«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС: что это такое и как с ним работать»
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС:
что это такое и как с ним работать»
Выступление
Подготовила:
Миловидова Альбина Альбертовна,
педагог-психолог,
I квалификационной категории
2017 год
Индивидуальный подход к личности ребёнка - ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта.
Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.
Мы сегодня рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут воспитанников и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.
Прежде, чем говорить об индивидуальном образовательном маршруте, определимся, что же это такое маршрут сопровождения?
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;
Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка (его семьи) в конкретной образовательной организации командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.
Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:
- связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
- создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
- оформлен как индивидуальная программа сопровождения.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно с воспитателем группы и со специалистами, обучающимся и его родителями.
Выгодский Л.С. заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития. По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, т.е. то, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, т.е. такие процессы которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
- для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Цель индивидуального образовательного маршрута – создание оптимальной системы комплексного сопровождения воспитанников в условиях дошкольной организации, направленного:
- На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- Коррекцию его психофизических недостатков;
- Актуальное включение в окружающую социальную среду;
- Подготовка к школьному обучению.
Основные этапы, структура и содержание
Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения воспитаником. Варьируется также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.
Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.
- Разработана нормативно-правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
- Создан банк данных.
- Изучены потребности родителей.
- Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с нарушениями психофизического развития.
Принципы ИОМ
Принцип опоры на обучаемость ребенка;
Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»);
Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);
Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ;
Принцип непрерывности.
Вся работа по системе комплексного сопровождения воспитанников ведется в рамках психолого-педико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОУ. Это позволяет:
- Вырабатывать общие задачи коррекционно-развивающей работы;
- Прослеживать динамику развития ребенка (2 раза в год) с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
- Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их нарушений;
- Обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программы развития.
ПМПк ДОУ работает в контакте с районной ПМПК (комиссией), с которой у нас заключен договор о взаимодействии.
Организация комплексного сопровождения воспитанников осуществляется в три этапа:
- Диагностико-прогностический;
- Коррекционно-формирующий;
- Оценночно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
- Информацию о развитии и воспитании ребенка;
- Всестороннюю оценку интеллектуального развития;
- Диагностику развития психических функции;
- Оценку психомоторного развития;
- Оценку развития эмоционально-волевой сферы;
- Оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
- Оценку характера и особенностей личности в целом;
- Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
Алгоритм работы специалистов:
- составление перспективного плана работы
- разработка рекомендаций для всех педагогов и родителей, исходя из имеющихся нарушений
- работа по индивидуальному плану
- обследование
Коррекционно-формируемый этап
По результатам обследования определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через индивидуальный программу сопровождения, составляется прогноз развития.
В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития.
Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с воспитаниками:
- развитие познавательной сферы (упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти);
- Формирование готовности к обучению в школе;
- Коррекция нарушений эмоциональной сферы (психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки)
- Развитие зрительно-моторной сферы и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом
- Развитие эмоционального, речевого общения с окружающими (ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации).
Оценочно-проективный этап деятельности является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
- оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
- проектирование последующей работы с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ, где стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Взаимодействие с педагогами.
В сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком.
На практике педагоги, работающие с детьми ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации коррекционной работы с детьми: порой проявляют психологическую некомпетентность. Вследствие чего невозможна реализация рекомендации педагога-психолога. Поэтому в работе с педагогами важнейшим является:
- повышение психологической компетенции педагогов;
- взаимодействие в вопросах анализа совместной деятельности;
- разработки индивидуальных программ сопровождения, обсуждение итогов, эффективности.
- Мне нравится (1)