Аналитическая справка по результатам проведения коррекционно-развивающей работы
Цель работы: создание условий для гармоничного психического развития ребенка на протяжении дошкольного детства в условиях освоения и реализации ФГОС
Реализуемая программа: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
Участники программы: дети подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_korrektsionnoy_rabote_2.docx | 105.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам проведения коррекционно-развивающей работы
Кочкина Елена Вячеславовна
Цель работы: создание условий для гармоничного психического развития ребенка на протяжении дошкольного детства в условиях освоения и реализации ФГОС
Реализуемая программа: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
Участники программы: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: сентябрь 2016-май 217гг.
Задачи программы:
- Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый любой человек, уникален и неповторим.
- Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
- Обучить детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, ознакомить с нормами и правилами общения.
- Формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций
Способы оценки эффективности работы:
Методика «Лесенка» В.Г Щур.
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель: определение особенностей самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Тест Розенцвейга
Для диагностики особенностей реакции людей на конфликтные ситуации в психологии используется тест Розенцвейга. Существует детсткий вариант этого теста, специально адаптированный для детей 5—7-летнего возраста. Методика определяет реакции ребенка на стрессовые, фрустрирующие ситуации (т. е. ситуации, вызывающие психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барьера).
Тест "Маски" разработанная А.М.Щетининой.
Эта методика направлена на выявление общения ребенком со сверстниками, определение его статусного места в группе.
Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением.
Представление полученных результатов:
Участник | Исследуемые показатели | Примечания | ||||||||
Самооценка Субтест «Лесенка» | Чувства и эмоции Тест Розенцвейга
| Социальные навыки Тест "Маски" | ||||||||
До | После | До | После | До | После | |||||
Руслан А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Артем Б. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Ева Б. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||||
Екатерина Б. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Наталия Б. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | ||||
Амирхан В. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Полина В. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Антон В. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | ||||
Максим В. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Виталий В. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Александр Г. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Константин Г. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | ||||
Даниэла Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Артем И. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||
Лора К. | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Виктория К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Даниил К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Анжелика К. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Александр Л. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Роман Л. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | ||||
Артем Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | ||||
Артур М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Ангелина М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Залим М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Елизавета Н. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Дмитрий П. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Анна Р. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Антон С. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Александр С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Анастасия С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Ксения Т. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Егор Т. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||||
Анжелика Ч. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
Андрей Ш. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Михаил Ш. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Максим Э. | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Итог: | 1.4 | 2.5 | 1.6 | 2.5 | 1.5 | 2.6 |
Начало года:
Высокий уровень- 2 ребенка 6%
Средний уровень – 19 детей 52%
Низкий уровень – 15 детей 42%
Конец года:
Высокий уровень- 22 ребенка 62%
Средний уровень- 13 детей 36%
Низкий уровень- 1 ребенок 2%
Аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам:
За прошедший период проводилась подгрупповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Всего было проведено 146 подгрупповых коррекционных занятий. Индивидуальная работа проводилась с детьми от 5 до 7 лет. Проведено 62 индивидуальных занятия.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
· Коррекция и развитие эмоционального интеллекта
· Коррекция и развитие коммуникативных навыков
· Развитие познавательной сферы
В 2016-2017 учебном году обследовано 150 детей, из них психокоррекционной группе занимались 32 ребёнка.
В процессе систематической коррекционной работы к концу года детей с высоким уровнем тревожности не стало, что говорит об эффективности данной работы по предупреждению и снятию эмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста на основе разработанной программы.
Проведены психокоррекционные занятия по классическим и авторской методикам с использованием разных техник для снятия уровня тревожности.
ВЫВОД: Коррекционно-развивающую работу можно считать эффективной, как по отзывам родителей, так и по динамике. Средняя посещаемость занятий детьми связана с проблемой заболеваемости детей. В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, проанализировать трудности и причины; скорректировать индивидуальные коррекционные программы.
Рекомендации по организации дальнейшей работы:
- Консультационная работа.
- Просветительская работа.
- Организационно-методическая деятельность.
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Работа с родителями.
Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, тренинг, семинар-практикум, мастер-класс,консультации.
Групповые родительские собрания.
1. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».
(1 младшая группа)
2. «Подготовимся к школе вместе».
(подготовительная группа)
3. «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада».
4. «Игра в жизни ребёнка 2-3 лет».
(1-я младшая группа.)
5. Тренинг «Агрессивный ребёнок»
(старшая группа)
6. Семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».
(подготовительная группа)
7. Мастер-класс «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе».
(подготовительная группа )
Индивидуальные консультации.
1. «Как помочь ребёнку в период адаптации?».
2. «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».
3. «Как бороться с истерикой».
4. «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи?».
5. «Как развивать интеллектуальные способности детей».
6. «Ребёнок с синдромом гиперактивности».
7. «Детские страхи».
8. «Как повышать самооценку?».
9. «Принципы общения с агрессивным ребёнком».
10. «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе».
11. Проблемы «детско-родительских» отношений.
12. Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.
13. Составление и распространение памяток и рекомендаций.
В течение учебного года с родителями было проведено 50 консультаций. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в нарушениях «детско-родительских» отношениях.
Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2016-2017учебном году. Результаты анкетирования показали:
- родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;
- оценивают работу детского сада очень высоко - 89%.
Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ
Учебный год | Высоко | Удовлетворительно | Не знаю |
2016г. | 89% | 9% | 2% |
2017г. | 90% | 6% | 4% |
Родителям нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей, подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит как семье, так и детскому саду.
Работа с воспитателями.
С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы.
Выступление на педагогическом совете:
1. «Основные направления работы ДОУ на 2016-2017 учебный год»
- Социальный портрет семьи
2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»
- Деловая игра «Театральный ринг» -
3. «Итоги работы коллектива ГБДОУ за 2016-2017 учебный год».
- Результативность психологического сопровождения в ДОУ
Психологическая помощь педагогическому коллективу:
1. Дискуссии «Имидж детского сада»
«Взаимодействие воспитателей с родителями»
2. Семинар ДОУ «Использование в образовательном процессе средств театрализации» - практическая часть по психогимнастике «Теремок» -
3. Тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния». –
Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали сенсорную комнату для сохранения своего здоровья и самораскрытия.
Индивидуальные консультации:
1. «Как организовать педагогический процесс в период адаптации».
2. «Взаимодействие воспитателей с родителями».
3. «Тактика поведения педагога в ситуации служебного конфликта».
4. «Организация по проведению родительских собраний».
5. «Требования к проведению занятия».
6. «Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей»
7. «Гиперактивные дети».
8. «Детская агрессивность».
9. «Проблема детского онанизма».
10. «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».
11. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.
12. Методические консультации.
13. Встречи по личным вопросам.
В течение учебного года с педагогами было проведено 43 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей и средней групп.
Методическая работа.
1. Участие в районных мероприятиях:
- Приняла участие
- Приняла участие в семинаре педагогов-психологов
- Приняла участие в семинаре педагогов-психологов
- В этом году входила в состав жюри
ВЫВОД:
Мою деятельность за истекший период можно считать продуктивной. Достигнута устойчивая положительная динамика в коррекции развития, адаптации воспитанников. В дальнейшем на основании анализа деятельности необходимо доработать имеющиеся программы и разрабатывать новые с учётом потребностей участников образовательного процесса. Необходимо больше уделить внимания разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей.
Анализируя проведённую работу за 2016-2017 уч.год можно сказать о том, что деятельность велась и ведется в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведённая работа позволила мне выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем году необходимо уделить больше внимания работе с педагогическим коллективом.