О необходимости комплексной медико-психологической поддержки беременных женщин
В статье дается характеристика перинатального периода развития с позиции перинатальной психофизиологии плода, описана необходимость курирования беременных женщин психологм-перинатологом и организация занятий по повышению психологической грамотности будущих родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vy_zhdete_malysha.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О необходимости комплексной медико-психологической поддержки беременных женщин
Наступила прекрасная,
удивительная пора -
вы ждёте малыша...
Время чудесных перемен,
потерь и грандиозных
приобретений.
Беременность - это совершенно особое состояние. В женщине развивается новый человек, и, по сути, именно в этот период определяется, какими качествами будет обладать будущий ребёнок: будет ли он здоров, красив, талантлив. Зная об этом, многие родители стремятся использовать период беременности, чтобы улучшить интеллектуальный и творческий потенциал ребёнка. Для этого они прибегают к различным методикам воздействия на своего ещё не родившегося малыша.
Задолго до рождения плод начинает реагировать на внешние воздействия. Но это не означает, что окружающие должны непременно пытаться воздействовать на него, и что эти воздействия он воспринимает положительно. Специалисты в области антенатальной психологии и пренатального воспитания поясняют, что неродившийся ребёнок очень настороженно относится к любым вторжениям в свой мир. Как правило, малыш реагирует на них негативно, что выражается в сильном шевелении плода или полном отсутствии каких-либо движений. Реакция бурной активности или замирания наблюдается также в тех случаях, когда родители пытаются обучать ещё не родившегося ребёнка (например, таким вещам, как счёт, алфавит и т. п.). Родители должны знать, что “целенаправленное воздействие на плод, в том числе и попытки его обучения, разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики” (Ж.В. Цареградская, психолог-перинатолог).
Все положительные проявления в свой адрес внутриутробный ребёнок воспринимает только тогда, когда они направлены на его мать. В течение всей беременности мать и плод представляют собой единую гормональную систему. Между женщиной и малышом идёт активный двусторонний обмен информацией на гормональном и эмоциональном уровнях уже с 10-й недели беременности. Чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина во время беременности, тем больший положительный потенциал накапливает плод к моменту рождения и тем устойчивее будет его психика.
В период беременности гормоны радости эндорфины, проникая к плоду, сообщают ему ощущение покоя и счастья. Частое переживание ребёнком этого состояния в утробе матери способствует правильному формированию его психики. У женщин, находящихся в неблагополучной семейной ситуации или плохих социальных условиях, рождаются дети, которые чаще страдают различными серьёзными нарушениями, хуже приспосабливаются к жизни в социуме.
Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития будущего ребёнка, беременная женщина должна оградить его от внешних воздействий, отрицательно влияющих на формирование нервной системы и психики малыша. Но рождение здорового и умного малыша является заботой не только его матери. Существует множество факторов, влияющих на развитие плода, за которые женщина может нести только косвенную ответственность. С древних времён известно, а сегодня подтверждено научными исследованиями: для рождения здорового и умного ребёнка необходимо окружить беременную красотой и покоем, создать условия для развития её творческого потенциала.
Поэтому очень важно, чтобы в период беременности женщину окружали доброжелательные, стремящиеся помочь ей люди. И это относится не только к родным и близким будущей матери, но и к специалистам медико-социальных служб, оказывающим ей помощь. Помимо выполнения своих обязанностей, сотрудники данных служб должны заботиться и о психологическом комфорте беременной женщины. Следует учитывать, что психоэмоциональный дискомфорт женщины (как и вмешательство в естественный ход родов) заглушают её материнские чувства, что приводит к снижению её потенциала как кормящей матери.
В рамках оказания медико-психологической поддержки беременных женщин нами была разработана программа занятий “Психологической подготовки женщин к рождению ребёнка и повышения психологической грамотности будущих родителей”. С целью помочь семьям, ждущим появления на свет малыша, на занятиях рассматриваются вопросы, касающиеся внутриутробной жизни и развития ребёнка, влияния на плод воздействий и их восприятия им, переживания ребёнком родового стресса, мягкой адаптации новорождённого к новым условиям жизни и др. Обсуждаются такие темы как: психологические и психофизиологические особенности беременной, осваивание новых ролей (Я-родитель), организация комфортных родов в достойной обстановке и т.д. Занятия проходят в женской консультации, родильном отделении в форме лекций-дискуссий. По возникшим вопросам желающие получают индивидуальные консультации.
Мы искренне надеемся, что с нашей помощью будет больше здоровых детей и счастливых семей.
Папанова О.А., канд. психол. наук