Опыт работы специалистов стационарного отделения – социальный приют для детей и подростков Областного казенного учреждения социального обслуживания населения системы социального обеспечения «Щигровский межрайонный центр социальной помощи семье и детям»

Чеснокова Марина Николаевна

Данная статья содержит обобщенный опыт реабилитационной работы с несовершеннолетними стационарного отделения - социальный приют для детей и подростков по формированию семейных ценностей; комплекс мероприятий, которые вошли в содержание программы «Когда мы станем взрослыми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_oku_shchigrovskiy_tsentr_sotspomoshchi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы специалистов стационарного отделения – социальный приют для детей и подростков ОКУ «Щигровский центр соцпомощи»

по формированию у воспитанников духовно-нравственных ценностей, навыков ответственности и  самостоятельности,

необходимых для  семейной жизни.

Педагог-психолог стационарного отделения –

социальный приют для детей и подростков

ОКУ «Щигровский центр соцпомощи»

Чеснокова  М.Н.

  Большинство  детей, проживающих в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, наблюдали отрицательный опыт семейных взаимоотношений: конфликты и ссоры, унижение и недостаток родительской заботы, поддержки, любви. Многие из них в будущем часто совершают ошибки, не могут самостоятельно решать возникающие проблемы, оставляют своих детей на государственное попечение,  повторяя тем самым  стереотип поведения своих родителей.

Наблюдая,  как наши бывшие воспитанники, получив жилье как лица из числа детей-сирот, организуют свой быт, мы пришли к выводу, что их состояние характеризуется как растерянность. Выйдя в самостоятельную жизнь, им приходится строить свои семьи, устраиваться на работу, оплачивать коммунальные услуги, покупать вещи. Такие простые ситуации вызывают у них трудности. В условиях регламентации и пошагового контроля (находясь в приюте)  у них нет возможности, а в будущем и желания принимать ответственность за происходящее и его последствия на себя. Поэтому проблемы социализации детей, проходящих реабилитацию, достаточно сложны и актуальны, и решать их нужно так, чтобы несовершеннолетние на пороге взрослой жизни не стали социальными иждивенцами и  смогли самостоятельно решать свои проблемы.

Поэтому, в качестве  приоритетного направления реабилитационной работы с несовершеннолетними мы выбрали комплекс мероприятий, которые вошли в содержание программы  «Когда мы станем взрослыми».

Ее цели:

- формирование у воспитанников представления о семье и семейной жизни;

- воспитание уважительного отношения к институту семьи, как к одному из вариантов ответственного жизненного выбора;

- пропаганда духовно-нравственных, семейных ценностей;

- профилактика семейного неблагополучия;

- адаптация воспитанников к самостоятельной жизни посредством создания специального пространства.

 Реализацию программы специалисты начали с воспитанниками 7 - 18 лет.

  Анализируя итоги работы  по программе в течение года, мы пришли к выводу, что необходимо включение и воспитанников дошкольного возраста. Ведь именно в раннем детском  возрасте формируются представления о семье, ее значимости, воспитывается любовь и уважение к членам семьи.  

Программа «Когда мы станем взрослыми» реализуется в трех направлениях

- общегигиеническое;

- историко-культурное;

- социально-значимое.

Общегигиеническое направление  предусматривает развитие и закрепление общегигиенических навыков, навыков личной гигиены; формирование биолого-анатомических представлений о человеке, подготовку к взрослению, изменениям в организме; формирование здорового образа жизни.

  Данное направление реализуется через   регулярные занятия физкультурой, ежедневные гигиенические процедуры, развитие и закрепление общегигиенических навыков, праздники здоровья, а также занятия и беседы: «Встреча с Мойдодыром», «Как стать Неболейкой» ,  «Мой режим дня», «Делу время, потехе час», «Я расту, я меняюсь», «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровый образ жизни – основа здоровья будущих детей», «Опасности интимного общения».

    Историко-культурное направление предусматривает  формирование гуманистического отношения к окружающему миру, культурно-нравственных представлений о семейных ценностях; развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.

 Для решения задач этого направления    мы практикуем такие формы работы, как чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, музыкальные занятия, художественно-творческую деятельность, тематические праздники, экскурсии в районы, где проживают воспитанники с целью приобщения к истокам малой родины, проводятся беседы и занятия: «Эстетика человеческого тела», «Пойми меня» (профилактика вульгарности речи), «Мужское и женское начало», «Мужчина и ответственность» «Красота души»,  «Моя родословная».

   Социально-значимое направление предусматривает формирование знаний о семейно-брачных отношениях, семейном законодательстве; развитие способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей, умению правильно строить внутрисемейные отношения; развитие  положительной мотивации к созданию собственной благополучной семьи.

  Данное направление реализуется через сюжетно-ролевые и ролевые игры, занятия с элементами тренинга, практические занятия, групповые беседы: «Семейные традиции», «Общение в семье», «Основы семейного законодательства», «Сознательное родительство» «Родственные связи». Особое внимание уделяется занятиям, направленным на воспитание ответственного материнства и отцовства, профессионального самоопределения в жизни.

По всем направлениям программы  «Когда мы станем взрослыми» накоплен методический материал, который используется специалистами в работе и постоянно пополняется. Проводимые мероприятия  вызывают интерес, эмоциональный отклик у воспитанников.

В 2013 году мы совершенствовали свою программу, разработав  еще один компонент – практико-игровой комплекс «Мой дом». Комплекс предполагает дневное нахождение несовершеннолетних в условиях смоделированной домашней обстановки. В рамках проекта  осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, прежде всего, в части развития навыков самообслуживания, самоорганизации и саморегуляции.

С этой целью оборудовано помещение по типу социальной квартиры, состоящей из комнаты-гостиной, кухни и прихожей.

В комплексе  занимаются воспитанники в возрасте 14-18 лет.   Основанием для «проживания» является личное желание воспитанника, выраженное в заключении договора социального найма, являющегося учебным и не имеющего юридической силы.    

По окончании проживания воспитанники получают  свидетельство о приобретении навыков самостоятельного проживания. Это стимулирует активность, уверенность, самостоятельность.

Подбор несовершеннолетних для совместного проживания осуществляется по желанию воспитанников одного пола,  по степени их совместимости. Срок  пребывания  в Комплексе составляет 2 недели. Нахождение воспитанников в Комплексе в ночное время не предусматривается.

В работе проекта задействованы следующие специалисты:

1. Педагог-психолог:  оказывает помощь и поддержку в усвоении новых форм поведения; дает рекомендации по планированию и рациональному использованию своего времени, умению анализировать свое поведение, делать выбор и нести за него ответственность; совместно с воспитанниками подводит итоги проживания;

2. Социальный педагог: оказывает помощь в формировании экономической грамотности,  навыков взаимодействия с объектами социальной инфраструктуры, социальной адаптации; а так же в организации досуговой деятельности, развитии творческих способностей.

3. Медицинский работник: обучает приемам оказания доврачебной помощи в экстренных бытовых ситуациях, дает советы по поддержанию санитарно- бытовых условий помещений, проводит беседы, способствующие формированию здорового образа жизни.

         4. Инструктор по труду: осуществляет сопровождение воспитанников в течение дня. Оказывает помощь в овладении навыками ведения домашнего хозяйства: обустройство своего жилища, поддержание чистоты, порядка и уюта в нем, ремонт и глажение одежды, уход за комнатными растениями, приготовление пищи, сервировка стола.

А самое главное создаются условия, способствующие приобретению воспитанниками опыта самостоятельного проживания (пусть даже в условиях смоделированной домашней обстановки), им предоставляется возможность самостоятельно планировать свою деятельность в условиях семейного быта.  

Вот  какими впечатлениями о  комплексе делились наши воспитанники:  

 - «Мне понравилось, как мы сегодня готовили на ужин сырники, очень вкусно получилось. Больше всего мне хочется привыкать к самостоятельной жизни».  «Сегодня приходили психологи, с ними  интересно поговорить, они нам дают советы, которые нам пригодятся в будущем, когда мы будем жить одни» (Светлана Г., 14 лет).

- «Сегодня учился подшивать брюки, получилось не очень». «Готовили жареную картошку, вкусно. Дома сам буду готовить, и убирать в комнате» (Эдуард Н., 14 лет).

- «Сначала мне не понравилось шить, а когда у меня хорошо начало получаться, то мне это даже понравилось».  «Сегодня последний день, а уходить не хочется, хорошо, когда ты сам можешь о себе позаботиться»  (Мария Л., 14 лет).

- «Оказывается, я сам могу погладить рубашку».  «Теперь знаю, из чего состоит домашняя аптечка, медсестра рассказала» (Александр Н,, 15 лет).

В завершении  проживания проводится анкетирование, подростки отвечают на вопросы: «Что нового и интересного ты узнал? Чему научился?»;  высказывают свои предложения и пожелания. Одна из воспитанниц, заполняя анкету, написала «Спасибо тому, кто нам сделал такую квартиру».

          Когда наши воспитанники 14-18 лет отправлялись в Комплекс, то 10 -13 летние подростки всегда им завидовали и изъявляли желание заниматься тоже. Поэтому, проанализировав работу комплекса, решили внести изменения в проект и использовать практико-игровой комплекс в двух направлениях:

- дневное проживание несовершеннолетних  в условиях смоделированной домашней обстановки для воспитанников 14-18 лет;

- практические занятия по ведению домашнего хозяйства для воспитанников 10-14 лет в рамках  работы творческой мастерской.

    Организация комплекса «Мой дом»  позволяет рассматривать проживание воспитанников в комплексе как модель процесса адаптации к более широким социальным условиям, чем те, что представлены в повседневной жизни в социальном приюте.

Проводить работу в отношении только ребенка недостаточно, необходимо либо восстановить, либо компенсировать утраченные или нарушенные семейные связи и отношения, что является значимым направлением реабилитационного процесса.

Стремясь к восстановлению семьи,  важно получить полную информацию о структуре семьи, ее психологическом климате, особенностях внутрисемейного общения. В этом нам помогает тесное взаимодействие со  специалистами Центра, работающими по месту жительства семьи, а также компьютерная программа по  изучению родительско-детских отношений, тестирование по которой  проводится как с детьми, так и с родителями. Анализ полученных результатов позволяет выявить основные  причины проблем в родительско-детских отношениях, что позволяет скорректировать свою работу с членами семьи и помочь им решить проблемы.  

Для работы с родителями используются такие  формы,  как  беседы, консультации, рекомендации, которые проводятся как вовремя патронажа семей, так и при посещении родителями своих детей в приюте, родительские собрания, совместное проведение праздников («День семьи», «День матери», «День здоровья»).

Праздники с участием родителей и детей в стационарном отделении – социальный приют для детей и подростков – часть реабилитационного  процесса. Они остаются в памяти взрослых и детей, поэтому неудивительно, что праздники учат, лечат, рассказывают, дарят,  всех объединяют.

Такие мероприятия   объединяют всех в большую дружную семью. Многие родители впервые видят, насколько талантливы и артистичны их дети.   Педагоги организуют спортивные игры и эстафеты, в которых участвуют дети вместе с родителями. Сколько восторга, азарта в глазах участников можно видеть в эти минуты!

После таких праздников  родители имеют возможность побеседовать о своих детях со специалистами приюта, получить необходимую консультацию.  

Положительные результаты в восстановлении связей с семьей дают занятия по программе, «Бабушки и внуки», которая реализуется совместно со слушателями университета пожилого человека «Вдохновение». Основной ее целью является укрепление и развитие социального взаимодействия поколений, учет поколенческих интересов в работе, гармонизация отношений между поколениями в семье. Программа предусматривает две линии связи: «Бабушки – внукам» (передают им свои знания, делятся опытом);  и «Внуки – старшему поколению» (организуем совместные праздники и экскурсии,  дети оказывают посильную помощь на приусадебном участке, поздравляют с праздниками).  

Стали доброй традицией  встречи выпускников с представителями православной церкви, в ходе которых  подростки получают благословление, напутствие во взрослую самостоятельную жизнь.

      Отучить детей от улицы, вложить в их головы, пусть и  с опозданием, понятия, что такое хорошо и что такое плохо, как жить в мире с собой и другими людьми, получить образование, создать крепкую и дружную семью, стать ответственными, заботливыми и любящими родителями,  да и просто как вырасти и стать хорошим человеком, гражданином своей страны – вот самое главное в нашей работе.