Арт-терапевтическая работа с манкой
Повышение профессионального мастерства педагогов посредством арт-терапевтических технологий для формирования эмоционального благополучия детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапевтическая работа
с манкой
мастер-класс
Подготовила: Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района |
2016 год
План-конспект мастер-класса
Тема: Арт-терапевтическая работа с манкой В ДОУ
Педагог-мастер:Миловидова Альбина Альбертовна, педагог-психолог
Дата проведения: 06.04.2016
Время проведения: 900
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары
Продолжительность мастер-класса: 15 минут
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов посредством арт-терапевтических технологий для формирования эмоционального благополучия детей в ДОУ.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить педагогов с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике.
- Обучить педагогов приемам работы с манной крупой.
Развивающие:
- Снизить у педагогов эмоциональное напряжение.
- Создать условия для самоанализа участниками собственного профессионального мастерства.
Воспитательные:
- Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация, мобильный проигрыватель, стеклянный кувшин
Раздаточный материал: бумага для рисования форматом А-3, клей, кисти, контейнеры с цветной манкой, сертификаты, информационные буклеты
.
Ход мастер-класса
Оргмомент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!Я вас приглашаю вас познакомиться с моим опытом работы.
Упражнение-приветствие «Передай улыбку по кругу»
- У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему педагогу, этот педагог улыбается своему соседу и т.д.)
- С таким положительным настроем начнем нашу работу.
I. Вступительная часть
Проблема эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста нередко становится предметом изучения педагога-психолога в ДОУ. Эмоциональное благополучие – это своевременное и качественное удовлетворение потребностей ребенка. Сегодня у детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, наоборот, повышенная раздражительность или агрессивность. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у детей.
II.Основная часть
2.1. Концептуальная основа системы работы
Идея использовать манную крупу в арт-терапевтической работе появилась на основе песочной терапии. Свойства манки во многом совпадают со свойствами песка.
Работа с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала.
Использование манки, несет большой психотерапевтический эффект с застенчивыми и тревожными детьми. Такие дети избегают эмоциональных проявлений, боятся выглядеть не так, страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих, заставляет их замыкаться в себе. Работа с манкой снижает уровень тревожности, поскольку ребенок имеет возможность исправить ошибку и выводит на новый уровень общения.
Агрессивным и гиперактивным детям переключиться на более спокойный процесс, они становятся сосредоточенными, внимательными и спокойными, т.е. манка снимает напряжение.
Почему я выбрала работу с манной крупой: безопасно, экологично, терапевтично, подходит для работы с детьми с 2 лет.
Если в кабинете педагога-психолога нет песочницы, то можно воспользоваться ватманом и манкой.
2.2. Активизация деятельности его участников
Мотивационные техники, с которых всегда начинается песочная терапия. С них ребенок всегда заходит в песочницу и в работу с манкой, песком.
Почему важны мотивационные техники?
1. Они вызывают доверие к песку (манке).
2. Они вызывают интерес к песку (манке).
Игры в песочнице, один из участников мастер-класса показывает игры.
Мотивационные игры
Знакомимся с манкой, исследуем его возможности.
- Из кучки манки предлагаем сделать максимально высокую горку.
- Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий.
Набирая манку в руку, выпускаем струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию. Тем самым мы знакомимся с манкой и исследуем его возможности.
- Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец.
Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелку. Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно. Разрешается выходить за края песочной тарелки.
Важно почувствовать, как меняется отношение к манке. Формируется мотивация,доверие к манке.
Можно применять много разных мотивационных игр. (Рассказываю, выполнять не будем)Придумать по 5 способов перемещения песочных масс. Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов.Смысл - соревнование. Упражнение подходит для работы в парах: ребёнок - родитель, супружеская пара, пара конкурентов. Придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти в песок. "Действие по образцу"Работа в паре. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим.Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например, минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.
2.3.Практическое занятие с участниками мастер-класса путем тренинговых упражненинй
Техника «Пальчиковые походы»
Работа в парах. Делаем круг, выбираем 3 игрушки и размещаем эти игрушки в разных местах этого круга. Один из вас следит за выполнением задания. Другой- закрывает глаза и отправляется в пальчиковый поход. В пальчиковом походе есть правила, нужно двигаться микро шагами, как можно быстрее в слепую исследовать все поле, найти игрушки.
Бывает так, что ребенок ходит вокруг игрушки и не чувствует её, бывает в жизни что мы что-то ищем, ходим рядом и не находим. Попробуем отправиться в свой первый пальчиковый поход, исследуйте этот круг.
Возникает такое ощущение, что этот круг безразмерный. Огромный исследовательский интерес активируется в момент выполнения этого занятия, снимает напряжение, мелкая моторика, тактильные ощущения, чувство пространства, скорость движения, стратегия работы, Ребенок двигается, исследует круг, есть дети, которые двигаются вперед-назад по одному маршруту, но им кажется, что они двигаются по всему кругу, и иногда пальчики могут оказаться где-то рядом. Так ребенок может исследовать круг от минуты, но бывает и больше. Есть какие-то особенные места, в которых пальчики бывают особенно часто.
Один из принципов арт-терапии: не важно, что ты делаешь, а в каком состоянии ты это делаешь.
Арт-терапевтическая техника «Рисуем цветной манкой»
После того как дети научатся играм с манкой, в своей работе можно применить арт-терапевтическое рисование цветной манкой.
Перед вами картины художников. Выберите любую, какая вам нравиться, какая больше всего подходит вашему состоянию и настроению. На черно-белой картине мы максимально точно передадим сюжет картины с помощью цветной манки. Очень часто, когда художники пишут свои картины, они передают в ней свое настроение, поэтому каждая картина пропитана волнением, радостью, тревогой, улыбками и другими переживаниями.
На выбор участникам мастер-класса картины художников, с помощью клея и цветной манки нужно разукрасить сюжет картины. Одна картина цветная, другая черно-белая.
Задача: максимально точно разукрасить картину.
Работа с манной крупой имеет ряд преимуществ: рисунок всегда можно подкорректировать, не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования манкой – все поправимо.
III. Заключительная часть
3.1. Рефлексия «Кувшин»
- Перед вами кувшин. Сейчас мы наполним кувшин своим настроением. Какие ощущения, эмоции у вас остались от мастер-класса?
Участники заполняют по очереди стеклянный кувшин цветной манкой и проговариваю свои эмоции.
3.2. Заключительное слово мастера
- Спасибо за высокую оценку нашей с вами работы! Вручаю вам сертификаты как свидетельство повышения профессионального вашего уровня!
- Мне нравится (1)