«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС: что это такое и как с ним работать»

Альбина Альбертовна Миловидова

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников  и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС:

 что это такое и как с ним работать»

Выступление

                                Подготовила:

 Миловидова Альбина Альбертовна,

                                        педагог-психолог,

                                                            I квалификационной категории

2017 год

          Индивидуальный подход к личности ребёнка - ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта.

          Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.              

            Мы сегодня рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут воспитанников  и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

          Прежде, чем говорить об индивидуальном образовательном маршруте, определимся, что же это такое маршрут сопровождения? 

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

          Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка (его семьи) в конкретной образовательной организации командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная  программа сопровождения.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника  (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно с воспитателем группы и со специалистами, обучающимся и его родителями.

            Выгодский Л.С. заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития. По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, т.е. то, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, т.е. такие процессы которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

            Цель индивидуального образовательного маршрута – создание оптимальной системы комплексного сопровождения воспитанников в условиях дошкольной организации, направленного:

  • На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • Коррекцию его психофизических недостатков;
  • Актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • Подготовка к школьному обучению.

               Основные этапы, структура и содержание

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга.  Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения воспитаником. Варьируется также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.  

Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.

  1. Разработана нормативно-правовая  база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты:  педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.

  1. Создан банк данных.

  1. Изучены потребности родителей.

  1. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников  с нарушениями психофизического развития.

Принципы ИОМ

Принцип опоры на обучаемость ребенка;

Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»);

Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);

Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ;

Принцип непрерывности.

      Вся работа по системе комплексного сопровождения воспитанников ведется в рамках психолого-педико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОУ. Это позволяет:

  • Вырабатывать общие задачи коррекционно-развивающей работы;
  • Прослеживать динамику развития ребенка (2 раза в год) с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
  • Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их нарушений;
  • Обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программы развития.

        ПМПк ДОУ работает в контакте с районной ПМПК (комиссией), с которой у нас заключен договор о взаимодействии.

       

            Организация комплексного сопровождения воспитанников осуществляется в три этапа:

  • Диагностико-прогностический;
  • Коррекционно-формирующий;
  • Оценночно-проективный.

          Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной  составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

  • Информацию о развитии и воспитании ребенка;
  • Всестороннюю оценку интеллектуального развития;
  • Диагностику развития психических функции;
  • Оценку психомоторного развития;
  • Оценку развития эмоционально-волевой сферы;
  • Оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
  • Оценку характера и особенностей личности в целом;
  • Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

Алгоритм работы специалистов:

  • составление перспективного плана работы
  • разработка рекомендаций для всех педагогов и родителей, исходя из имеющихся нарушений
  • работа по индивидуальному плану
  • обследование

Коррекционно-формируемый этап

           По результатам обследования определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через  индивидуальный программу сопровождения, составляется прогноз развития.

            В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития.

           Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с воспитаниками:

  • развитие познавательной сферы (упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти);
  • Формирование готовности к обучению в школе;
  • Коррекция нарушений эмоциональной сферы (психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки)
  • Развитие зрительно-моторной сферы и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом
  • Развитие эмоционального, речевого общения с окружающими (ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации).

 

        Оценочно-проективный этап деятельности является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

  • оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
  • проектирование последующей работы с детьми.

 

 Взаимодействие с родителями.

         Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ, где стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Взаимодействие с педагогами.

            В сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком.

           На практике педагоги, работающие с детьми ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации коррекционной работы с детьми: порой проявляют психологическую некомпетентность. Вследствие чего невозможна реализация рекомендации педагога-психолога. Поэтому в работе с педагогами важнейшим является:

  • повышение психологической компетенции педагогов;
  • взаимодействие в вопросах анализа совместной деятельности;
  • разработки индивидуальных программ сопровождения, обсуждение итогов, эффективности.