дома над своими трудностями и может сейчас их назвать?                        Что же такое проблема?  Много ли схожих проблем у разных людей?

Психолог. Подумайте, что лучше: воровство или обман?

Психолог подводит итог обсуждения – решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем.

Игра-шутка «Пойми меня».

Участники объединяются в группы, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке друг другу.

Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения:

 Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы?

Нужно ли учиться снимать агрессию?

Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?

 Хорошо ли мы знаем друг друга?

Важно ли учиться понимать друг друга?

Кто лучше всех понимал других?

Психолог Наше  занятие подошло к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Почаще заглядывайте в себя — там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы придти на помощь!

Психолог Я попрошу вас в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

Психолог благодарит  за участие в  занятиях: - «Молодцы ребята. До свидания!»

Список литературы:

 

1.      Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.;

2. Аверин В.А.     Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с;

3.«Детский психолог». Авторы и составители материалов: М. Ю. Кондратьев

И. Ф. Мягков, Е. И. Рогов, А. О. Прохоров, А. С. Прутченков, В. И. Страхов;

4. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.