Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья
выступление из опыта работы
Подготовила: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары
Директор ППМСЦ «Доверие»:
2015 год
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми с ограниченными возможностями.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов. Также в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ…».
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Таким документом в нашем ДОУ является адаптированная образовательная программа в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с 5 до 7 лет. Она разработана в 2014 г. в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
- Конвенцией о правах ребенка, 1989;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
- Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме».
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Данную программу разработала рабочая группа, в которую вошли все специалисты, осуществляющиекоррекционно-развивающий процесс в ДОУ:
- учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель.
Содержание Программы построено в соответствии с требованиями ФГОС. В целевом разделе Программы размещены:
- пояснительная записка;
- цели и задачи реализации Программы;
- возрастные и индивидуальные особенности контингента обучающихся в ДОУ детей;
- кадровое обеспечение образовательного процесса;
- требования к результатам освоения Программы, целевые ориентиры.
Содержательный раздел Программы отражает:
- особенности образовательной деятельности;
- Технологии и методы коррекции речевых нарушений;
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В организационном разделе Программы мы отразили:
- условия реализации Программы;
- перечень программ и технологий по образовательным областям;
- организацию образовательного процесса;
- организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Программа состоит из двух частей:
- Обязательной, в основе, которой лежит примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014, составленная в соответствии с ФГОС ДО, но еще не занесенная в единый реестр программ. Объём обязательной части Программы составляет не менее 60% от общего объёма Программы.
- Части, формируемой участниками образовательных отношений, представленной Программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, 2008. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объёма Программы.
Но на каждую часть разработаны рабочие программы: учителя-логопеда, воспитателя и специалистов с учетом цели данной программы и комплексно-тематического планирования. В них указаны виды деятельности, тема и источник. Тема совпадает у всех педагогов, работающих с детьми. Любой педагог может по данному плану работать. Все содержание и соотношение образовательной деятельности отражено в учебном плане ДОУ.
Приоритетной образовательной областью в группах компенсирующей направленности является «Речевое развитие». Работой по данной образовательной области руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда и комплексно-тематическим планированием (приложение 1). Данный вид планирования педагоги ДОУ разработали самостоятельно, опираясь на коррекционную программу и программу «Мозаика». Он является основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Программой и обеспечивает концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в обеих группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
В Программе размещены циклограммы рабочего времени всех педагогов, педагогические технологии, используемые тем или иным педагогом с целью эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Описана специфика взаимодействия с семьями воспитанников, детально представлены условия развития детей.
Более подробно остановлюсь на психолого-педагогическом сопровождении детей с общим недоразвитием речи. Основной его целью является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка. За это отвечает в ДОУ прежде всего педагог-психолог. В Программе представлены виды деятельности, которые педагог-психолог осуществляет в группах компенсирующей направленности:
- психологическая диагностика: диагностический инструментарий;
Диагностический инструментарий
Группы | Цель изучения | Критерии | Авторы методик |
Подготовительная к школе логопедическая группа | Диагностика психологической готовности к школьному обучению начало года (Н.В. Тарасова) | Определение мотивационной готовности. | В.Ф. Сафрина |
Определение интеллектуальной готовности к обучению в школе. | Е.С. Романова | ||
Определение эмоционально-волевой готовности ребенка | Е.С.Романова | ||
Определение личностной готовности | В.Г. Щур | ||
Диагностика психологической готовности к школьному обучению конец года (Богомолов В.) | Определение мотивационной готовности. | А. Керна, И. Ирасека | |
Определение интеллектуальной готовности. | |||
Определение эмоционально-волевой готовности ребенка. | А.Эткинд | ||
Определение личностной готовности | Т. Дембо | ||
Старшая логопедическая группа | Диагностика познавательной активности (И.А. Барташников, А.А. Барташникова) | Диагностика психического развития | Л.А. Венгер, З.М. Истомина и др. |
Диагностика эмоциональной личностной сферы | Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. |
- психологическая коррекция: организация психологической коррекции, представленная в таблице;
Организация психологической коррекции
Группа | Формы работы | Срок | Кол-во детей | Цель | Программы и технологии | Методы и приемы |
Старшая | Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | 1 раз в неделю | 16 | Развитие познавательных процессов | Коррекционно-развивающая программа Аксеновой А.И. «Играем и учимся» | Дидактические, подвижные, творческие игры для развития коммуникативных навыков, мелкой и общей моторики, творческих и интеллектуальных способностей, формирования чувства доверия и уверенности в себе; релаксационные упражнения |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 1 раз в неделю, 20 минут | 1 | Формирование психических процессов | Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы | Развивающие игры и упражнения. | |
подготовительная | Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | 1 раз в неделю | 16 | Формирование психологической готовности к обучению в школе | Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи | Занятия построены по принципу постепенного усложнения. Игровая психокоррекция, арт-терапия и музыкотерапия, телесно- ориентированная терапия, модификации поведения. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 1 раз в неделю, 30 минут | 6 | Развитие познавательных процессов детей | Программы разработаны в соответствии Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Вся дошкольная программа мышление, память, внимание. | Занятия построены по принципу поэтапного формирования умственных действий. Развивающие игры и упражнения. |
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение: формы работы.
В организационный раздел Программы включили режим пребывания детей в образовательном учреждении, который разработали специально для групп компенсирующей направленности.
Итак, в наше Программе отражена та работа, которую мы проводим с детьми, ничего нового мы не придумали, только систематизировали. Брать новое, может, даже нет смысла, потому что наши наработки неплохие, нас устраивают и соответствуют законодательной базе.
- Мне нравится (1)