Способы поддержания устойчивого внимания на уроке
Еще К. Д. Ушинский для организации внимания учащихся младших классов на уроке советовал учителям использовать следующие приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_podderzhaniya_ustoychivogo_vnimaniya_na_uroke.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы поддержания устойчивого внимания на уроке
Еще К. Д. Ушинский для организации внимания учащихся младших классов на уроке советовал учителям использовать следующие приемы.
Усиление впечатления прямым путем — возвышая голос, подчеркивая слова, окрашивая рассказ яркими красками; и не прямо — устраняя причины, мешающие сосредоточению внимания учащихся на задании (обеспечение тишины в классе, отсутствие предметов, отвлекающих внимание).
Прямое требование внимания путем частого обращения к учащимся, используя для младших школьников команды к тем или иным действиям (раскрыть книгу, вынуть тетради и т. д.). После задавания вопроса полезно перед называнием фамилии ученика выдержать паузу, чем обеспечивается внимание сразу всего класса. Активизации внимания способствует и поднимание учащимися рук, если они хотят ответить на заданный вопрос. При чтении вслух одного школьника другие должны следить за текстом по своему учебнику. Следует также требовать от учащихся повторения того, что сказал учитель.
Занимательность преподавания. Самый незанимательный по содержанию урок можно сделать занимательным внешними средствами: игра на внимание, соревнование в запоминании, новые интересные примеры, иллюстрирующие учебный материал, и т. д.
Современными исследованиями показано, что устойчивость преднамеренного внимания педагог может повысить следующими способами.
В течение всего урока необходимо поддержание дисциплины, быстрое выявление зачинщиков ее нарушения.
Постановка задач урока при соблюдении следующих требований:
- необходима четкая постановка целей и задач урока с разбиванием поурочных заданий на этапы, внутренне самостоятельные части (в связи с тем, что учащиеся не могут долго удерживать внимание на одном задании);
- нужно проверять, понята ли поставленная задача. Пояснение заданий с учетом следующих рекомендаций:
- нужно показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного задания к другому был как бы продолжением одного и того же процесса; если в цепи взаимосвязанных умозаключений выпадает какое-то звено и сознание учащегося упирается как бы в тупик, то его внимание ослабевает и переключается на другие объекты;
- недостаточно простого объяснения, нужно размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавать учащимся вопросы, втягивать их в процесс мышления; это не позволит дремать мысли учащихся, поддержит их внимание на оптимальном уровне, создаст у них готовность ответить на вопросы учителя;
- необходима бодрость самого педагога, выраженная в его голосе; нельзя затягивать объяснения, превращать их в длинные монологи, пояснять многократно то, что ученики уже хорошо поняли или уже хорошо знают из предыдущих занятий.
При выполнении учащимися учебного задания хороший эффект в удержании внимания дают следующие меры:
1) выбор оптимального темпа работы; слишком низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, а слишком высокий, с одной стороны, не дает времени на сосредоточение, а с другой — быстро вызывает утомление, которое тоже приводит к снижению интенсивности внимания;
2) планирование оптимального объема работы на урок; при очень большом объеме внимание становится неустойчивым вследствие однообразия, монотонности или же вследствие утомления, а при малом объеме возникает неполная загрузка учащихся, появляются паузы, учащиеся начинают отвлекаться;
3) разнообразие работы с введением соревновательных элементов, игр, особенно в младших классах; однако при этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточению внимания;
4) стимулирование внимания учеников в отдельные моменты урока подчеркиванием важности выполняемого задания;
5) постепенное раскрытие в учебном материале все новых и новых нюансов, что будет создавать у учащихся эффект новизны и оживлять их внимание. В противном случае, как отмечал К. С. Станиславский, отсутствие широты и глубины восприятия не гарантирует наличие внимания даже в том случае, когда учащийся очень пристально смотрит на объект;
6) устранение причин отрицательного отношения учащегося к проходимому материалу, возникшего, например, из-за боязни не справиться с заданием. Боязнь суживает внимание, мешает находить различные варианты решения задачи.
Большое значение имеет организованность места занятий во избежание потери времени.
Подготовила педагог-психолог Порывкина Т.С.
По материалам: Е.П. Ильин «Психология для педагогов». «Питер», 2012 г.