Профилактика суицида

Звягина Ольга Николаевна

В презентации представлен материал  об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних и организации профилактической работы по предупреждению суицида. В приложении к презентации вы найдете таблицу факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profilaktika_suitsida.ppt2.24 МБ
Microsoft Office document icon tablitsa_faktorov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог МОУ-СОШ №1 г.Маркса Звягина О.Н.

Слайд 2

это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. При исследованиях суицидального поведения выделяют: Суициды завершенные Суицидальные попытки (незавершенные)

Слайд 3

Наиболее частой причиной были внутрисемейные конфликты – 68,4% от общего количества, Внутриличностные проблемы (15,8%), проблемы в интимной жизни (10%) Психические расстройства послужили причиной суицида в 0,6% случаев.

Слайд 4

Демонстративный тип характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.

Слайд 5

Аффективный тип определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности.

Слайд 6

Истинный тип имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно

Слайд 7

переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым; действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность; переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи; чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения; страх наказания, нежелание принести извинения; любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек; чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство; желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации; сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

Слайд 8

потеря любимого человека; состояние переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании, токсикомании; отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; различные аффективные реакции по другим поводам.

Слайд 9

Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти). Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

Слайд 10

Ситуационные индикаторы: смерть любимого человека (особенно супруга или супруги); развод; потеря работы; сексуальное насилие; долги; потеря высокого поста; профессиональная несостоятельность; и.т.д.

Слайд 11

Поведенческие индикаторы: злоупотребление психоактивными веществами; эскейп-реакции (уход из дома и т.п.); самоизоляция; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек; выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; «приведение дел в порядок»; любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких; склонность к неоправданным рискованным поступкам; нарушение дисциплины или снижение качества работы; расставание с дорогими вещами или деньгами

Слайд 12

Коммуникативные индикаторы: прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям; уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание; сообщение о конкретном плане суицида; самообвинения; двойственная оценка значимых событий; медленная, маловыразительная речь.

Слайд 13

Когнитивные индикаторы : разрешающие установки относительно суицидального поведения; негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего; представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить; представление о мире как месте потерь и разочарований; представление о будущем как бесперспективном и безнадежном; «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; наличие суицидальных мыслей, намерений, планов

Слайд 14

Эмоциональные индикаторы : амбивалентность по отношению к жизни; безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаянье; признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, снижение способности к концентрации внимание и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие; несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность; вина или ощущение неудачи, поражения; чрезмерные опасения или страхи; чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности; рассеянность или растерянность.

Слайд 15

- изменение внешнего вида, -самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности; -ухудшение работоспособности; -небрежное отношение к школьным принадлежностям( ранее было другое); частые прогулы; резкие и необоснованные вспышки агрессии; рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей; тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.

Слайд 16

-изменения настроения, питания; изменения сна; изменения в отношении к своей внешности; самоизоляция; интерес к теме смерти; нежелание посещать кружки, школу; серьезные изменения в состоянии здоровья (частые головные боли).

Слайд 17

самоизоляция; резкие перепады настроения (несвойственные ранее); повышенная агрессивность; аутоагрессия (в том числе и в высказываниях); изменение внешнего вида; интерес к теме смерти (способам самоубийства); уныние; изменение интересов.

Слайд 18

Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме . Своевременное выявление групп суицидального риска

Слайд 19

Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

Слайд 20

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

«Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»

 

 Факторы

Особенности

Фамилии

ИДЕАЛЬНЫЕ

Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»).

Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»).

СИТУАТИВ

НЫЕ

Суициды родственников, родителей.

Смерть близкого родственника.

Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка.

Наличие в семье психических больных.

Разводящиеся родители, конфликты в семье.

Алкоголизм или наркомания

родителей, асоциальная семья.

Неполная семья, семья с отчимом или мачехой.

Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение).

Изменение места жительства, места учебы

(в течение последнего года)

Является отверженным.

Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого).

ПОВЕДЕН

ЧЕСКИЕ

Резкая потеря интереса к деятельности

(досуговой, учебной, домашней помощи).

Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим).

Стремление к изоляции, устойчивое

сильное уединение.

Употребление подростком наркотиков.

Изменение аппетита, сна, ритма жизни.

Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.)

Стремление к рискованным действиям

Резкое несоблюдение правил личной гигиены.

Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство.