Отчет по теме самообразования педагога-психолога «Психологическое здоровье участников образовательного процесса».
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования педагога-психолога
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.
Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Тема, над которой работала: «Психологическое здоровье участников образовательного процесса».
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, ставила перед собой различные цели и задачи:
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций;
-повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании.
Задачи:
-изучить современную литературу по теме самообразования;
-овладение достижениями психолого-педагогической культуры;
-обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Работу проводила по следующим направлениям:
А) Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов.
Б) Психологическая профилактика – целенаправленная работа психолога, педагогов и воспитателей.
В) Психопрофилактическая диагностика – обследование детей с использованием метода экспертных оценок.
Г) Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся.
Д) Психологическая коррекция – работа психолога с детьми, отнесёнными к группе риска, направленная на специфическую помощь этим детям.
Е) Психологическое консультирование – оказание практической помощи обратившимся взрослым и детям в решении психологических проблем.
В течение всего времени работы по данной теме самообразования проводила следующую работу:
1.Содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
2.Определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
3.Проведение адаптационных мероприятий соучащимися 1 и 5 класса, формирование благоприятного психологического климата в коллективах;
4. Оказание необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психопрофилактической помощи учащимся, педагогическим работникам;
5. Осуществление экспертной деятельности – участие в работе педагогических советов, МО;
6. Разработка и реализация индивидуальных и групповых рекомендаций для педагогов и детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем.
Исследование психологической адаптации первоклассников и пятиклассников к школе.
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребенка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.
В сентябре-октябре (период адаптации первоклассников и пятиклассников к условиям основной школы) вела наблюдение за детьми, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, проводила индивидуальные беседы с детьми и педагогами. Среди детей проводила анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел довольно успешно.
Проводились занятия с элементами тренинга по «Профориентационной работе», благодаря которым организован процесс информирования обучающихся о создаваемой системе профильного обучения. Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведено анкетирование «Что я знаю о своих возможностях»; проведены беседы и практические занятия «Что я знаю о мире профессий». Было организовано индивидуальное консультирование обучающихся.
С различными вопросами выступала на методических советах учителей и воспитателей. В рамках акции «Стоп ВИЧ/СПИД в 7-8 кл. была проведена беседа и анкетирование «Уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД».
В рамках правового просвещения среди учащихся 5 классов проведено внеклассное мероприятие «Телефон доверия»
Консультационная работа.
Консультационная работа велась по двум направлениям:
-индивидуальное консультирование
-групповое консультирование.
Методическая работа.
1.Выступления на педагогических советах и МО по темам: «Оценка уровня общительности, коммуникативности педагога», «Культура речевого общения педагогов», «Развитие познавательных способностей ребенка», «Стрессоустойчивость, как необходимое условие здоровья человека».
2.Оказание методической помощи педагогам. В течении года педагогам школы были даны рекомендации и советы психолога по различным темам.
4. В течение года участвовала в различных дистанционных и школьных конкурсах.
5.Прошла курсы повышения квалификации
Выводы: педагог-психолог реализует в работе с детьми резервное развитие каждого возраста, развивает индивидуальные особенности детей, их интересов, способностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов, создаёт благоприятный для развития ребёнка психологический климат, продуктивное общение детей с родителями и сверстниками. Реализуется социализация личности ребёнка, развиваются его компетентности.
29.05.2017 Малютина Ю.В.