Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные

Карнеева Светлана Валерьевна

 

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для учащихся начальной школы


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект психологического занятия с элементами тренинга

для учащихся начальной школы

«Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные»

Подготовила и провела: педагог-психолог Карнеева С.В. 21.06.2017г.

Описание материала: Предлагаем вам конспект психологического занятия с элементами тренинга «Мальчики и девочки: такие похожие и такие разные».

Данный материал будет полезен психологам, классным руководителям, работающим с детьми младшего школьного возраста. В конспекте представлены упражнения, способствующие формированию у мальчиков и девочек позитивных установок по отношению к себе и друг другу, уважительного отношения друг к другу.

Цель: укрепить и развить представления младших школьников об уникальности своей личности и гендерной принадлежности, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению к себе и друг к другу.

Задачи:

  1. Создание условий для осознания учащимися различий между представителями своего и противоположного пола.
  2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.
  3. Создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам.
  4. Развитие умения работать в группе.
  5. Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  6. Создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии.

Основные понятия: гендер, гендерные особенности, взаимоотношение, комплимент, этикет.

Форма занятия: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Материалы к занятию: бейджи с именами, иллюстрация к притче «Мальчики с Марса , девочки с Венеры», материал для создания коллаж (ватмат, клей, ножницы, фломастеры, журналы), мягкая игрушка, «волшебный сундучок».

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап

На данном этапе, психологу предстоит представить себя ученикам, познакомиться с ними, узнать их имена и любимые занятия. Учащиеся и психолог готовят для себя бейжи. После чего, совместно с психологом ребята составляют правила группы.

Приблизительный перечень правил (на которые нужно направлять детей)

  1. Правило 1го микрофона (говорит только 1 человек).
  2. Правило стоп (в любой момент можно отказаться, без осуждения).
  3. Уважение к чувствам другого.
  4. Соблюдение структуры занятия.
  5. Санкции нарушителям.
  1. Основной этап

Притча «Мальчики с Марса, девочки с Венеры»

Психолог предлагает учащимся представить, что мальчики родом с Марса, а девочки – с Венеры.

Однажды очень давно марсиане-мальчики посмотрели в свои телескопы на Венеру и увидели девочек. Один взгляд на них пробудил в марсианах интерес и желание уведеть девочек поближе. Марсиане быстренько изобрели межпланетные корабли и помчались на Венеру. Обитательницы Венеры встретили гостей радушно. Отношения между представителями разных планет самым волшебным образом изменили их жизнь, им очень нравилось общаться. Они выросли в разных мирах и с удовольствием изучали друг друга, таких разных в предпочтениях и поведении.

Долгие годы прожили они в любви и гармонии. Затем решили отправиться на Землю. Вначале все было чудесно и увлекательно, но…видно, сказалось влияние земной атмосферы, и однажды утром представители обеих планет проснулись, частично потеряв память: и мальчики с планеты Марс, и девочки с планеты Венера напрочь забыли, что родились на разных планетах и что должны быть разными. За одну ночь в их памяти стерлось все, чем они были не похожи. С тех пор мальчикам, и девочкам стало тяжело понимать и уважать друг друга. Они сердятся и расстраиваются: мы желаем чтобы он или она хотели того, чего хотим мы, и чувствовать то, что чувствуем мы… Ребята забыли простую истину: мальчики и девочки отличаются друг от друга. И мы будем учиться видеть эти различия и уважать их, тогда путаницы в общении с представителями противоположного пола станет значительно меньше.

Вопросы ученикам:

- Согласны ли вы, что мальчики и девочки настолько не похожи, будто они с разных планет?

- Подумайте и назовите: какие черты присуще только мальчикам, а какие только девочкам?

Упражнение-Коллаж «мир девочек» и «мир мальчиков»

Группа делится на 2 подгруппы: мальчиков и девочек. Каждая подгруппа получает ватман. Выбирает в журналах и вырезает фото предметов, символов, людей, животных и т.д., относящихся к «миру» своей гендерной принадлежности. Подгруппа создает коллаж из фотографий, подписей и рисунков на тему, предложенную ведущим.

Инструкция к заданию: «Ребята давайте широко взглянем на мир девочек и мир мальчиков. Как одеваются, какие аксессуары используют, чем обставляют свои учебные и не учебные занятия мальчики и девочки? За 10 минут – 15 минут каждая группа сделает один коллаж. Тема для подгруппы мальчиков – «Мир мальчиков», для девочек – «Мир девочек». Каждая из подгрупп постарается выбрать наиболее яркие, характерные предметы, символы, желанные в их мире».

По окончанию работы каждая подгруппа делает презентацию своего коллажа.

Упражнение «Пропасть»

Парное прохождение задания. Ребята методом жеребьевки делятся по парам «Мальчики + Девочки».

Инструкция к заданию: Необходимо девочку провести над «пропастью» (по горной тропе). На дороге ребятам встречаются множество препятствий.

Вопросы учащимся:

- Назовите проявленные женские и мужские качества, которые вы увидели в ходе выполнения упражнения.

- Какие новые качества вы заметили в своих товарищах, которые ранее были не заметны?

- Каковы отношения между девочками и мальчиками в вашем классе?

- Какие проблемы отношений вы чувствуете или видите?

- Что бы вы хотели изменить (мальчики в отношении к ним девочек и наоборот)?

Упражнение «Комплименты»

Ребята передают мягкую игрушку и называют комплименты. Условия:

- Комплименты не должны повторяться.

- Игрушку передавать нужно лицу противоположного пола.

Упражнение «Волшебный сундучок»

Ученики по очереди вынимаю из сундучка карточки, зачитывают в слух правило этикета, комментируют (возможно дискутируют). При обсуждении обязательно делать акцент на гендерных особенностях каждого правила.

Психолог напоминает детям, что говорить комплименты – одно из правил этикета. Этикет (один корень со словом «этика») это общепринятые манеры и правила поведения, основанные на красоте жеста и уважительном отношении людей друг к другу. Каждая конкретная эпоха и культурная среда создают свой этикет. Предлагаю вам обсудить современные правила этикета. (Ребята по одному достают карточки).

Содержания карточек. Общие правила этикета

  • Делать все достойно, без суеты (громко не смеяться, прилюдно не чесаться, не сплёвывать на пол или землю, не ковырять в носу).
  • Одеваться опрятно.
  • Говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания, не использовать слова паразиты.
  • При обращении к другим людям использовать вежливые слова.
  • Обращаться к не знакомым людям на «вы».
  • Мужчина пропускает женщину вперед, за исключением подвальных помещений и спуска по лестнице.
  • При причинении неудобств другим людям извиниться по возможности оказать помощь.
  • Не смотреть на людей пристально. Взгляд не должен задерживаться на человеке больше нескольких секунд (особенно если он это заметил).
  • Не говорить о других людях плохо в их отсутствии.
  • Сдерживать негативные эмоции.
  • Изящно выражать позитивные эмоции.
  • Не опаздывать.
  • Держать слово.
  • Мужчина открывает дверь спутнице.
  • Входящий выпускает выходящего (правило может нарушаться во время дождя).
  • Мобильный телефон отключать (ставить на беззвучный режим) в театрах, кино, музеях, на уроках, в больницах, самолетах. Желательно не использовать в транспортных средствах.
  1. Заключительный этап

Упражнение «Доброе тепло».

Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, передают «тепло» слегка пожимая своему соседу справа руку, называя его ласковым именем, он – следующему, и так по кругу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.

Рефлексия

- Что понравилось на занятии?

- Что больше всего запомнилось?

- Что вызвало трудности?

- Почему так важно уважать друг друга?

Использованная литература

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения)./ Под ред И.В. Вачкова-М.: Ось-89. 2005
  2. Классные часы с психологом 1- 4 классы/ авт.-сост. : Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012
  3. Михайловская И., Маленкова Н. Гендерное воспитание подростков в средней школе. –М.: Чистые пруды, 2009.
  4. http://personalshopping.su/?p=1