Методическая разработка игры, как форма коррекционно-развивающей работы в психолого-педагогическом сопровождении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Марасина Елена Владимировна

Стимулирующие игровые приёмы и ситуации, органично вплетённые в образовательный процесс, усиливают коррекционную направленность обучения и воспитания детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_e.v._marasinans_portal.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игры, как форма коррекционно-развивающей работы в психолого-педагогическом сопровождении детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Задача психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ-это создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речевой и других видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций, становлению личности и адаптацию его в школьной среде.

Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля. Работа психолога в рамках комплексной программы может заключается в следующем:

  • коррекция познавательной сферы (например, коррекция и развитие мыслительных операций, развитие разномодальной памяти, что обеспечивает базис для развития письменной речи, расширение словарного запаса);
  • индивидуальная/групповая коррекция эмоционального состояния, релаксационные занятия;
  • психологическая работа по развитию навыков конструктивного общения с учителем, одноклассниками, совершенствование коммуникативной функции речи;
  • формирование учебной мотивации и самоконтроля в рамках индивидуальных или групповых занятий с психологом.

Коррекционно-развивающая работа является одним из основных направлений деятельности педагога-психолога в системе образования, она тесно связана с системой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков.

Программа коррекционной работы утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ.

Развивающая деятельность ориентирована, в первую очередь, на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а коррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия.

При коррекционной работе с детьми с ОВЗ необходимо соблюдать общие принципы и правила:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику;
  • Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала и средств наглядности);
  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;
  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Форма коррекционно-развивающей работы педагога – психолога  включает:
1)  диагностику личностного, интеллектуального и психо-эмоционального развития;
2) коррекцию недостатков в развитии основных психических процессов: мышления, памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы
3) консультирование участников образовательного процесса.

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

В результате такого обучения у детей недостаточно развиваются качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности.

Как правило, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети решают нестандартные задачи.

 Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Предлагаем вашему вниманию методическую разработку занятия путешествия в игровой форме, по развитию познавательных процессов детей 3-4 класса, имеющих нарушения речевого развития.

Название: «Путешествие по стране Всезнаек»

Цель занятия: формирование у детей познавательной сферы, как основы успешности школьного обучения.

Ожидаемый результат: Развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи). Накопление и расширение сенсорного опыта.

Количество участников: 10-12 человек

Время: 40 - 45мин

Методологическое обеспечение: отдельный кабинет, три стола, стулья по количеству участников, бусины, коробки, карточки с предметами, маркеры, листы картона и бумаги, небольшие предметы для запоминания, скатерть.

Ход игры: В начале занятия дети делятся на 2-3 малые группы (3-4 человека) и располагаются за отдельными столами, расположенных треугольником, чтобы участники одной команды могли видеть столы других команд.  Ведущий-экскурсовод знакомится с детьми и предлагает участникам отправиться в занимательное путешествие по Стране Всезнаек, где ребята смогут узнать новое и закрепить, имеющиеся знания. Происходит знакомство с картой путешествия, на которой отмечены станции с заданиями. Рассказываются правила – команды соревнуются друг с другом при выполнении заданий на каждой станции.

  1. Станция «Разминочная – Секретная»

Цель: развитие зрительной памяти, расширение активного словаря.

На столе первой команды раскладывается несколько предметов (игрушка, ручка, часы, тетрадь, книга, кубик). Участники внимательно рассматривают содержание стола в течение 30 секунд, затем предметы накрываются тканью.

Задание: вспомнить и перечисть все предметы и их расположение на столе. Игра проводится по числу команд, результаты записываются.

  1. Станция «Дорожная»

Цель: развитие  мышления, операция анализа и синтеза.

Каждой команде предлагается набор картинок со всевозможными предметами. В течении 5-7 минут участники команд должны составить «поезд» из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю огурец к морковке, потому что -это овощи», …

После выполнения заданий происходит обмен результатами, поиск ошибок между командами. Подводятся результаты.

  1. Станция «Помоги Золушке»

Цель: развитие зрительной памяти, усидчивости, сосредоточенности.

На столе каждой команды рассыпается некое количество разных по форме и цвету бусин и даются коробки (каждый участники собирает свой вид бусин в свой коробок). Задание: помочь Золушке и разобрать бусины по видам. Учитывается скорость и правильность выполнения задания.

  1. Станция «Клеточная»

Цель: развитие звуковосприятия, мышления.

Каждой команде предлагается придумать слово из 6 букв. На листе бумаги записывается 1-я и последняя буквы, на месте остальных черточка: П_ _ _ _А (погода). Участники другой команды называют буквы, стараясь отгадать слово. Если буква угадана правильно – она записывается, если неправильно – ставится минус. Команда набравшая пять минусов попадает в клетку. Задача: отгадать слово быстро и правильно. Задание проводится по числу команд.

Завершение игры: Подводятся общие результаты путешествия. Поздравляют команду-победителя. Участники делятся эмоциями и впечатлениями.

Игра – одно из важнейших средств умственного, нравственного и физического воспитания детей с ОВЗ. Стимулирующие игровые приёмы и ситуации, органично вплетённые в образовательный процесс, усиливают коррекционную направленность обучения и воспитания детей с ОВЗ. Психологическая коррекционно-развивающая работа с учащимися  начальной школы в системе психолого-педагогического сопровождения должна вестись по нескольким направлениям и быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей ребенка.

Литература:

1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 318с.

2. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е.Г.Жадько.-Изд.7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314с.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.

4.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение Г186 развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN5-691-00921-4.