Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов

Качалова Ирина Викторовна

В статье раскрыт опыт работы по психолого-педагогическму сопровождению инновационной деятельности педагоов ОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_snizheniya_soprotivleniya_2.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 34 «Золотая рыбка»

городского округа Тольятти

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов

МБУ детского сада № 34 «Золотая рыбка»

Составитель:

педагог-психолог Качалова И.В.

Современная политика государства в образовательной сфере предполагает осуществление комплекса мероприятий, которые направлены на повышение качества образовательной услуги, а также на рост профессиональной компетентности педагога. Решение этих задач          возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме.  

                Педагоги, которые работают в условиях инновационной деятельности, испытывают большую эмоциональную нагрузку по сравнению со своими коллегами, работающими традиционно. Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность педагогической деятельности, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Поэтому возникла необходимость разработать систему последовательных мер по сопровождению инновационной деятельности педагогов МБУ детского сада №34 «Золотая рыбка».

Система психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогических работников направлена на повышение толерантности, снижение ригидности, а также формирование мотивации к успеху. Кроме этого это сопровождение должно быть направлено на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов.

В результате были определены три этапа сопровождения инновационной деятельности педагогических работников:

  1. Аналитический;
  2. Подготовительный;
  3. Основной;
  4. Рефлексивный.

При разработке системы учитывались следующие параметры: 

- задачи, стоящие перед ОУ в инновационной внедренческой деятельности;

- результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы ОУ в целом;

- количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональная компетентность, готовность к внедрению инноваций);

- цели и функциональные особенности содержания образования в условиях инновации, накопленные в ОУ традиции;

- сравнительная эффективность различных форм методической работы в условиях инновационного ОУ для повышения профессиональных компетенций педагогов;

- материальные, моральные, психологические и другие условия.

Цель системы: создание условий для формирования готовности педагогов к внедрению инноваций в ОУ.

Задачи:

  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
  • Стимулирование педагогов на исследование и внедрение перспективных технологий обучения и воспитания дошкольников;
  • Создание условий для творческой деятельности педагогов;
  • Осуществление информационной, научно-методической и психолого-педагогической поддержки педагогов;
  • Пропаганда опыта инновационной деятельности в педагогической практике, снижение сопротивления.

Мы полагаем, что последовательная реализация комплекса организационно-педагогических условий обеспечит эффективную инновационную деятельность, способствующую уменьшению сопротивления педагогов инновациям.

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

1. Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);

3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

Ожидаемые результаты:

- Увеличение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.

- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, областном и российском уровнях.

- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ОУ и их отношения к работе.

- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

- Повышение качества организации методической работы в ОУ.

Таким образом, представленная система (см. Приложение 1) сопровождения инновационной деятельности педагогических работников направлена на осознание собственного потенциала, определение возможных путей дальнейшего профессионального роста и развития, а также на снижение сопротивления коллектива к внедрению инноваций, осознание особенностей инновационной деятельности. Основной акцент сделан на развитии стремления преодолевать трудности на пути к достижению цели, на повышение мотивации к успеху, на формировании толерантного отношения к неопределенности, на снижении ригидности и тревожности.

В то же время система должна быть рассчитана не только на преодоление сопротивления педагогов к внедрению инноваций, но и на развитие и укрепление творческого потенциала личности через комплексное формирование и развитие сопряженных с этим личностных качеств педагога.

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения педагогов ОУ

по повышению мотивационной готовности педагогов к нововведениям.

1 этап. Аналитический.

Цель – выяснить причину сопротивления путем диагностик и самодиагностики.

Пошаговая инструкция

Основные задачи

Методы решения задач

1.Проанализировать информационный ресурс педагогического коллектива

Выяснить  в каком объеме владеют педагоги информацией о нововведении

Анкеты, тесты по теме нововведения

2.Проведение диагностики или самодиагностики

-уровень стрессоустойчивости

-тип нервной системы

-самооценка

-коммуникативные навыки

-эмоциональное выгорание

-принятие новой задачи

Тестирование, консультирование

3.Сбор и обработка информации

Создание «картины» коллективного отношения к нововведениям

Анализ, обработка результатов, заключение, знакомство с результатами каждого педагога и Администрацию ОУ

2 этап. Подготовительный

Цель - разработать систему деятельности по развитию инновационного потенциала педагогов ОУ.

Цель системы - создание условий для формирования готовности педагогов к внедрению инноваций в ОУ.

Пошаговая инструкция

Основные задачи

Методы решения задач

1.Рациональное распределение мероприятий различной формы и уровня на весь период

Правильное распределение человеческих ресурсов (не перегрузить)

-Анализ результатов 1 этапа

-Поиск активных и результативных форм работы с педагогами

3этап. Основной

Цель- внедрение системы

Пошаговая инструкция

Основные задачи

Методы решения задач

1.Реализация мероприятий согласно  срокам проведения

  • Углубление психолого-педагогических знаний педагогов;
  • Формирование и развитие навыка умения использовать технологии творчества: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые ситуации, выявление проблем в знакомой ситуации, видение альтернативных решений, разработка новых способов и т.д.
  • Знания и умения по самоанализу себя и анализу своей деятельности.

-Тренинги на работу над личностными качествами, умению рефлексировать, адекватная оценка своих возможностей

-семинар-практикум

-деловая игра

Основной этап учитывает постоянный мониторинг потребностей педагогов, направлен в основном на обучение, основывается на системе стимулирования (поощрения, похвала, всеобщее признание, карьерный рост)

4 этап. Рефлексивный

Цель- анализ системы, учет выполненных мероприятий, выявление недостатков.

То, насколько была успешна система можно судить по работе педагогов, по степени удовлетворенности работой, налаженной системе методической работы (планирование, ведение документации, участие в инновационной деятельности).

Приложение 1.

План мероприятий

по снижению сопротивления коллектива к внедрению инноваций  

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Аналитический этап

1. Проведение диагностики ,  обработка результатов «Оценка инновационного потенциала педагогов в ОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов (начало и конец учебного года) 

сентябрь - май



Педагог-психолог, зам заведующего по ВМР, педагоги ОУ

  • Опросник «Стратегия взаимодействия педагогического коллектива детского сада» 
  •  Опросник «Насколько сильна культура сотрудничества в ОУ»
  • Методика «Оценка инноваций в ОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов
  • Составление  сравнительного анализа в виде диаграмм и презентаций по раскрытию инновационного потенциала у педагогов в течение учебного года 

Подготовительный этап

1. Работа с кадрами.

Обзор и анализ научно-методической литературы по вопросам инновационного педагогического опыта.

В течение учебного года

зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

2. Круглый стол 

«Повышение качества образования в ОУ». 

Сравнительный анализ результатов анкетирования: «Оценка инновационного потенциала педагогов ОУ»

сентябрь

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагог-психолог, педагоги ОУ

3. Создание творческой группы  (составление плана и отбор содержания для работы  по  физическому воспитанию дошкольников)

сентябрь

Заведующий, зам.заведующего по ВМР, педагог-психолог, педагоги ОУ

4. Обучение педагогов творческой группы.

Отбор оптимальных технологий, методик, приемов, способов работы с педагогами по освоению инновационного опыта

сентябрь-октябрь

Зам.заведующего по ВМР, педагог-психолог, педагоги ОУ

5. Проведение консультаций для педагогов по разрешению профессиональных затруднений в вопросах инноваций

в течение учебного года

Педагог-психолог, педагоги ОУ

Основной  этап

 Тренинг

  • «Синдром эмоционального выгорания. Пути преодоления».
  • «Я – сообщение»

октябрь 2016,

январь 2017

Педагог-психолог, педагоги ОУ

Тренинг: «Потенциал вашей личности» 

Развитие, совершенствование личностных и творческих способностей педагогов, деловые качества; умение строить отношения с окружающими, а также о способах обретения внутренней гармонии. Использование психо-геометрического теста «Штрихи портрету Вашей личности» 

ноябрь 2016

Педагог-психолог, педагоги ОУ 

Семинар: «Использование инновационного педагогического опыта в преемственности детского сада как важное условие для реализации индивидуальной траектории развития ребёнка» 

реализация инновационного педагогического опыта (на занятиях, в индивидуальной работе с детьми) 

декабрь 2016

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

Консультация: «Как развивать инновационный потенциал в себе» 

 овладение методами творческого мышления и воображения, саморегуляции психической деятельностью и обобщение опыта работы с детьми,  родителями, коллегами

декабрь 2016

зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ, педагог-психолог

Педагогическая гостиная: «Наш коллектив – это сила» 

развивать  способность  педагогов ставить актуальные и реальные цели, вытекающие из социальных задач образования, способность строить и гибко изменять структуру взаимодействий, обеспечивающих достижение поставленных целей с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива с максимально возможной эффективностью

январь 2017

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

Проектная деятельность по годовым задачам детского сада 

Дальнейшее повышение профессиональной компетентности педагогов через реализацию проектной деятельности. Внедрение в педагогический процесс современных технологий. Стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.

Вовлечение в проектную деятельность всех участников педагогического процесса.

Полученные результаты представить в виде мультимедийного проекта и продуктивной деятельности.

по плану ОУ

зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

  Работа творческой группы.

Обсуждение достигнутых результатов, оценка степени усвоения группой нормы-образца для закрепления устойчивого образа профессиональной компетентности как коллективной ценности посредством расширения и применения имеющегося опыта в новых ситуациях, формирование творческой деятельности в процессе группового взаимодействия

в течение учебного года

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

Рефлексивный

  1. Обобщающий педагогический совет по теме«Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования» 

Анализ показателей совершенствования профессионального уровня педагогического коллектива ОУ и прогнозирование дальнейшего его развития.

Повышение качества образования в условиях детского сада.

май 2017

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

2. Переподготовка педагогических кадров, прохождение курсов повышения квалификации

в течение года

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

3. Аттестация педагогических кадров.

в течение года

Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ

  1. Деловая игра «Аукцион идей» (расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками)

апрель 2017 г.

Педагог-психолог, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ