«СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ И ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ»
Современный человек живет в быстро меняющемся мире, способствующем возникновению стрессов, связанных с конфликтами, проявлением агрессии, экзаменами, участием в олимпиадах и конкурсах.
Участники узнают свой уровень стрессоустойчивости, получат возможность овладеть комплексом приемов направленных на раскрепощение, снятие блоков и зажатости (снятия психоэмоционального напряжения), а а так же достичь особого состояния «режима саморегуляции», релаксации, абсолютного покоя. Получат опыт концентрации внимания на позитивных переживаниях и борьбы со стрессом у взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_odarennosti.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ И ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ»
Современная действительность характеризуется высоким темпом жизни, большим объемом информации, в котором вынуждены жить и приспосабливаться люди. Наиболее уязвимой категорией являются педагоги и обучающиеся, особенно одаренные. Педагоги в силу своей профессиональной деятельности, подвержены эмоциональному выгоранию. А одаренные обучающиеся в силу своих личностных особенностей, эмоциональной неустойчивости.
Одно из главных направлений работы лицея – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности. Работа с талантливыми, одаренными детьми в лицее реализована в рамках образовательной программы, и работа психолога является составной частью этой программы. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.
Исследования социальных психологов доказывают, что половина всех заболеваний связана с эмоциональным состоянием человека.
Самоконтроль, умение сдерживать эмоции – одно из важнейших качеств личности человека.
Власть над своими чувствами во многом зависит от умения подавлять отрицательное чувство при его зарождении; если это станет привычкой, произвольная регуляция своего поведения достигается с наименьшими затратами.
Важно, что бы у человека был высокий уровень стрессоустойчивости, который помогает переносить интеллектуальные, волевые, эмоциональные и любые другие стрессы без вредных последствий для обычной деятельности или самочувствия.
1) эмоциональный стресс, накопленный в процессе преодоления человеком сложных ситуаций; проявляется в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;
2) волевой стресс выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий;
3) интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.
Со всеми этими видами стресса вы встречаетесь в период подготовки и участия детей в олимпиадах. Важно, что бы каждый педагог владел способами снятия психоэмоционального напряжения и мог обучить этим способам детей.
Неотъемлемой частью психического развития личности является стрессоустойчивость, которая играет важную роль в процессе адаптации.
В наше время оценка стрессоустойчивости нередко проводится при приеме на работу, поскольку многие специальности требуют высокой степени нервного напряжения.
Сейчас с Вами проведем небольшой тест-опрос на стрессоустойчивость, который позволит выявить ваш уровень раздражительности и способности к самоконтролю, а также понять насколько крепка ваша психика. (ответы на 15 вопросов анкеты)
В анкете на любой вопрос вам предлагается три одинаковых варианта ответов:
- "да, безусловно"- 3 балла;
- "да, но не очень" - 1;
- "нет, ни в коем случае" - 0.
По окончанию ответов суммируйте баллы. Главное – будьте честны сами с собой, ведь это - тест самооценки стрессоустойчивости, и ваша искренность в данном случае очень важна. С обратной стороны Вы можете ознакомиться с результатами работы.
Одним из эффективных способов управления эмоциональным состоянием является позитивное мышление, которое помогает управлять собой и не испытывать эмоциональный стресс дольше, чем это нужно для разрешения текущей жизненной ситуации.
Именно, способами для развития позитивного мышления я и предлагаю Вам воспользоваться в период подготовки детей к олимпиадам и конкурсам.
Сейчас для практической части работы хотелось бы предложить метод «Ключ», Хасая Алиева суть которого заключается в выявлении наиболее комфортных и приятных упражнений, с помощью которых возможно достигнуть максимального раскрепощения. Базовых приемов в классическом варианте насчитывает метод «Ключ» 5 упражнений: «Расхождение рук», «Схождение рук», «Левитация рук/ полет», «Автоколебания тела» («езда в поезде, укачивание ребенка»), «Движения головой» (медленное вращение по кругу), также хороши упражнения «Лезгинка» и «Колечки».
Давайте потренируемся в использовании данных приемов в вашей профессиональной деятельности. Для работы понадобится 6-ть участников, желающие могут присоединиться.
Начнем с упражнения «Расхождение рук» и «Схождение рук», (его называют еще «Бабочка»)
«Движения головой», «Кукла», «Лезгинка» и «Колечки».
В результате работы участникам предлагается обратная связь. Какие ощущение вызвали упражнения? Какое понравилось больше?
Спасибо за работу!
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: упражнения включают в себя несколько комплексов приёмов. Первые направлены на раскрепощение, снятия блоков и зажатости. А вторые служат инструментом для вызывания особого состояние – «режима саморегуляции», релаксации, абсолютного покоя.
Вот некоторые результаты исследований, которые могут повысить мотивацию к изменению мышления в сторону позитивного.
Во-первых, характерные эмоции и способы реагирования человека на стрессогенные события прогнозируют восприимчивость к болезням, например, болезни сердца, подавление иммунитета, делая человека более уязвимым к инфекционным заболеваниям и злокачественным образованиям.
Во-вторых, человек сам может контролировать и ослаблять стресс.
В третьих, содействующее здоровью поведение, отработанное в тренировочных упражнениях, закрепляется и в повседневном поведении человека и влияет на состояние его здоровья.
В основе позитивного мышления лежит идея равновесия, баланса, именно она направляет мышление человека в позитивное русло. Отрицать наличие негативных моментов в самом человеке, окружающих людях и жизни нельзя. Люди переживают сложные ситуации, включая конфликты, сталкиваются с проблемами, в результате в той или иной форме начинают чувствовать внутреннее напряжение, стресс. Позитивное мышление помогает найти успокоение в понимании того, что в жизни все уравновешенно и сбалансировано.
Только в минуты сильного стресса и глубоких переживаний, когда теряется контроль над собой, человеку кажется, что сейчас в жизни больше плохого, нежели хорошего. Он начинает думать только о негативном. Однако в любой ситуации есть и то, и другое. Стоит только начать анализировать и размышлять. И тогда, то положительное, что сможет увидеть человек, поможет успокоиться, сориентироваться в ситуации и принять правильное решение.
Теперь давайте, выполним упражнение «Поблагодари самого доброго человека»
Упражнение «Поблагодари самого доброго человека»
Концентрирует внимание на позитивных отношениях и жизненных ситуациях.
Инструкция.
- Подумайте, кто для Вас является самым дорогим человеком.
- Вспомните, что этот человек сделал для Вас хорошее.
- Подберите слова, которые выражают Вашу благодарность.
- Поблагодарите этого человека перед группой или про себя, как Вам легче.
- Опишите свои ощущения.
А сейчас при помощи упражнения «Мой огонек», мы попытаемся с концентрироваться на позитивных переживаниях.
Упражнение «Мой огонек»
Дает опыт переживания релаксационных погружений, опыт концентрации сознания на позитивных переживаниях.
Инструкция
И так, сядь удобнее, закрой глаза. Представь себе, что выходишь из этой комнаты и идешь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идешь. Тебя никто не ждет. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом.
Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький теплый свет. Он дает тебе уют и теплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты ни переживал, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которое он дает. (Пауза).
Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.
Где и когда данное упражнение можно использовать?
Помните! Стресс – явление социальное, и полностью оградиться от него невозможно. Что бы ни было источников стресса: конфликты, проявление агрессии, экзамены, участие в олимпиадах и конкурсах мы должны понимать, что поддаваясь стрессу мы наносим вред себе и своему организму. Поэтому, мы должны найти свой прием для уменьшения вредного воздействия стресса, для сохранения здоровья, т.к. его, как известно, не купишь!
И в заключение занятия. Предлагаю провести рефлексию нашей работы на мастер-классе в целом, используя прием «Рефлексивное колесо». На импровизированных спицах колеса поставьте отметку от 1 до 5 по обозначенным аспектам. Затем соедините полученные точки плавной линией. Приступайте к выполнению.
(Это комплексный прием рефлексии деятельности и содержания материала. Он способствует развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и делать осознанный выбор.)
Анализируя насколько круглым и большим получилось колесо, можно увидеть над чем следует поработать дополнительно ка учащимся, так и учителю.
Ув. Коллеги, покажите свои колеса. Такие колеса помогут домчаться к вершинам знаний! Спасибо!
Свою работу хотелось бы завершить следующими словами:
Если на душе тревога,
Если ощущаешь стресс,
Сделай быстро вдох глубокий,-
Это первый твой прогресс!
На бумаге покалякай,
Руку посжимай в кулак,
Громко-громко ты поахай!
Нет тревоги, стресс – пустяк!
Спасибо за внимание!