«СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ И ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ»

Морева Юлия Владимировна

Современный человек живет в быстро меняющемся мире, способствующем возникновению стрессов, связанных с конфликтами, проявлением агрессии, экзаменами, участием в олимпиадах и конкурсах.

Участники узнают свой уровень стрессоустойчивости, получат возможность овладеть комплексом приемов направленных на раскрепощение, снятие блоков и зажатости (снятия психоэмоционального напряжения), а а так же достичь особого состояния «режима саморегуляции», релаксации, абсолютного покоя. Получат опыт концентрации внимания на позитивных переживаниях и борьбы со стрессом у взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_odarennosti.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

«СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ПЕДАГОГОВ И ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ»

Современная действительность характеризуется высоким темпом жизни, большим объемом информации, в котором вынуждены жить и приспосабливаться люди. Наиболее уязвимой категорией являются педагоги и обучающиеся, особенно одаренные. Педагоги в силу своей профессиональной деятельности, подвержены эмоциональному выгоранию. А одаренные обучающиеся в силу своих личностных особенностей, эмоциональной неустойчивости.

Одно из главных направлений работы лицея – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности. Работа с талантливыми, одаренными детьми в лицее реализована в рамках образовательной программы, и работа психолога является составной частью этой программы. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.

Исследования социальных психологов доказывают, что половина всех заболеваний связана с эмоциональным состоянием человека.

Самоконтроль, умение сдерживать эмоции – одно из важнейших качеств личности человека.

Власть над своими чувствами во многом зависит от умения подавлять отрицательное чувство при его зарождении; если это станет привычкой, произвольная регуляция своего поведения достигается с наименьшими затратами.

Важно, что бы у человека был высокий уровень стрессоустойчивости, который  помогает переносить интеллектуальные, волевые, эмоциональные и любые другие стрессы без вредных последствий для обычной деятельности или самочувствия.

1) эмоциональный стресс, накопленный в процессе преодоления человеком сложных ситуаций; проявляется в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;

2) волевой стресс выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий;

3) интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.

Со всеми этими видами стресса вы встречаетесь в период подготовки и участия детей в олимпиадах. Важно, что бы каждый педагог владел способами снятия психоэмоционального напряжения и мог обучить этим способам детей.

Неотъемлемой частью психического развития личности является стрессоустойчивость, которая играет важную роль в процессе адаптации.

В наше время оценка стрессоустойчивости нередко проводится при приеме на работу, поскольку многие специальности требуют высокой степени нервного напряжения.

Сейчас с Вами проведем небольшой тест-опрос на стрессоустойчивость, который позволит выявить ваш уровень раздражительности и способности к самоконтролю, а также понять насколько крепка ваша психика. (ответы на 15  вопросов анкеты)

В анкете на любой вопрос вам предлагается три одинаковых варианта ответов:

  • "да, безусловно"- 3 балла;
  • "да, но не очень" - 1;
  • "нет, ни в коем случае" - 0.

По окончанию ответов суммируйте баллы. Главное – будьте честны сами с собой, ведь это - тест самооценки стрессоустойчивости, и ваша искренность в данном случае очень важна. С обратной стороны Вы можете ознакомиться с результатами работы.

Одним из эффективных способов управления эмоциональным состоянием является позитивное мышление, которое помогает управлять собой  и не испытывать эмоциональный стресс дольше, чем это нужно для разрешения текущей жизненной ситуации.

Именно, способами для развития позитивного мышления я и предлагаю Вам воспользоваться в период подготовки детей к олимпиадам и конкурсам.

Сейчас для практической части работы хотелось бы предложить метод «Ключ», Хасая Алиева суть которого заключается в  выявлении наиболее комфортных и приятных упражнений, с помощью которых возможно достигнуть максимального раскрепощения. Базовых приемов в классическом варианте насчитывает метод «Ключ» 5 упражнений:  «Расхождение рук»,  «Схождение рук»,  «Левитация рук/ полет», «Автоколебания тела» («езда в поезде, укачивание ребенка»), «Движения головой» (медленное вращение по кругу), также хороши упражнения «Лезгинка» и «Колечки».

Давайте потренируемся в использовании данных приемов в вашей профессиональной деятельности. Для работы понадобится 6-ть участников, желающие могут присоединиться.

Начнем с упражнения «Расхождение рук» и «Схождение рук», (его называют еще «Бабочка»)

«Движения головой»,  «Кукла», «Лезгинка» и «Колечки».

В результате работы участникам предлагается обратная связь. Какие ощущение вызвали упражнения? Какое понравилось больше?

Спасибо за работу!

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: упражнения включают в себя несколько комплексов приёмов. Первые направлены на раскрепощение, снятия блоков и зажатости. А вторые служат инструментом для вызывания особого состояние – «режима саморегуляции», релаксации,  абсолютного покоя. 

Вот некоторые результаты исследований, которые могут повысить мотивацию к изменению мышления в сторону позитивного.

Во-первых, характерные эмоции и способы реагирования человека на стрессогенные события прогнозируют восприимчивость к болезням, например, болезни сердца, подавление иммунитета, делая человека более уязвимым к инфекционным заболеваниям и злокачественным образованиям.

Во-вторых, человек сам может контролировать и ослаблять стресс.

В третьих, содействующее здоровью поведение, отработанное в тренировочных упражнениях, закрепляется и в повседневном поведении человека и влияет на состояние его здоровья.

В основе позитивного мышления лежит идея равновесия, баланса, именно она направляет мышление человека в позитивное русло. Отрицать наличие негативных моментов в самом человеке, окружающих людях и жизни нельзя. Люди переживают сложные ситуации, включая конфликты, сталкиваются с проблемами,  в результате в той или иной форме начинают чувствовать внутреннее напряжение, стресс.  Позитивное мышление помогает найти успокоение в понимании того, что в жизни все уравновешенно и сбалансировано.

Только в минуты сильного стресса и глубоких переживаний, когда теряется контроль над собой, человеку кажется, что сейчас в жизни больше плохого, нежели хорошего. Он начинает думать только о негативном. Однако в любой ситуации есть и то, и другое. Стоит только начать анализировать и размышлять. И тогда,  то положительное, что сможет увидеть человек,  поможет успокоиться, сориентироваться в ситуации и принять правильное решение.  

Теперь давайте, выполним упражнение «Поблагодари самого доброго человека»

Упражнение  «Поблагодари самого доброго человека»

Концентрирует внимание на позитивных отношениях и жизненных ситуациях.

Инструкция.  

  • Подумайте, кто для Вас является самым дорогим человеком.
  • Вспомните, что этот человек сделал для Вас хорошее.
  • Подберите слова, которые выражают Вашу благодарность.
  • Поблагодарите этого человека перед группой или про себя, как Вам легче.
  • Опишите свои ощущения.

А сейчас при помощи упражнения «Мой огонек», мы попытаемся с концентрироваться на позитивных переживаниях.

Упражнение «Мой огонек»

Дает опыт переживания релаксационных погружений, опыт концентрации сознания на позитивных переживаниях.

Инструкция

И так, сядь удобнее, закрой глаза. Представь себе, что выходишь из этой комнаты и идешь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идешь. Тебя никто не ждет. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещенные окна. В окнах горит теплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом.

Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький теплый свет. Он дает тебе уют и теплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты ни переживал, он горит ясным, теплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которое он дает. (Пауза).

Теперь бережно положи его. Он всегда будет с тобой.

Где и когда данное упражнение можно использовать?

Помните! Стресс – явление социальное, и полностью оградиться от него невозможно. Что бы ни было источников стресса: конфликты, проявление агрессии, экзамены, участие в олимпиадах и конкурсах мы должны понимать, что поддаваясь стрессу мы наносим вред себе и своему организму. Поэтому, мы должны найти свой прием для уменьшения вредного воздействия стресса, для сохранения здоровья, т.к. его, как известно, не купишь!

И в заключение занятия. Предлагаю провести рефлексию нашей работы на мастер-классе в целом, используя прием «Рефлексивное колесо». На импровизированных спицах колеса поставьте отметку от 1 до 5 по обозначенным аспектам. Затем соедините полученные точки плавной линией. Приступайте к выполнению.

(Это комплексный прием рефлексии деятельности и содержания материала. Он способствует развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и делать осознанный выбор.) 

Анализируя насколько круглым и большим получилось колесо, можно увидеть над чем следует поработать дополнительно ка учащимся, так и учителю.

Ув. Коллеги, покажите свои колеса. Такие колеса помогут домчаться к вершинам знаний! Спасибо!

Свою работу хотелось бы завершить следующими словами:

Если на душе тревога,

Если ощущаешь стресс,

Сделай быстро вдох глубокий,-

Это первый твой прогресс!

На бумаге покалякай,

Руку посжимай в кулак,

Громко-громко ты поахай!

Нет тревоги, стресс – пустяк!

Спасибо за внимание!