социометрические исследования межличностных отношений учащихся 10 класса
Что такое социометрические исследования в школе и для чего их используют думаю знает каждый педагог-психолог. Чаще всего такие исследования проводятся при переходе в среднюю школу (в 4 классах) и средней школе ( с 5 по 7 классы). Но здесь совсем недавно для меня самой стала загадкой, где найти материалы по социометрическим исследованиям в старшей школе. Я просмотрела много разных материалов по данной теме, но найти что-то конкретное так и не смогла. Спасибо моему университету и моему преподавателю по социологическим исследованиям в образовании..Мы с ней совместно создали такую анкету и теперь я могу поделиться своим практическим опытом работы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
об исследованиях в 10 классе | 14.79 КБ |
анкета 10 класс | 13.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Социометрическое исследование является одной из наиболее часто используемых методик при социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом, так как является простым в проведении, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур подсчета данных и интерпретации полученных результатов. Такие методы предоставляют возможности для широкого изучения межличностных отношений в группе, и, в сочетании с другими методами психодиагностики, позволяют получать информацию о динамике развития коллективных отношений в классе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, сущность метода остается неизменной. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии среди одноклассников.
Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте отмечаются двумя противоречивыми тенденциями: в общении, расширении его сферы с одной стороны и растущую индивидуализацию, обособление с другой стороны. В этом возрасте возрастает потребность общения с людьми, потребность быть принятым ими и чувствовать уверенность их признания.
Для этого возраста важно нахождение своей позиции в малой группе.
Проблема исследования : Уровень с форсированности коллектива. Включенность новых учащихся в коллектив.
Объект исследования учащиеся 10 класса.
Проблемная ситуация заключается в том, что при переходе из средней школы в старшую половина класса ушла учиться в колледжи, и теперь большинство десятиклассников составляют дети, пришедшие из других школ.
Задачи исследования: понять, как в классе распределены межличностные отношения. Будем исследовать условное разделение учащихся на 4 группы: «звезды» (лидеры:( 1-2 человека), предпочитаемые, оттесненные и изолированные.
Старшеклассникам дается задание ответить на 5 вопросов. Далее педагог-психолог обрабатывает анкеты с ответами школьников также как и в других классах. Результат данных исследований будут интересны как для учителей так и для родителей учащихся. Результаты обработки можно использовать для выступлений на родительских собраниях, педсоветах и личных консультациях родителей старшеклассников Мне данные социометрические исследования помогли в работе в дальнейшем в этом классе..
Предварительный просмотр:
Анкета для старшеклассников
Вопросы читает вслух педагог-психолог. Старшеклассникам дается задание:
Сейчас я буду читать вопросы. Их всего пять. Вам необходимо на каждый из этих вопросов ответить и написать до трех фамилий своих одноклассников.
Лист ответов необходим обязательно подписать, иначе я не смогу определить как в вашем классе сформировался коллектив.
1С кем из учащихся твоего класса ты хотел бы работать в будущем в одной организации, компании вместе?
2. С кем из учащихся твоего класса ты хотел бы проводить свободное время?
3.Представь, что у тебя есть лишние бесплатные пригласительные билеты на премьеру фильма? Кого бы из своего класса ты взял с собой?
4. Кому из твоего класса ты мог бы дать доверить свою самую большую тайну.
5. Если бы ты перешел учиться в другую школу, кого бы из класса ты взял с собой
Спасибо за внимание. До встречи