социометрические исследования межличностных отношений учащихся 10 класса

Хацевская Татьяна Валентиновна

Что такое социометрические исследования в школе и для чего их используют думаю знает каждый педагог-психолог. Чаще всего такие  исследования проводятся  при переходе в среднюю школу (в 4 классах) и средней школе ( с 5 по 7 классы). Но здесь совсем недавно для меня самой стала загадкой, где найти материалы по социометрическим исследованиям в старшей школе. Я  просмотрела много разных материалов по данной теме, но найти что-то конкретное так и не смогла. Спасибо моему университету и моему преподавателю по  социологическим исследованиям в образовании..Мы с ней совместно  создали такую анкету и теперь я могу поделиться своим  практическим опытом работы . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл об исследованиях в 10 классе14.79 КБ
Файл анкета 10 класс13.61 КБ

Предварительный просмотр:

Социометрическое исследование является одной из наиболее часто используемых методик при социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом,  так как является простым в проведении, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур подсчета данных и интерпретации полученных результатов. Такие методы предоставляют возможности для широкого изучения межличностных отношений в группе, и, в сочетании с другими методами психодиагностики, позволяют получать информацию о динамике развития коллективных отношений в классе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, сущность метода остается неизменной. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии  среди одноклассников.

Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте отмечаются двумя противоречивыми тенденциями: в  общении, расширении его сферы  с одной стороны и растущую индивидуализацию, обособление   с  другой стороны. В этом возрасте возрастает потребность общения с людьми, потребность быть принятым ими и чувствовать  уверенность их признания.

Для этого возраста важно нахождение  своей позиции в малой группе.

Проблема исследования : Уровень   с форсированности  коллектива. Включенность новых  учащихся в коллектив.

Объект  исследования учащиеся 10 класса.

Проблемная ситуация  заключается в том, что при переходе из средней школы в старшую  половина класса  ушла учиться в колледжи, и теперь  большинство десятиклассников составляют дети, пришедшие из других школ.

Задачи исследования: понять,   как в классе распределены межличностные отношения. Будем исследовать  условное разделение  учащихся на 4  группы:  «звезды» (лидеры:( 1-2 человека), предпочитаемые, оттесненные  и изолированные.

Старшеклассникам дается задание ответить на 5 вопросов. Далее педагог-психолог обрабатывает  анкеты с ответами школьников также как и в других классах. Результат данных исследований будут интересны как для учителей так и для родителей учащихся.  Результаты обработки  можно использовать для выступлений на родительских собраниях, педсоветах и личных консультациях родителей старшеклассников Мне данные социометрические исследования помогли в работе в дальнейшем в этом классе..



Предварительный просмотр:

Анкета для старшеклассников

Вопросы читает вслух педагог-психолог. Старшеклассникам дается задание:

Сейчас я буду читать вопросы. Их всего пять. Вам необходимо на каждый из этих вопросов ответить  и написать до трех  фамилий своих одноклассников.

Лист ответов необходим обязательно подписать, иначе я не смогу определить как в вашем классе сформировался коллектив.

1С кем из учащихся твоего класса ты хотел бы работать в будущем  в одной организации, компании вместе?

2. С кем из учащихся твоего класса ты хотел бы проводить свободное   время?

3.Представь, что у тебя  есть лишние бесплатные пригласительные билеты на премьеру фильма? Кого бы из своего класса ты взял с собой?

4. Кому из твоего класса ты мог бы дать доверить свою самую большую  тайну.

5. Если бы ты  перешел учиться в другую  школу, кого бы из класса ты взял с собой  

Спасибо за внимание. До встречи