Невербальные приемы установления контакта с родителями
Повышение профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями посредством невербальных приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Невербальные приемы установления контакта
с родителями
тренинг для педагогов
на районном семинаре
Подготовила: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района |
2016 год
План-конспект тренинга
Тема: Невербальные приемы установления контакта с родителями воспитанников ДОУ
Тренер: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог
Дата проведения: 28.04.2016
Время проведения: 1100
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары
Продолжительность тренинга: 30 минут
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями посредством невербальных приемов.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить педагогов с опытом использования невербальных приемов установления контакта с родителями.
- Обучить педагогов приемам работы в парах, в группе.
Развивающие:
- Тренировать навыки применения интерактивных методов.
- Создать условия для самоанализа участниками собственного профессионального мастерства.
Воспитательные:
- Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: проектор, экран, видеоролик, мобильный проигрыватель, детский рюкзак, ваза, цветной песок, книга рецептов.
Раздаточный материал: 3 листа бумаги для рисования форматом А-3, фломастеры.
Ход тренинга
I этап. Знакомство
Правила тренинга
1.Быть активным в работе.
2.Быть открытым в общении.
3.Уважать мнение участников.
4.Я – высказывания (Я считаю)
5.Не критиковать
II этап. Разминка
Упражнение-приветствие «Повторение ритма»
Цель: Активизация участников, включение в работу, развитие навыков слушания.
Инструкция
Упражнение проходит в кругу, участники сидят на стульях.
Тренер: – Сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме). Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом - один участник отстукивает фразу, затем все повторяют её. Затем следующий участник отстукивает ту же фразу в своем ритме, мы повторяем.
Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.
III этап. Тема дня
Ведущий: - Самыми значимыми людьми для ребенка являются родители, которые обеспечивают ему комфортные условия жизни и стараются удовлетворять все его потребности. Отдавая ребенка в детский сад, они правомерно хотят, чтобы такие же условия были созданы ему и там, чтобы педагоги смогли обеспечить индивидуальный подход для их любимого ребенка. И здесь уже со стороны педагогов важно педагогическое принятие и содействие, которые возможны только при условии установления контакта с родителями, понимания их потребностей. Перед многими педагогами встает вопрос о том, как наладить контакт с родителями, чтобы оказать им содействие в воспитании и развитии детей. На развитие этой способности направлен наш тренинг «Невербальные приемы установления контакта с родителями». К невербальным средствам общения относятся жесты и позы, мимика, выражение лица и манеры держаться, а также тактильно-мышечные формы (пожатие рук, прикосновения и т.д.). Язык тела раскрывает то, чего человек не говорит словами. Порой знание приемов невербального общения помогает понять, врет ли собеседник или говорит правду. Примерно 60 % всех коммуникаций осуществляется за их счет. Методы невербального общения в значительной мере помогают завоевать расположение слушателя, найти общий язык и завязать крепкие отношения.
Вот некоторые из них:
Общение начинается с установления контакта.
- Прежде всего, это уважение к собеседнику, так называемая положительная установка.
- Мимика – улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен.
- Поза и жесты может, выражать желание или не желание слушать и общаться.
- Установление контакта глаз - очень важный знак, свидетельствующий о нашей готовности вести разговор.
- Дистанция общения – исследования показали, что расстояние между партнерами само по себе является невербальным средством. У каждого человека есть персональное пространство, которое ему необходимо, чтобы чувствовать себя комфортно.
Тренер: – Предлагаю посмотреть видеоролик и сделать определенные выводы.
Видеоролик «Пример активного слушания»
IV этап. Групповые упражнения
1. Упражнение на установление контакта
Тренер: – Пусть кто-нибудь, выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Положительная установка, контакт глаз, поза, жесты, мимика.
Вызвавшийся выходит из комнаты, а остальные определяют участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник, и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить с ним в контакт.
Тренер: – Легко ли было определить, кто хотел вступить в контакт, по каким признакам догадался и т.д.
2. Рисуночная арт-техника «Диалог на бумаге»
Цель: Выстраивание профессиональных коммуникаций; анализ способов, которые участники применят в своей педагогической работе.
Инструкция: Работа будет проходить в парах. Я предлагаю вам пообщаться между собой на бумаге, один из вас будет педагогом, другой родителем. Диалог будем вести на бумаге, т.е. используя только рисуночные и графические изображения. Воспользуйтесь карандашами и один на двоих лист бумаги. На общение вам отводится 5 минут. Запрещается разговаривать во время задания.
По окончании участники вывешивают работы на доску.
Каждая пара презентует свою работу, отвечая на вопросы:
1.То, что изображено на рисунке, это диалог или два монолога?
2.Это был разговор на равных, или здесь был ведущий и ведомый?
3.Как вам кажется, стороны пришли к результату, они договорились?
4.Вы удовлетворены процессом взаимодействия?
Вывод: Установление контакта с родителями начинается с невербальных приемов взаимодействия. Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка – один из самых главных показателей мастерства педагога.
3. Рисование цветным песком
«Рецепт эффективного невербального установления контакта»
Цель: Закрепить знания участников о приемах невербального общения.
Необходимые материалы: любая книга рецептов (возможно, зачитать один из рецептов).
Тренер: - Составьте рецепт эффективного установления контакта, ингредиенты должны быть полезными, хорошо усваиваемыми и разнообразными.
Рецепт записывается на листе бумаги, а затем делается продукт - коктейль из цветного песка.
Пример рецепта коктейля Состав: 50г «Мимики» 100мл «Растояния» 10г «Взгляд» 5г «Поза и мимика» |
V этап. Рефлексия «Рюкзачок»
Цель: Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в невербальном общении.
Тренер: - Мы заканчиваем тренинг. Что-то вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Невербальное общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут нам в общении с родителями, чтобы наше взаимодействие с родителями было более приятной и продуктивной. Собирать рюкзачок будем все вместе.
Ответы: Открытость, отзывчивость, доброта, внимательность к людям, умение решать конфликты, тактичность, вежливость, готовность к сотрудничеству и др.
- Мне нравится (1)