Рабочие программы
Технология выбора профессии
Основы психологии семейной жизни
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya._proforientatsiya.doc | 89 КБ |
opszh_programma.doc | 106.5 КБ |
kruzhok_ya_-pyatiklassnikprogramma_tropinka_k_svoemu_ya_5_klass.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей «Искусство и здоровье» _______________________ /Козлова Н.А./ Протокол № от « » __________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР___________________ /Овсянникова О.А./ | «Утверждаю» Приказ №________ «___»_________2017 г. Директор: ______________________ /Черниговская Т.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Технология»
для 9 класса (1ч/нед)
Гогинова Н.А.
на 2017-2018 учебный год
Составлено на основе программы предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкиной, 2017 г. |
Свирск, 2017 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: технология.
Класс: 9.
Пояснительная записка
Предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
Программа "Психология и выбор профессии" разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Все методики адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Основная идея курса: профессионал - это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Наша цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся IX класса
Учащиеся должны знать:
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств
Учащиеся должны уметь:
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
- различать типы проектов; определять структуру проекта; выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; прорабатывать структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности; оценивать выполненный проект; защищать проект.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Цели изучения курса
Общеучебные | Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; |
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; | |
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; | |
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда; | |
Предметно-ориентированные | Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности |
Компоненты
Федеральный | 1 час в неделю, всего 34 часов |
Структура курса «Психология и выбор профессии» (9 класс)
Раздел | Количество часов |
Что я знаю о своих возможностях | 8 |
Что я знаю о профессиях | 8 |
Способности и профессиональная пригодность | 8 |
Планирование профессиональной карьеры | 10 |
Контроль реализации программы
а) Текущий контроль: проверочные, устные зачеты.
б) Итоговый контроль: контрольная работа по итогам четверти
Календарно-тематический план
Сро-ки | № урока | Содержание | Корректировка программы |
Что я знаю о своих возможностях | |||
1 чет. | 1 | Самооценка и уровень притязаний | |
2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | ||
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций | ||
4 | Что такое стресс | ||
5 | Определения типа мышления | ||
6 | Внимание и память | ||
7 | Уровень внутренней свободы, К/р | ||
8 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». | ||
Что я знаю о профессиях | |||
2 чет. | 9 | Классификация профессий. Признаки профессий | |
10 | Формула профессий. Профессия, специальность, должность | ||
11 | Определение типа будущей профессии | ||
12 | Интересы и склонности в выборе профессии | ||
13 | Определение профессионального типа личности | ||
14 | Профессионально важные качества | ||
15 | Профессия и здоровье, К/р | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» | ||
Способности и профессиональная пригодность | |||
3 чет. | 17 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | |
18 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | ||
19 | Способности к профессиям социального типа | ||
20 | Способности к офисным видам деятельности | ||
21 | Способности к предпринимательской деятельности | ||
22 | Эстетические способности | ||
23 | Уровни профессиональной пригодности К/р | ||
24 | Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» | ||
Планирование профессиональной карьеры | |||
25 | Мотивы и потребности | ||
26 | Ошибки в выборе профессии | ||
4 чет. | 27 | Современный рынок труда | |
28 | Пути получения профессии | ||
29 | Навыки самопрезентации | ||
30 | Стратегия выбора профессии | ||
31 | Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» | ||
32 | Имидж делового человека К/р | ||
33 | Правила составления резюме | ||
34 | Итоговое занятие « Моя будущая профессия» | ||
Итого 34 |
Перечень контрольных работ
№ | ТЕМА |
1. | Индивидуальные особенности в профессиональной деятельности |
2. | Профессионально важные качества |
3. | Профессиональная пригодность |
4. | Профессиональный выбор |
Учебно-методическое обеспечение курса
Класс | Наименование | Издатель | Автор | Год |
9 | Психология и выбор профессии | Генезис | Резапкина Г.В. | 2017 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей «Искусство и здоровье» _______________________ /Козлова Н.А./ Протокол № от « » __________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР___________________ /Овсянникова О.А./ | «Утверждаю» Приказ №________ «___»_________2017г. Директор: ______________________ /Черниговская Т.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативный курс
«Основы психологии семейной жизни»
для 10 класса (1ч/нед)
Гогинова Н.А.
на 2017-2018 учебный год
Составлено на основе программы Бабич О.И., Ковалевой Е.Б., Ямщиковой О.А. «Основы психологии семейной жизни», Иркутск, 2014 г. |
г. Свирск, 2017 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативный курс: «Основы психологии семейной жизни».
Класс: 10.
Пояснительная записка
Семья единственная категория, которая не изменяла своего значения в жизни общества на протяжении многих веков. В условиях семьи человек формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял свои потребности, осуществлял присущие ему на том или ином этапе функции.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения «направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника основной школы»): осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; уважающей других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Данные положения ФГОС могут быть реализованы в процессе преподавания основ психологии семейной жизни.
Характер семьи, ее духовное и нравственное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества.
Необходимость введения образовательного курса «Основы психологии семейной жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего, это кризисные явления в жизни современной российской семьи: разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребность иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.
Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, приводит к серьезным изменениям в целях и ценностях современной семьи. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.
Курс «Основы психологии семейной жизни» рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю в 10 классе.
Цель курса: формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.
Задачи:
- формировать теоретические знания о семье как социальном институте;
- повышать психологическую компетенцию в области знаний семейной психологии;
- воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
Программа курса составлена по принципу спиралевидного построения учебного материала, т.е. к одному и тому же содержанию педагог возвращается неоднократно, углубляя и расширяя представления учащихся о предмете изучения.
Программа включает следующие разделы: «Семья свете духовно-нравственных и культурных традиций общества», «Психология межличностных отношений юношества», «Искусство быть супругами», «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности», «Взаимоотношения поколений в семье».
В первом разделе курса «Семья в свете духовно-нравственных традиций общества» раскрывается зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества, рассматриваются основные функции семьи, нравственные нормы брака и их влияние на прочность семьи.
Во втором разделе «Психология межличностных отношений юношества» рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте, многоаспектность понятия «готовность к браку».
Содержание последующего раздела «Искусство быть супругами» раскрывает психологические особенности молодой семьи; возможные трудности, характерные для периода адаптации молодых супругов, причины и пути профилактики семейных конфликтов.
Четвертый раздел «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности» включает комплексные знания по гендерной проблематике: особенности психосоциального развития мужчин и женщин, биологическая и социально-психологическая обусловленность различий в поведении и реализации жизненных планов мужчины и женщины, стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат, проблема психологической совместимости супругов.
Заключительный раздел «Взаимоотношения поколений в семье» посвящен изучению проблем семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой нарушений детско-родительских отношений, формированием навыков конструктивного поведения и общения в семье.
Методика проведения занятий имеет свои особенности. В освоении учащимися содержания данного курса наряду с лекциями, диалогами, дискуссиями важная роль принадлежит практическим занятиям, проводимым с использованием активных методов обучения – это ролевые игры, «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, тренинговые упражнения, тестирование с целью самопознания и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- Значение основных понятий, существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность.
- Современные психологические проблемы в области семейных отношений, роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери.
- Основные причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов, особенности взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения семейных кризисов, конфликтных ситуаций, особенности прогнозирования и профилактики конфликтов.
- Основные современные проблемы в области межличностных отношений между мужчинами и женщинами; роль психологической и функциональной совместимости будущих супругов в построении семейных отношений.
- Специфические особенности семейного воспитания, типичные недостатки семейного воспитания, отрицательные формы поведения детей, причины нарушений детско-родительских отношений.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны уметь:
- Давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала.
- Различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия.
- Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, оценивать свое поведение в конфликте, планировать, составлять семейный бюджет.
- Анализировать и учитывать особенности полотипичного поведения в семейных ситуациях, прогнозировать характер и результат возможного взаимодействия этих ситуаций.
- Учитывать в общении роль вербальной и невербальной информации, дискутировать на тему проблем детско-родительских отношений, аргументировано доказывать свою точку зрения, рефлексировать, давать обратную связь.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Цели изучения курса
Общеобразовательные: | 1. Воспитание учащихся средствами данного предмета. |
2. Развитие логического мышления школьника. | |
3.Усвоение научных знаний об особенностях межличностного взаимодействия. | |
4. Формирование умения правильно строить внутрисемейные отношения. | |
Предметно - ориентированные | 1. Понимание эмоциональной и коммуникативной культуры ценностных ориентаций в семье. |
2. Формировании установок ЗОЖ; | |
3. Формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей. | |
4. Формирование уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям. |
Компоненты | Региональные ОПСЖ, 10 кл., 1 час в неделю, всего 34 часа |
Структура курса
Курс "Основы психологии семейной жизни" рассчитан на 34 часа; включает в себя 5 основных разделов:
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1 | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества | 4 |
2 | Психология межличностных отношений юношества | 7 |
3 | Искусство быть супругами | 10 |
4 | Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности | 7 |
5 | Взаимоотношения поколений в семье | 6 |
Контроль реализации программы
а) Текущий контроль: проверочные, устные зачеты, сочинения-рассуждения, тесты.
б) Итоговый контроль: контрольная работа.
Календарно-тематический план
Сро-ки | № урока | Содержание | Корректировка программы |
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества | |||
1 чет. | 1 | Исторические изменения семьи и брака | |
2 | Функционально-ролевая структура семейных отношений | ||
3 | Основные характеристики и виды брака | ||
4 | Основные ценности семьи | ||
Психология межличностных отношений юношества | |||
5 | Межличностные отношения юношей и девушек | ||
6 | Дружба в юношестве | ||
7 | Любовь в юношеском возрасте | ||
8 | Роль восприятия в процессе общения | ||
2 чет. | 9 | Вербальные и невербальные средства общения | |
10 | Вербальные и невербальные средства общения | ||
11 | Позиции в общении | ||
Искусство быть супругами | |||
12 | Готовность к браку | ||
13 | Жизненный цикл семьи | ||
14 | Молодая семья | ||
15 | Взаимная адаптация молодых супругов | ||
16 | Грани совместимости | ||
3 чет. | 17 | Психологически благополучная и неблагополучная семья | |
18 | Кризисы семейной жизни | ||
19 | Семейные конфликты: причины и профилактика | ||
20 | Психология ревности | ||
21 | Мотивы и последствия ревности | ||
Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности | |||
22 | Образ идеальной женщины | ||
23 | Образ идеального мужчины | ||
24 | Психология мужчины и женщины | ||
25 | Психология мужчины и женщины | ||
26 | Мужские и женские роли в семье | ||
4 чет. | 27 | Ожидания в семье и браке | |
28 | Жизненные сценарии семьи и личности | ||
Взаимоотношения поколений в семье | |||
29 | Незаменимость семьи в воспитании детей | ||
30 | Стили семейного воспитания | ||
31 | Стили семейного воспитания | ||
32 | Проблема отцов и детей | ||
33 | Общение и взаимопонимание в семье | ||
34 | Профилактика нарушений детско-родительских отношений | ||
Итого 34 |
Перечень контрольных работ
№ | ТЕМА |
1. | Культура добрачных отношений |
2. | Психология общения |
3. | Конфликты |
4. | Итоговая контрольная работа |
Учебно-методическое обеспечение курса
Класс | Наименование | Издатель | Автор | Год |
10 | «Основы психологии семейной жизни» | Иркутск ИИПКРО | Бабич О.И., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А. | 2014 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО классных руководителей _______________________ /Белобородова Л.Г./ Протокол № ___ от «____» ___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ /Вильданова А.А./ | «Утверждаю» Приказ №______ от «___»_________20___г. Директор: __________________ /Черниговская Т.А./ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - пятиклассник»
для 5 класса – 1 ч./нед.
2017-2018 учебный год
Гогинова Н.А.
Составлено на основе программы
Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»:
Уроки психологии в средней школе
(5-6 классы), Москва, 2017 г.
г. Свирск 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Тропинка к своему Я» основного общего образования разработана в соответствии:
- с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2010 г. регистрационный N 19644);
- на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2013-. 223с. Стандарты второго поколения);
- на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (5-6 кл.). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков.
В подростковом возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Поэтому для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – душевное или, как принято говорить, психологическое здоровье подростков, а затем определить формы психологической поддержки.
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.
В средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые – мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания драк на переменах.
В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.
Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики. Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых. В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учеников будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.
Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределение дружеских компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно заключить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива.
Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые учащиеся к концу 5 класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.
В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой – требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.
В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнений необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя. Таким образом, возникает необходимость целенаправленной работы педагога-психолога с детьми подросткового возраста в школе. Таким образом, предлагаемая программа психологических занятий в 5 классе актуальна, т.к. направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков.
Цель программы: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.
Программа составлена на 34 занятия, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 мин.
Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся 5-х классов, адаптирующихся к изменившимся условиям обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания курса:
1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.
4. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Форма проведения данной программы внеурочной деятельности – занятия с элементами тренинга, игра, практикум.
Методы внеурочной деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
Психологическая информация. Достаточно эффективный метод, способствующий углублению самосознания подростков, является изучение некоторых важных для этого возраста психологических понятий. Сообщаемая информация стимулирует подростка к размышлению о себе.
Интеллектуальные задания. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
Ролевые методы. Ролевые методы предполагают принятие подростком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном варранте.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры направлены на формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. А также существует ряд игр, способствующих углублению осознания сферы общения.
Игры, направленные на развитие воображения. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры. В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, невербальные игры предполагают изображение подростками того или иного неживого предмета.
Задания с использованием терапевтических метафор. Можно выделить две основные группы метафор. Первая группа направлена на работу с типичными проявлениями или/и трудными ситуациями подросткового возраста, например, чувством одиночества, стремлением к получению внимания (пусть даже негативного) взрослых. Вторая группа включает в себя сказки развивающего характера, способствующие решению ими возрастных задач развития. Систематическая работа с метафорами приводит к усвоению основной идеи метафоры: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умению принимать чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Когнитивные методы. Эти методы основываются на утверждении, что первопричиной эмоциональных расстройств является наличие у человека некоторых мешающих ему убеждений. Исходя из этого, необходим пересмотр мировоззрения.
Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Содержание программы:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы занятий |
1 | Введение в мир психологии | 3 | Зачем нужны занятия по психологии? Диагностика УУД (стартовая). |
2 | Я – это я | 9 | Кто я, какой я? Я – могу. Я – нужен! Я мечтаю. Я – это мои цели. Я – это мое детство. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. Определение самооценки. |
3 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | 6 | Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Определение уровня тревожности. Уверенное поведение. |
4 | Я и мой внутренний мир | 2 | Каждый видит мир и чувствует по- своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. |
5 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | 3 | Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. |
6 | Я и ты | 5 | Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. |
7 | Мы начинаем меняться | 6 | Нужно ли человеку меняться? Самое важное – захотеть меняться. Диагностика УУД (итоговая). |
Планируемая результативность курса
Даная программа рассчитана на достижение 2-х уровней результатов:
- первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Применительно к данной программе
- сформированность у обучающихся уважения и интереса к чувствам других людей;
- сформированность умения анализировать свое поведение на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом);
- сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям чувств и эмоций других людей;
- сформированность у обучающихся мотивации к изучению психологии, с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации;
- сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;
- сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
научиться контролировать собственное агрессивное поведение
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
адекватно воспринимать оценки учителей
уметь распознавать чувства других людей
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
Предметные результаты:
- психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
- психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения),
- навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),
- опыт творческой самодеятельности,
- овладение культурой психической деятельности,
- формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- дружелюбное отношение к другим людям;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуация
Календарно-тематическое планирование
Сроки | № занятия | Название раздела, тема учебного занятия | УУД, деятельность обучающихся | Всего часов | Коррекция программы |
Раздел 1 | Введение в мир психологии (3 часа) | ПРКЛ | 3 | ||
1 нед. | 1 | Зачем нужны занятия по психологии? | Формирование мотивации к урокам психологии. Обсуждение с учащимися значения психологии, как науки. Упражнение «Счастье – это…», «Рисунок счастливого человека». | 1 | |
2-3 нед. | 2 | Диагностика УУД | Изучение сформированности УУД, стартовая диагностика (положение в коллективе, социометрич. статус, самооценка, тревожность и др.) | 2 | |
Раздел 2 | Я – это я | ПРКЛ | 9 | ||
4 нед. | 3 | Кто я, какой я? | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнения «Угадай, чей голос», «Кого загадал ведущий», «Угадай, кому письмо», «Кто я», «Какой я» | 1 | |
5 нед. | 4 | Я – могу | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнения «Чьи ладони», «Моя ладошка», «Я могу, я умею». Работа со сказкой «Фламинго» (О. Горькова) | 1 | |
6 нед. | 5 | Я – нужен! | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Обсуждение – что нужно школьнику. Упражнение «Закончи предложение». Работа со сказкой «Повесть о настоящем…цвете» (Г. Аркадьев) | 1 | |
7 нед. | 6 | Я мечтаю | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнения «Я невидимка», «Закончи предложения». Беседа «Зачем люди мечтают». Работа со сказкой «Сказка о мечте» (В.Чуваков) | 1 | |
8 нед. | 7 | Я – это мои цели | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнения «Превратись в животное», «Заветное желание». Работа со сказкой «Сказка о славном УЧМАГЕ (О. Колосова) | 1 | |
9 нед. | 8 | Я – это мое детство | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнения «Закончи предложения», «Детские воспоминания», «Любимая игрушка», «Детская фотография». | 1 | |
10 нед. | 9 | Я – это мое настоящее | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнение «Превратись в возраст», беседа «Как надо воспитывать детей» | 1 | |
11 нед. | 10 | Я – это мое будущее | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Упражнение «Встреча», «Я в будущем». | 1 | |
12 нед. | 11 | Определение самооценки | Осознание своих качеств и повышение самооценки. Рисуночный тест «Кактус». Беседа «Поведение человека с разным уровнем самооценки», моделирование ситуаций. | 1 | |
Раздел 3 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | ПРКЛ | 6 | ||
13-14 нед. | 12 | Чувства бывают разные | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний и адекватному самовыражению. Упражнения «Изобрази чувство», «Испорченный телефон». Работа со сказкой А. Вергазова. | 2 | |
15 нед. | 13 | Стыдно ли бояться? | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний и адекватному самовыражению. Упражнения «Отгадай чувство», «Страшный персонаж». Обсуждение страхов пятиклассников. Работа со сказкой А. Никитина. | 1 | |
16 нед. | 14 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний и адекватному самовыражению. Упражнения «Подросток рассердился», «Найди лишнее слово», «Помоги маме», «Нарисуй обиду». | 1 | |
17 нед. | 15 | Определение уровня тревожности | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний и адекватному самовыражению. Беседа «Что такое тревожность и как с ней бороться», упражнения на релаксацию. | 1 | |
18 нед. | 16 | Уверенное поведение | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний и адекватному самовыражению. Беседа «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение». Проигрывание ситуаций. | 1 | |
Раздел 4 | Я и мой внутренний мир | ПРКЛ | 2 | ||
19 нед. | 17 | Каждый видит мир и чувствует по- своему | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. Упражнения «Психологич. примеры», «Мысленная картинка», «Если я камушек», «Маленькая страна». Работа со сказкой Пасхина О. | 1 | |
20 нед. | 18 | Любой внутренний мир ценен и уникален | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека. Упражнения «Психологич. примеры», «Мысленная картинка», «Я внутри и снаружи», «Сны», «Маленький принц». | 1 | |
Раздел 5 | Кто в ответе за мой внутренний мир? | ПРКЛ | 3 | ||
21 нед. | 19 | Трудные ситуации могут научить меня | Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли. Упражнения «Самое длинное», «Объясни значение», «Плюсы и минусы», «Копилка трудных ситуаций». Работа со сказкой | 1 | |
22-23 нед. | 20 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется | Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли. Упражнения «Самое длинное», «Объясни значение», «Прикоснись к своим соседям», «Внутренняя сила». Работа со сказкой. | 2 | |
Раздел 6 | Я и Ты | ПРКЛ | 5 | ||
24 нед. | 21 | Я и мои друзья | Обсудить проблемы подростковой дружбы. Упражнения «Красивые поступки», «Общая рука». Работа со сказкой «Светлячок» А. Безотосов. | 1 | |
25 нед. | 22 | У меня есть друг | Обсудить проблемы подростковой дружбы. Упражнения «Самое короткое», «Загадай друга», «Если человек…», «Качества моего друга». Работа со сказкой «Волшебная роща» Н. Лумпова. | 1 | |
26 нед. | 23 | Я и мои «колючки» | Обсудить проблемы подростковой дружбы. Упражнения «Кто сколько запомнит», «Покажи ситуацию», «Мои колючки», «Мои магнитики». Работа со сказкой «Шиповник» Е, Голованова. | 1 | |
27 нед. | 24 | Что такое одиночество? | Обсудить проблемы подростковой дружбы. Упражнения «Запиши наоборот», «Какого человека можно назвать…», «Одиночество в классе», «Если я окажусь одиноким..». Работа со сказкой Д. Лаврова. | 1 | |
28 нед. | 25 | Я не одинок в этом мире | Обсудить проблемы подростковой дружбы. Упражнения «Какого человека можно назвать…». Работа с плакатом. Работа со сказкой «И однажды утром…» (И. Коротеева). Коллективный рисунок. | 1 | |
Раздел 7 | Мы начинаем меняться | ПРКЛ | 6 | ||
29-30 нед. | 26 | Нужно ли человеку меняться? | Помочь подросткам осознать свои изменения. Упражнения «Какого человека можно назвать…». Работа с плакатом. «Мои важные изменения». Работа со сказкой «Сказка про Тофа» Е. Яковлевой | 2 | |
31 нед. | 27 | Самое важное – захотеть меняться | Мотивировать подростков к позитивному самоизменению. Упражнения «Самое главное». Работа с плакатом. Обсуждение, как изменился класс. Работа со сказкой «Я иду к своей звезде» Г. Кононенко. | 1 | |
32-33 нед. | 28 | Диагностика УУД | Изучение сформированности УУД, итоговая диагностика (положение в коллективе, социометрич. статус, самооценка, тревожность и др.) | 2 | |
34 нед. | 29 | Итоговое занятие | Работа с плакатом. Упражнение «Рюкзак пожеланий», «Пожелания взрослым». Работа со сказкой «Желтый цветок». | 1 | |
Итого: | 34 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы:
Материально-техническое обеспечение программы
- Мультимедийная техника (компьютер, проектор, экран);
- Аудиозаписи (музыкальные произведения, звуки природы и др.);
- Видеозаписи (живая природа, социальные явления и др.)
- Наглядные материалы (картины, репродукции, фото, таблицы и др.);
Методические пособия для учителя
- Аудио-, видеозаписи.
- Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
- Психологические тесты.
Литература для педагога
- Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
- Журнал «Школьный психолог». №40, 2000 г.
- Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
- Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
- Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
- Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
- Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
- Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
- Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
- Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
- Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
- Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
- Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
Литература, рекомендованная для учащихся
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ⎯ Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ⎯ Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко⎯ М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ⎯ М.: Просвещение, 1991.
5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель⎯ М.: Проспект, 2005.
6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина⎯ М.: Издательство «Атлант»,2004.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования