Выступление на родительском собрании: «Различные подходы в обучении и воспитании ребёнка в зависимости от типа темперамента».
Темперамент -это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichnye_podhody_v_obuchenii_i_vospitanii_rebenka_v_zavisimosti_ot_tipa_temperamenta.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании на тему:
«Различные подходы в обучении и воспитании ребёнка в зависимости от типа темперамента».
Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа темперамента.
Задачи:
- познакомить родителей с типами темперамента и их особенностями;
- научить родителей прогнозировать поведение своего ребёнка в той или иной ситуации;
- научить использовать в «мирных целях» как положительные черты темперамента, так и отрицательные;
- помочь родителям учащихся с ОВЗ в выборе образовательного и воспитательного маршрута в зависимости от типа темперамента ребёнка.
Содержание выступления.
Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
От темперамента человека зависят:
- Оценка и контроль деятельности.
- Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
- Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
- Темп, ритм и ускорение деятельности.
- Дисциплинарные воздействия.
- Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Безусловно, все дети разные. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, каждая мама и каждый папа знают и чувствуют, что лучше для ребенка.
Однако, есть общие поведенческие особенности, опираясь на которые, вы сможете понять, чему именно важно уделить повышенное внимание в воспитании. Под общими поведенческими особенностями мы будем иметь ввиду тип темперамента, который можно определить уже у маленьких детей, просто понаблюдав.
Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный).
В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха. Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое. Легко осваивает возрастные навыки. Движения - уверенные, точные. Речь - выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.
Как воспитывать Сангвиника:
- Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
- Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
- Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.
Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный).
Пример этого типа темперамента у ребенка - Сова из того же «Винни-пуха». Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.
Как воспитывать Флегматика:
- Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
- Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
- Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
- Не раздражаться медленным темпом, а ускорять его, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения).
Пример этого типа темперамента у ребенка - поросенок Пятачок.
Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом - к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.
Как воспитывать Холерика:
- Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
- Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
- Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию.
- Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
- Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
- Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.
Ребенок-Меланхолик (слабый).
Пример этого типа темперамента у ребенка - ослик Иа.
Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки. Чуть что - в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенные, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.
Как воспитывать Меланхолика:
• Быть с ним помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
• Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
• Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
• Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
• Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.
Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:
- Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом.
- Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка.
- Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент.
- Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает.
Использование свойств темперамента ребёнка для улучшения психологического здоровья детей в классе.
Сегодня большое внимание уделяется здоровому образу жизни детей и подростков. Проблема сохранения психологического здоровья является не менее актуальной, так как является её составной частью. Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.
Педагоги стараются применять здоровье сберегающие технологии в режиме дня и на уроках, но в основном они направлены на укрепление физического здоровья. Но как улучшить психологическую ситуацию в классе.
Для построения работы, направленной на создание комфортных условий для каждого ученика на уроках, можно предположить рассадить детей в классе в зависимости от типов темперамента и их совместимости.
Теперь рассмотрим совместимость типов темпераментов.
Сангвиник - холерик.
Сангвиник - ярко выраженный лидер, который привык вести толпы людей за собой. Ему интересен и симпатичен холерик, у которого с ним много общего: идея, эмоциональность, энтузиазм. Отношения будут плодотворными и яркими, но только до тех пор, пока они не столкнутся в вопросе лидерства. Вечная борьба за власть - вот основная проблема в этой паре.
Сангвиник – меланхолик.
Хорошие, прочные отношения, где сангвиник будет ведущим лидером и сможет направить меланхолика в нужное русло. Меланхолику тоже будет вполне комфортно в тени сангвиника.
Сангвиник - флегматик.
Трудная пара, которой будет сложно ужиться вместе. Сангвиник привык быстро ориентироваться в обстановке, а флегматик действует постепенно. Постоянные ссоры на этой почве обоих будут выводить из равновесия.
Меланхолик – холерик.
Меланхолику лучше не подходить к холерику и не связываться с ним. Меланхолик слишком раним и обидчив, чтобы выносить все вспышки раздражения и вспыльчивости холерика.
Меланхолик – флегматик.
Отношения в паре будут складываться ровно и спокойно. Даже слишком спокойно: инертность и пассивность приведут эти отношения, в конце концов, к полнейшему равнодушию.
Флегматик – холерик.
Флегматик - единственный темперамент, который сможет хоть как-то обуздать беспокойный нрав и вспыльчивость холерика. Отношения тёплые, доверительные, спокойные, но всё-таки холерик здесь выигрывает больше. Флегматику порой просто будет надоедать постоянно, сдерживать своего необузданного друга.
Учитывая эти особенности совместимости разных темпераментов, можно построить гармоничные, хорошие отношения практически с любым человеком. Таким образом, темперамент человека в определяющей степени влияет на стиль поведения и способ реализации стоящих перед ним задач. Применение результатов исследования индивидуальных темпераментных особенностей ребёнка может способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и поможет создать условия для сохранения психологического здоровья обучающихся.
Список использованной литературы.
- Альманах гуманистической педагогики «Теплый дом» № 4,5. - Сыктывкар,2000.
- Божович Л. И Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
- Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2006
- Стандарты второго поколения: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа). - М.: Просвещение, 2010.
- Мне нравится (2)