Отчет по теме самообразования педагога-психолога «Психологическое здоровье участников образовательного процесса».

Малютина Юлия Владимировна

 

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования педагога-психолога

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.

Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Тема, над которой работала: «Психологическое здоровье участников образовательного процесса».

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, ставила перед собой различные цели и задачи:

- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;

-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций;

-повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании.

Задачи:

-изучить современную литературу по теме самообразования;

-овладение достижениями психолого-педагогической культуры;

-обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Работу проводила по следующим направлениям:

А) Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов.

Б) Психологическая профилактика – целенаправленная работа психолога, педагогов и воспитателей.

В) Психопрофилактическая диагностика – обследование детей с использованием метода экспертных оценок.

Г) Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся.

Д) Психологическая коррекция – работа психолога с детьми, отнесёнными к группе риска, направленная на специфическую помощь этим детям.

Е) Психологическое консультирование – оказание практической помощи обратившимся взрослым и детям в решении психологических проблем.

В течение всего времени работы по данной теме самообразования проводила следующую работу: 

1.Содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;

2.Определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;

3.Проведение адаптационных мероприятий соучащимися 1 и 5 класса, формирование благоприятного психологического климата в коллективах;

4.  Оказание необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психопрофилактической помощи учащимся, педагогическим работникам;

5.  Осуществление экспертной деятельности – участие в работе педагогических советов, МО;

6.  Разработка и реализация индивидуальных и групповых рекомендаций  для педагогов и детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем.

Исследование психологической адаптации первоклассников и пятиклассников к школе.

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

В сентябре-октябре (период адаптации первоклассников и пятиклассников к условиям основной школы) вела наблюдение за детьми, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, проводила индивидуальные беседы с детьми и педагогами. Среди детей  проводила анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел довольно успешно.

Проводились занятия с элементами тренинга по «Профориентационной работе», благодаря которым организован процесс информирования обучающихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведено анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»;  проведены беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Было организовано индивидуальное консультирование обучающихся.

С различными вопросами выступала на методических советах учителей и воспитателей. В рамках акции «Стоп ВИЧ/СПИД в 7-8 кл. была проведена беседа и анкетирование «Уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД».

В рамках правового просвещения  среди учащихся 5 классов проведено внеклассное мероприятие «Телефон доверия»

Консультационная работа.

Консультационная работа велась по двум направлениям:

-индивидуальное консультирование

-групповое консультирование.

Методическая работа.

1.Выступления на педагогических советах и МО по темам: «Оценка уровня общительности, коммуникативности педагога», «Культура речевого общения педагогов», «Развитие познавательных способностей ребенка», «Стрессоустойчивость, как необходимое условие здоровья человека».

 2.Оказание методической помощи педагогам. В течении года педагогам школы были даны рекомендации и советы психолога по различным темам.

4. В течение года участвовала в различных дистанционных и школьных конкурсах.

5.Прошла курсы повышения квалификации

 Выводы: педагог-психолог реализует в работе с детьми резервное развитие каждого возраста, развивает индивидуальные особенности детей, их интересов, способностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов, создаёт благоприятный для развития ребёнка психологический климат, продуктивное общение детей с родителями и сверстниками. Реализуется социализация личности ребёнка, развиваются его компетентности.

29.05.2017                                                                           Малютина Ю.В.