Стили руководителя

Звягина Ольга Николаевна

В материале представлена краткая характеристика основных стилей руководства, их плюсы и минусы. Также рассмотрена ситуативная модель руководства (с учетом мотивации и компетентности подчиненных). Для определения своей принадлежности к определенному стилю - экспрес-диагностика.  Данный материал разрабатывался и был использован для семинара директоров школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rukovodstva.docx36.9 КБ
Файл stili.pptx497.39 КБ

Предварительный просмотр:

Стили руководства

Пора поговорить о том кто руководит подчиненными, т.е. о вас. О том, какой стиль руководства у вас присутствует, насколько ваш стиль хорош и какие элементы в нем можно усилить и отчего возможно стоит отказаться.

Что же мы можем понимать под стилем руководства?

Под стилем руководства мы понимаем совокупность определенных поведенческих проявлений руководителя, которые позволяют на этапе постановки задач  и на этапе контроля лучше передавать ответственность своим людям и соответственно за нее спрашивать.

Итак, существуют три базовых стиля руководителя:

- авторитарный

- демократический

- либеральный (попустительский)

  • авторитарный стиль — характеризуется жесткостью, требовательностью, , превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, характер отношений диктуется настроением. Авткрат считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам.
  • демократический стиль — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения; использует различные виды стимулов постоянно.
  • либеральный стиль — отличается низкой требовательностью, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий. Отношение к моральному воздействию формально.

- Как вы думаете, исходя из вашего опыта, какой стиль лучше: авторитарный или демократический?

Есть такое мнение, что определенные стили более хороши, определенные менее, т.е. являются негативными.  На самом деле это не так. Каждый стиль имеет свои сильные и слабые стороны.

- Предлагаю вам посовещаться в течение минуты и назвать по два-три преимущества и недостатка каждого из стилей.

Авторитарный стиль

+

-

Высокая скорость реализации решений, в том числе в критических ситуациях

Стопроцентный контроль исполнения

Максимальная эксплуатация ресурсов

Низкие требования к уровню квалификации (дисциплина важнее)

Высокий риск принятия ошибочных решений, поэтому авторитарный стиль неэффективен при решении сложных и комплексных задач

Много сил и ресурсов руководителя тратиться на контроль сотрудников

Инициатива сотрудников подавляется, из-за чего этот стиль не подходит для управления творческими коллективами и квалифицированными специалистами

Демократический стиль

+

-

Стимулирует к диалогу, повышает инициативность

Позволяет использовать творческий и профессиональный потенциал сотрудников

В коллективе складываются доверительные отношения.

Ослабленный контроль может повлечь брак или недоброкачественное выполнение обязанностей сотрудниками

Решения принимаются не сразу, а после обсуждения, что занимает некоторое время.

Высокие требования к управленческим и личным качествам руководителя.

Либеральный стиль

+

-

Инициатива исходит только от работников

Полностью раскрываются творческие способности сотрудников

Фактически нет контроля, со временем возможно анархии

В коллективе возникают неформальные группы и лидеры

Действующие в организации правила легко использовать в личных корыстных целях

Эффективность работы организации низкая, компания медлительна, неповоротлива

Есть такая ошибка, когда руководитель занимает какую-нибудь одну позицию. Например, занимает позицию между демократическим и либеральным и говорит «Я по-другому не могу, я человек добрый, мне нужно учитывать мнение окружающих». Но коллектив может быть не заинтересован, не мотивирован, тогда необходимо сменить стиль руководства на авторитарный.  Есть иная ситуация, она обратная. Руководитель застревает на авторитарном стиле. Но коллектив развивается, становиться более профессиональным, люди сами знают как решить ту или иную проблему, но они получают руководство по каждому мельчайшему шагу. И что мы получаем? Мы получаем недовольство, ощущение, что людям не доверяют, что их не ценят, что их мнение не учитывается. Таким образом, можно демотивировать даже самый отличный персонал. Поэтому необходимо варьировать свой стиль и выбирать его в зависимости от ситуации, а также в зависимости от того с каким сотрудником приходится взаимодействовать.

Возникает вопрос, какой стиль выбрать и когда его использовать

Авторитарный

  • При решении однообразных рутинных задач
  • При отсутствии порядка и дисциплины в коллективе
  • При существовании жесткого лимита времени

Демократический

  • Решение задач творческого содержания
  •  Стабильные условия и мотивированные сотрудники

Либеральный

  • В творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью
  • Коллектив высокой мотивации и высокого профессионализма

Грамотно выстроить коммуникацию с сотрудниками поможет модель ситуационного руководства. В основе ее лежит учет типологии подчиненных.

 

Прежде чем рассмотреть ее скажите:

- Какие острые вопросы волнуют руководителя при общении с подчиненными?

Мотивация и компетентность.

 В связи с этими факторами  выделяют 4 типа сотрудников: «Вовлеченный ученик», «Разочарованный стажер», «Разочарованный эксперт» и  «Вовлеченный профессионал»

Условное название

Мотивация

Умения

Стиль (классический)

Стиль

Ученик (S1)

хочет

не может

Демократический

директивный

Разочарованный стажер (S2)

не хочет

не может

-

наставнический

Разочарованный эксперт (S3)

не хочет

может

Демократический или автократический

поддерживающий

Вовлеченный профессионал (S4)

хочет

может

либеральный

делегирующий

Давайте начнем с того, что на нашем слайде обозначен как «Вовлеченный ученик». Это такой человек, который еще мало умеет, у него нет опыта, но у которого еще есть энтузиазм. Для данного типа больше всего подойдет стиль управления, который мы назовем указывающий. Суть его заключается в том, что выбирая эту манеру поведения руководитель ведет себя более директивно и более ориентирован на задачу.

Среди подчиненных могут встретиться так называемые «Разочарованные стажеры». Тогда для них возникает такая модель поведения, которая будет носить название «убеждающий стиль» (или наставнический). Почему? Вспоминая особенности этого сотрудника можно спрогнозировать различного рода сопротивления, возражения, разочарования. Т.е. тот комплекс реакций, который может препятствовать управлению его результативностью. Естественно возникает задача его переубедить.

Двигаемся дальше, и еще одна сложность с которой может столкнуться руководитель – это «разочарованный эксперт». Это сотрудник у которого все хорошо с компетенциями, но при этом относительно каких-то ваших инициатив он может испытывать несогласие, или где-то разочарование и т.д. Возникает вопрос, а стоит ли продавливать своими аргументами этого человека. Скорее всего нет. Это может приводить к усилению сопротивления со стороны этого человека.  Поэтому рекомендуется использовать стиль, который называется «поддерживающий». Другими словами нужно дать такому сотруднику проявиться, выплеснуть всю свою энергию, которая может быть отрицательной, и потом очень умело поддержать его в его же точке зрения и очень умело предложить какой-то другой ракурс на ту ответственность, которую вы хотите ему передать. Другими словами, технологично подсадить на него задачу при этом сделав так, чтобы тот самый эксперт почувствовал, что к его точке зрения прислушались. Это своего рода действительно искусство, потому что у многих руководителей, у которых сформирован директивный стиль управления в такой момент хочется таких подчиненных просто сломать. А здесь, наоборот, необходимо сделать шаг назад, давая позиции подчиненного проявиться. Итак, поощряющий стиль управления больше всего подходит тому, кого мы условно называем «разочарованный эксперт».

Есть еще один тип сотрудников – «вовлеченный профессионал» и ему подходит стиль, который мы будем называть делегирующий. Это тот стиль, в котором руководитель полностью доверяет сотруднику. Если ставить задачу, то позволить себе  ставить ее только по сути. Если контролировать этого подчиненного, то контролировать его только по результату. Но здесь для руководителя есть серьезный вызов: довериться этому человеку, дать ему возможность самостоятельно принимать решение. При этом, обратите внимание, «разочарованному эксперту» тоже можно доверять, но при этом (учитывая низкую мотивацию) его надо некоторое время контролировать, при этом очень умело и скрытно.

Оценить свой стиль можно заполнив  специальный опросник, ответив на вопросы по ситуациям (особенно если этот опросник заполнят на вас ваши подчиненные). Мы этого делать не будем. Но сейчас проведем такую экспресс-диагностику, которая поможет определить свою принадлежность к определенному типу  руководителя и понять свои особенности.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ.

Инструкция:

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я!

 Психогеометрический тест С Деллингер

Как видите, каждый тип обладает своими достоинствами и недостатками.

Поэтому важно помнить:

При выборе стиля руководства должны учитываться такие факторы:

  • Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная).
  • Задача (насколько четко структурирована).
  • Группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности).

И конечно же важным аспектом любого стиля управления является принятие личности каждого члена коллектива!.

P.S.

Представьте себе, огромный лайнер типа «Титаника» столкнулся с айсбергом. Капитан говорит старпому:

- Срочно пересадите всех в шлюпки.

Старпом выбижал с микрофоном, кричит:

- Срочно всем сесть в шлюпки, быстро, буквально время горит!

Никто не садится. Он уже голос сорвал, кричя. Капитан не выдержал. Забрал у него микрофон. Спускается. Одной группе шепнул что-то, второй другое,  третьей – третье. Через 15 минут все по шлюпкам. Соответственно корабль медленно идет ко дну. Старпом удивленно спрашивает:

- Капитан, как вам это удалось. Я 20 минут орал в микрофон, никто не послушался!

- Понимаете, я каждому сказал свое. Немцам я сказал, что это приказ и он не обсуждается. Японцем я сказал, что надо сесть в шлюпки – это помогает повысить жизненную энергию. А русским я сказал: чтобы не произошло – в шлюпки не садитесь.

Я желаю вам конструктивного взаимодействия с каждым «игроком» (членом) вашей «команды» (коллектива).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили руководства Подготовила: психолог МОУ-СОШ №1 Звягина Ольга Николаевна

Слайд 2

Стиль руководства Авторитарный 1 Демократический 3 2 Либеральный 4 3 - определенный способ принятия решений, постановки задач подчиненным, манеру поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам, а также методы воздействия на них .

Слайд 3

Какой стиль самый эффективный?

Слайд 4

Авторитарный стиль Плюсы Минусы Высокая скорость реализации решений Стопроцентный контроль исполнения Максимальная эксплуатация ресурсов Хорошая дисциплина Позволяет быстро стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах Ухудшение дисциплины в коллективе Снижение эффективности труда Текучесть кадров Отсутствие творческой инициативы Высокий риск принятия ошибочных решений Много сил и энергии тратится на контроль сотрудников

Слайд 5

Демократический стиль Плюсы Минусы Стимулирует к диалогу Повышает инициативность Позволяет использовать творческий и профессиональный потенциал сотрудников В коллективе складываются доверительные отношения Разгрузка руководителя Ослабленный контроль может повлечь недоброкачественное выполнение обязанностей сотрудниками Решения принимаются не сразу, а после обсуждения, что занимает некоторое время высокие требования к управленческим и личным качествам руководителя

Слайд 6

Либеральный стиль Плюсы Минусы Инициатива исходит только от работников Полностью раскрываются творческие способности сотрудников Фактически нет контроля В коллективе возникают неформальные группы и лидеры Действующие в организации правила легко использовать личных корыстных целях Эффективность работы организации низкая, компания медлительна

Слайд 7

Использование стилей Авторитарный Демократический Либеральный

Слайд 8

Ситуационная модель Мотивация Компетентность Указывающий стиль Дает конкретные указания и обеспечивает жесткий контроль за работой Убеждающий стиль Объясняет решение дает возможность задавать вопросы Поддерживающий стиль Делится идеями и способствует процессу принятия решений Делегирующий стиль Передает ответственность за принятие и реализацию решений своим подчиненным

Слайд 9

Экспресс-диагностика

Слайд 10

Важно! При выборе стиля руководства должны учитываться: ситуация, задача, группа. Принятие личности каждого члена коллектива! Правильно выбранный стиль – залог продуктивности в работе организации!

Слайд 11

Спасибо за внимание!