Профилактика суицида
В презентации представлен материал об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних и организации профилактической работы по предупреждению суицида. В приложении к презентации вы найдете таблицу факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suitsida.ppt | 2.24 МБ |
tablitsa_faktorov.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. При исследованиях суицидального поведения выделяют: Суициды завершенные Суицидальные попытки (незавершенные)
Наиболее частой причиной были внутрисемейные конфликты – 68,4% от общего количества, Внутриличностные проблемы (15,8%), проблемы в интимной жизни (10%) Психические расстройства послужили причиной суицида в 0,6% случаев.
Демонстративный тип характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
Аффективный тип определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности.
Истинный тип имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно
переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым; действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность; переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи; чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения; страх наказания, нежелание принести извинения; любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек; чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство; желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации; сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.
потеря любимого человека; состояние переутомления; уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании, токсикомании; отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; различные аффективные реакции по другим поводам.
Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти). Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.
Ситуационные индикаторы: смерть любимого человека (особенно супруга или супруги); развод; потеря работы; сексуальное насилие; долги; потеря высокого поста; профессиональная несостоятельность; и.т.д.
Поведенческие индикаторы: злоупотребление психоактивными веществами; эскейп-реакции (уход из дома и т.п.); самоизоляция; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек; выбор тем для разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами; «приведение дел в порядок»; любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких; склонность к неоправданным рискованным поступкам; нарушение дисциплины или снижение качества работы; расставание с дорогими вещами или деньгами
Коммуникативные индикаторы: прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все закончится» – косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям; уверения в беспомощности и зависимости от других; прощание; сообщение о конкретном плане суицида; самообвинения; двойственная оценка значимых событий; медленная, маловыразительная речь.
Когнитивные индикаторы : разрешающие установки относительно суицидального поведения; негативные оценки своей личности, окружающего мира и своего будущего; представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить; представление о мире как месте потерь и разочарований; представление о будущем как бесперспективном и безнадежном; «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида; наличие суицидальных мыслей, намерений, планов
Эмоциональные индикаторы : амбивалентность по отношению к жизни; безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаянье; признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, снижение способности к концентрации внимание и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие; несвойственная агрессия или ненависть к себе, гнев, враждебность; вина или ощущение неудачи, поражения; чрезмерные опасения или страхи; чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности; рассеянность или растерянность.
- изменение внешнего вида, -самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности; -ухудшение работоспособности; -небрежное отношение к школьным принадлежностям( ранее было другое); частые прогулы; резкие и необоснованные вспышки агрессии; рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей; тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.
-изменения настроения, питания; изменения сна; изменения в отношении к своей внешности; самоизоляция; интерес к теме смерти; нежелание посещать кружки, школу; серьезные изменения в состоянии здоровья (частые головные боли).
самоизоляция; резкие перепады настроения (несвойственные ранее); повышенная агрессивность; аутоагрессия (в том числе и в высказываниях); изменение внешнего вида; интерес к теме смерти (способам самоубийства); уныние; изменение интересов.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме . Своевременное выявление групп суицидального риска
Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
«Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»
Факторы | Особенности | Фамилии |
ИДЕАЛЬНЫЕ | Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»). | |
Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»). | ||
СИТУАТИВ НЫЕ | Суициды родственников, родителей. | |
Смерть близкого родственника. | ||
Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка. | ||
Наличие в семье психических больных. | ||
Разводящиеся родители, конфликты в семье. | ||
Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья. | ||
Неполная семья, семья с отчимом или мачехой. | ||
Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение). | ||
Изменение места жительства, места учебы (в течение последнего года) | ||
Является отверженным. | ||
Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого). | ||
ПОВЕДЕН ЧЕСКИЕ | Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи). | |
Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим). | ||
Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение. | ||
Употребление подростком наркотиков. | ||
Изменение аппетита, сна, ритма жизни. | ||
Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.) | ||
Стремление к рискованным действиям | ||
Резкое несоблюдение правил личной гигиены. | ||
Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство. |