Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов
В статье раскрыт опыт работы по психолого-педагогическму сопровождению инновационной деятельности педагоов ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_snizheniya_soprotivleniya_2.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Золотая рыбка»
городского округа Тольятти
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов
МБУ детского сада № 34 «Золотая рыбка»
Составитель:
педагог-психолог Качалова И.В.
Современная политика государства в образовательной сфере предполагает осуществление комплекса мероприятий, которые направлены на повышение качества образовательной услуги, а также на рост профессиональной компетентности педагога. Решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме.
Педагоги, которые работают в условиях инновационной деятельности, испытывают большую эмоциональную нагрузку по сравнению со своими коллегами, работающими традиционно. Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность педагогической деятельности, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Поэтому возникла необходимость разработать систему последовательных мер по сопровождению инновационной деятельности педагогов МБУ детского сада №34 «Золотая рыбка».
Система психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогических работников направлена на повышение толерантности, снижение ригидности, а также формирование мотивации к успеху. Кроме этого это сопровождение должно быть направлено на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов.
В результате были определены три этапа сопровождения инновационной деятельности педагогических работников:
- Аналитический;
- Подготовительный;
- Основной;
- Рефлексивный.
При разработке системы учитывались следующие параметры:
- задачи, стоящие перед ОУ в инновационной внедренческой деятельности;
- результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы ОУ в целом;
- количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональная компетентность, готовность к внедрению инноваций);
- цели и функциональные особенности содержания образования в условиях инновации, накопленные в ОУ традиции;
- сравнительная эффективность различных форм методической работы в условиях инновационного ОУ для повышения профессиональных компетенций педагогов;
- материальные, моральные, психологические и другие условия.
Цель системы: создание условий для формирования готовности педагогов к внедрению инноваций в ОУ.
Задачи:
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
- Стимулирование педагогов на исследование и внедрение перспективных технологий обучения и воспитания дошкольников;
- Создание условий для творческой деятельности педагогов;
- Осуществление информационной, научно-методической и психолого-педагогической поддержки педагогов;
- Пропаганда опыта инновационной деятельности в педагогической практике, снижение сопротивления.
Мы полагаем, что последовательная реализация комплекса организационно-педагогических условий обеспечит эффективную инновационную деятельность, способствующую уменьшению сопротивления педагогов инновациям.
Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1. Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);
3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Ожидаемые результаты:
- Увеличение количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию.
- Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на муниципальном, областном и российском уровнях.
- Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ОУ и их отношения к работе.
- Повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
- Оперативное и позитивное реагирование педагогов на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
- Повышение качества организации методической работы в ОУ.
Таким образом, представленная система (см. Приложение 1) сопровождения инновационной деятельности педагогических работников направлена на осознание собственного потенциала, определение возможных путей дальнейшего профессионального роста и развития, а также на снижение сопротивления коллектива к внедрению инноваций, осознание особенностей инновационной деятельности. Основной акцент сделан на развитии стремления преодолевать трудности на пути к достижению цели, на повышение мотивации к успеху, на формировании толерантного отношения к неопределенности, на снижении ригидности и тревожности.
В то же время система должна быть рассчитана не только на преодоление сопротивления педагогов к внедрению инноваций, но и на развитие и укрепление творческого потенциала личности через комплексное формирование и развитие сопряженных с этим личностных качеств педагога.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения педагогов ОУ
по повышению мотивационной готовности педагогов к нововведениям.
1 этап. Аналитический.
Цель – выяснить причину сопротивления путем диагностик и самодиагностики.
Пошаговая инструкция | Основные задачи | Методы решения задач |
1.Проанализировать информационный ресурс педагогического коллектива | Выяснить в каком объеме владеют педагоги информацией о нововведении | Анкеты, тесты по теме нововведения |
2.Проведение диагностики или самодиагностики | -уровень стрессоустойчивости -тип нервной системы -самооценка -коммуникативные навыки -эмоциональное выгорание -принятие новой задачи | Тестирование, консультирование |
3.Сбор и обработка информации | Создание «картины» коллективного отношения к нововведениям | Анализ, обработка результатов, заключение, знакомство с результатами каждого педагога и Администрацию ОУ |
2 этап. Подготовительный
Цель - разработать систему деятельности по развитию инновационного потенциала педагогов ОУ.
Цель системы - создание условий для формирования готовности педагогов к внедрению инноваций в ОУ.
Пошаговая инструкция | Основные задачи | Методы решения задач |
1.Рациональное распределение мероприятий различной формы и уровня на весь период | Правильное распределение человеческих ресурсов (не перегрузить) | -Анализ результатов 1 этапа -Поиск активных и результативных форм работы с педагогами |
3этап. Основной
Цель- внедрение системы
Пошаговая инструкция | Основные задачи | Методы решения задач |
1.Реализация мероприятий согласно срокам проведения |
| -Тренинги на работу над личностными качествами, умению рефлексировать, адекватная оценка своих возможностей -семинар-практикум -деловая игра |
Основной этап учитывает постоянный мониторинг потребностей педагогов, направлен в основном на обучение, основывается на системе стимулирования (поощрения, похвала, всеобщее признание, карьерный рост)
4 этап. Рефлексивный
Цель- анализ системы, учет выполненных мероприятий, выявление недостатков.
То, насколько была успешна система можно судить по работе педагогов, по степени удовлетворенности работой, налаженной системе методической работы (планирование, ведение документации, участие в инновационной деятельности).
Приложение 1.
План мероприятий
по снижению сопротивления коллектива к внедрению инноваций
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Аналитический этап | ||
1. Проведение диагностики , обработка результатов «Оценка инновационного потенциала педагогов в ОУ», проанализировать результаты диагностики инновационного потенциала педагогов и специалистов (начало и конец учебного года) | сентябрь - май | Педагог-психолог, зам заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
| ||
| ||
| ||
| ||
Подготовительный этап | ||
1. Работа с кадрами. Обзор и анализ научно-методической литературы по вопросам инновационного педагогического опыта. | В течение учебного года | зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
2. Круглый стол «Повышение качества образования в ОУ». Сравнительный анализ результатов анкетирования: «Оценка инновационного потенциала педагогов ОУ» | сентябрь | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагог-психолог, педагоги ОУ |
3. Создание творческой группы (составление плана и отбор содержания для работы по физическому воспитанию дошкольников) | сентябрь | Заведующий, зам.заведующего по ВМР, педагог-психолог, педагоги ОУ |
4. Обучение педагогов творческой группы. Отбор оптимальных технологий, методик, приемов, способов работы с педагогами по освоению инновационного опыта | сентябрь-октябрь | Зам.заведующего по ВМР, педагог-психолог, педагоги ОУ |
5. Проведение консультаций для педагогов по разрешению профессиональных затруднений в вопросах инноваций | в течение учебного года | Педагог-психолог, педагоги ОУ |
Основной этап | ||
Тренинг
| октябрь 2016, январь 2017 | Педагог-психолог, педагоги ОУ |
Тренинг: «Потенциал вашей личности» Развитие, совершенствование личностных и творческих способностей педагогов, деловые качества; умение строить отношения с окружающими, а также о способах обретения внутренней гармонии. Использование психо-геометрического теста «Штрихи портрету Вашей личности» | ноябрь 2016 | Педагог-психолог, педагоги ОУ |
Семинар: «Использование инновационного педагогического опыта в преемственности детского сада как важное условие для реализации индивидуальной траектории развития ребёнка» реализация инновационного педагогического опыта (на занятиях, в индивидуальной работе с детьми) | декабрь 2016 | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
Консультация: «Как развивать инновационный потенциал в себе» овладение методами творческого мышления и воображения, саморегуляции психической деятельностью и обобщение опыта работы с детьми, родителями, коллегами | декабрь 2016 | зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ, педагог-психолог |
Педагогическая гостиная: «Наш коллектив – это сила» развивать способность педагогов ставить актуальные и реальные цели, вытекающие из социальных задач образования, способность строить и гибко изменять структуру взаимодействий, обеспечивающих достижение поставленных целей с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива с максимально возможной эффективностью | январь 2017 | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
Проектная деятельность по годовым задачам детского сада Дальнейшее повышение профессиональной компетентности педагогов через реализацию проектной деятельности. Внедрение в педагогический процесс современных технологий. Стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей. Вовлечение в проектную деятельность всех участников педагогического процесса. Полученные результаты представить в виде мультимедийного проекта и продуктивной деятельности. | по плану ОУ | зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
Работа творческой группы. Обсуждение достигнутых результатов, оценка степени усвоения группой нормы-образца для закрепления устойчивого образа профессиональной компетентности как коллективной ценности посредством расширения и применения имеющегося опыта в новых ситуациях, формирование творческой деятельности в процессе группового взаимодействия | в течение учебного года | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
Рефлексивный | ||
Анализ показателей совершенствования профессионального уровня педагогического коллектива ОУ и прогнозирование дальнейшего его развития. Повышение качества образования в условиях детского сада. | май 2017 | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
2. Переподготовка педагогических кадров, прохождение курсов повышения квалификации | в течение года | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
3. Аттестация педагогических кадров. | в течение года | Заведующий, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |
| апрель 2017 г. | Педагог-психолог, зам. заведующего по ВМР, педагоги ОУ |