Особенности самоотношения у выпускников детского дома.
Дети сироты, выпускники детского дома – это сегодня большая социальная проблема.В последние два десятилетия проблема личностных особенностей самоотношения, механизмов защиты и копинг-стратегий сирот особенно в раннем юношеском возрасте становится одной из центральных в психологии. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования самоотношения, психологических защит и копинг-поведения осложняются тем, что реальные стимулы и реакции чаще всего могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. До настоящего времени в научной литературе отсутствует конкретный источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме особенностей самоотношения с механизмами защиты и копинг-поведением непосредственно у сирот в юношеском возрасте. Специфика самоотношения, психологических защит и копинг-поведения обычно рассматривается в ряду многих психологических факторов, интересующих ученых (причем, чаще всего, в ситуациях с акцентом на аномальное развитие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_samootnosheniya_u_vypusknikov_detskogo_doma.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности самоотношения у выпускников детского дома.
Компоненты самоотношения | Средние значения | Накопленные частоты | ||
Выпускники д/дома | Сверстники из семей | Выпускники д/дома | Сверстники из семей | |
Глобальное самоотнош. S | 15,2 | 14,1 | 69,33 | 62,67 |
Самоуважение I | 7,7 | 7,5 | 54,8 | 51,4 |
Аутосимпатия II | 9,2 | 6,4 | 71,67 | 41,5 |
Ожид. отнош. от др. III | 7 | 6,2 | 17,67 | 10,1 |
Cамоинтерес IV | 5,7 | 5,2 | 61,3 | 55,1 |
самоуверенность | 4,5 | 3,2 | 54,5 | 31,3 |
отношение других | 4,5 | 3,7 | 22,9 | 14,5 |
самопринятие | 4,7 | 3,6 | 67,9 | 42,3 |
саморуководство, | 3,5 | 3,3 | 49,33 | 44,7 |
самообвинение | 4,5 | 3,9 | 52,9 | 40,5 |
самоинтерес | 4,1 | 3,6 | 36,33 | 28,2 |
самопонимание | 2,8 | 2,7 | 64,57 | 61,0 |
При значении показателя меньше 50 - признак не выражен;
50-74 - признак выражен;
Больше 74 - признак ярко выражен.
Из таблицы видно, что в данной выборке испытуемых нет ярко выраженных компонентов самоотношения.
Компонент глобальное отношение личности к самой себе у сирот выражен выше, чем у детей из семей, хотя в целом мы не обнаружили значимых различий в этом компоненте самоотношения.
У сирот выражено самопринятие. Это свидетельствует о позитивном настрое сирот на себя, доверии к себе и позитивной самооценке. Сирота дает себе установку «Я −хороший», которая закрепляется в процессе его взросления в черту личности. В то же время самообвинение у сирот также выражено, что указывает на двойственность их отношения к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается у них с выражением гнева и досады в адрес окружающих.
Выраженность у сирот самоинтереса проявляется в том, что они дружески относятся к себе, одобряют свои планы и желания, принимают себя такими, каковы есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
У сирот есть самоуважение и его составляющие: самоуверенность, саморуководство и самопонимание. Самоуверенность проявляется в том, что они прощают себе слабости, принимают в себе недостатки, не видят негативных сторон своего характера, у них нет желания скорректировать свои негативные черты. Самопонимание у них проявляется в склонности к изучению своего внутреннего мира, они открыты новому опыту познания себя, желают развиваться и совершенствоваться. Их представления о себе изменчивы, поэтому у них часто возникает неудовлетворенность собой.
Совсем не выражено у сирот «ожидаемое отношение от других» и «отношение других». Они не уверены в своей значимости для других, избегают общения с посторонними людьми и не умеют правильно выстраивать взаимоотношения. Сироты не склонны обвинять себя, считают, что окружающие люди относятся к ним хуже, чем они заслуживают. Часто в обществе принято предвзято относиться к сиротам, у окружающих людей сохраняется стереотип, что воспитанники детского дома склонны к девиациям. Подростки, в свою очередь, чувствуют это и переносят в сферу своего самосознания. Они, пережившие предательство со стороны биологических родителей, не могут привязываться к людям, устанавливать с ними близкие эмоциональные связи.
Таким образом, можно констатировать проблемы развития компонентов самоотношения у сирот, преобладание внутренней дезадаптации и эмоциональной психологической незрелости.
У детей из семей компоненты самоотношения менее выражены. Мы связываем это с тем, что окружающая их среда меньше побуждает их к самопознанию.
Особенности механизмов психологической защиты у выпускников детского дома
| отрицание | вытеснение | регрессия | ком пен-сация | проекция | замещение | Интеллектуализация | Реактивное образование |
выпускники детского дома | 0,53 | 0,41 | 0,43 | 0,4 | 0,71 | 0,37 | 0,53 | 0,47 |
дети из семей | 0,57 | 0,49 | 0,34 | 0,41 | 0,7 | 0,52 | 0,47 | 0,34 |
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Типичным механизмом психологической защиты у выпускников детского дома, является проекция, это объясняется тем, что проецируя, сироты в своих неудачах обвиняют других и, как правило, именно в том, чего они боятся в самом себе. Отрицание проявляется мстительностью, агрессивностью, нетерпимостью к возражениям, сироты не терпят критики и замечаний, самолюбивы. Они отрицают сложности в своей жизни, для них типична неадекватно завышенная самооценка. Сироты отрицают те виды деятельности, в которых они могут быть неуспешными, нормы и правила, контроль со стороны взрослых. Поэтому сироты часто нарушают дисциплину, самовольно оставляют образовательную организацию, бродяжничают, совершают правонарушения.
Интеллектуализация у сирот оставляет впечатление эмоциональной холодности и отчужденния в межличностных отношениях. Они не подвержены эмоциям, редко испытывают чувство привязанности и предпочитают говорить о своих мыслях, чем о чувствах. У сирот реактивное образование проявляется в преувеличенно слащавом и вежливом поведении, за которым скрывается враждебность или в подчеркнутой строгости, вплоть до ханжества. Это можно связать с закрытостью проживания, нахождением в одном и том же коллективе, отсутствием личного пространства, и подчинение своего поведения в большей степени общественным требованиям.
Регрессия развивается в раннем возрасте для сдерживания чувства неуверенности в себе и для сирот свойственно замкнутое поведение, неспособность устанавливать контакты с другими людьми, неспособность отстоять свое мнение в споре, покорность либо, наоборот, чрезвычайная неосознаваемая агрессия, стремление «уйти в себя», подозрительность и раздражительность.
Компенсация и замещение как механизмы защиты у сирот носят деструктивный характер. Неудовлетворенная потребность в близком и уважительном общении со сверстниками (агрессивность, наркомания, алкоголизм, высокомерие, дерзость, таким образом, сироты пытаются получить определенный статус в своей социальной группе) приводит к различным отклонениям поведения.
Проекция, отрицание и замещение присутствует в большей степени у детей из семей, объясняется это тем, что семья, как социальный институт, претерпел свои изменения. Нарушились связи между поколениями, в семьях процветает грубость, моральное, а иногда и физическое насилие, жестокость, дети не испытывают удовлетворенности от общения с близкими людьми. Дети в семье постоянно утверждают свое «Я», доказывают, защищаются даже тогда, когда нет ни нападения, ни осуждения, а неприятности вымещать чаще на тех, кто не может дать сдачу.
Компенсация у детей из семей проявляется в социально приемлемой форме, с установкой на работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, серьезные занятия спортом, литературное творчество. Она может быть и социально неприемлемой: компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью.
Все механизмы психологической защиты в этом возрасте реализуются стремительно, поскольку отсутствует терпение. Поэтому для упреждения их переключающегося эффекта необходимо быстро и отчетливо поощрять успехи как сирот, так и их сверстников из семей. С этой целью неприятности надо обязательно связывать с хорошим концом, ради которого можно потерпеть. При этом важно, что в юности значимость будущего еще не велика и возрастает медленно, поэтому если поощрение отложить, то следующая неудача может полностью разрушить, предыдущий, положительный результат.
Анализируя результаты исследования способов совладания, мы видим, что сироты используют такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки, «бегство-избегание», принятие ответственности и конфронтативный. В сложных жизненных ситуациях сироты прибегают к поиску социальной поддержки. Они предпочитают постоянно и навязчиво обращаться за помощью к узкому кругу людей, чем находить самим выход из трудных ситуаций, извлекать максимальную выгоду из статуса сироты, занимая инфантильную позицию «обо мне должны заботиться другие». Стратегия «бегство-избегание» у сирот направлена на фантазирование, неоправданные ожидания, отвлечение, чем решения, сиротам проще избежать проблемной ситуации, чем принять ответственность за ее решение.
Копинг принятие ответственности предполагает признание сиротами своей роли в возникновении проблемы и принятие ответственности за ее решение. Сироты стремятся анализировать свое поведение, искать причины трудностей в личных недостатках и ошибках (практически всегда неконструктивными путями). Решение проблем приводит к самокритике, самообвинению, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой.
Конфронтативный копинг у сирот проявляется в агрессивных усилиях и предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску для изменения ситуации.
Такие стратегии как положительная переоценка, самоконтроль, дистанцирование, планирование решения проблем, сироты используют реже, пределы ответственности в детском доме четко определены извне (инструкциями, другими людьми). Сироты убеждены, что от их усилий мало что зависит, и делают ровно столько, сколько будет требоваться окружающими.
У детей из семей по сравнению с выпускниками детского дома более выражены копинг-стратегии кроме самоконтроля, планирования решения проблем и принятия ответственности. Данная тенденция указывает, что дети из семей предпочитают во всем полагаться на родителей, а если родители принимают решение, то они и несут ответственность за это решение.
Сравнительная характеристика самоотношения, механизмов защиты и копинг-стратегий у выпускников детского дома и детей из семей
самоуверенность | отношениедругих | самопринятие | саморуководство | самообвинение | самоинтерес | самопонимание | глобальноесамоотношение | самоуважение | аутосимпатия | ожидаемо отношение от других | саминтерес | |
,001 | ,250 | ,008 | ,749 | ,558 | ,095 | ,748 | ,363 | ,429 | ,001 | ,037 | ,033 |
отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | реактивноеобразование | |
,195 | ,139 | ,020 | ,640 | ,708 | ,005 | ,454 | ,005 |
Конфронтационный копинг | дистанцирование | самоконтроль | Поиск соцподдержки | принятиеответственности | бегствоизбегание | Планирование решения проблем | Положительная переоценка | |
) | ,309 | ,076 | ,951 | ,550 | ,309 | ,098 | ,161 | ,884 |
Сравнительный анализ данных детей сирот и детей из семей и проверка статистически значимых различий с помощью расчета U-критерия Манна-Уитни позволяет говорить о том, что сироты имеют более высокие показатели таких компонентов самоотношения, как аутосимпатия (р < 0,001), самоуверенность (р < 0,001), механизмов психологической защиты –реактивное образование (р < 0,005), регрессия (р < 0,02), а дети из семей - замещение(р < 0,005). Результаты математической обработки с использованием программы SРSS не показали наличие статистически значимых различий в копинг-стратегиях у сирот и детей из семей. В юношеском возрасте стили совладания еще не устоялись (в частности не сформировались продуктивные стратегии), а так же несформированность копингов связано с социальным пространством в котором сироты и дети из семей живут (микросоциум).
Таким образом, можно утверждать, что существуют значимые различия в самоотношении детей из семей и сирот, для последних характерен высокий уровень аутосимпатии, самоуверенности и они чаще, чем дети из семей применяют механизм психологической защиты – реактивное образование и регрессия. Это связано с тем, что в период юности данные механизмы защиты и самоотношения сироты используют в качестве способа адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям. Это: рост социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, увеличение потребностей на фоне недостатка возможностей их удовлетворения, смена приоритетов в мотивационной сфере и т.д.
Разработаны рекомендации по формированию позитивного самоотношения и эффективного копинга у выпускников детского дома.