"Психологическое сопровождение расследования случая насилия над ребенком"
С 1 января 2015 года вступила в силу новая редакция ч. 1 ст. 191 УПК РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ), согласно которой при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Также с 1 января 2015 года вступила в силу ч. 4 ст. 191 УПК РФ, которая особо выделяет категорию уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. По этой категории уголовных дел при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_rassledovaniya_sluchaya_nasiliya_nad_rebenkom.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение расследования случая насилия над ребенком
Следует избегать совмещения двух ролей – психолога, сопровождающего ребенка на этапе расследования/судебного разбирательства, и психолога, осуществляющего помощь несовершеннолетнему и его семье. Эти роли предполагают разные цели и задачи, разную стилистику взаимодействия с несовершеннолетним и его семьей, разную степень вовлеченности и глубины контакта. Более того, так называемый ролевой конфликт может болезненно восприниматься ребенком, смущать его, вызывать тревогу и напряжение, что
никак не способствует реабилитации. В идеальном варианте выполнять эти две разные задачи должны два разных психолога. Если в организации нет такой возможности в силу нехватки персонала, эти задачи должны быть разнесены во времени, так как воздействие на психическое состояние ребенка может быть расценено судом как вмешательство, ставящее под вопрос точность его показаний, а стресс, связанный с расследованием и судом, может препятствовать успешному вовлечению в психотерапевтический процесс. На время расследования и судебного разбирательства рекомендуется ограничить психологическое вмешательство кризисным вмешательством, ориентированным на нормализацию состояния ребенка и снятие острых стрессовых реакций.
3.1. Требования к участию психолога в допросе несовершеннолетнего
С 1 января 2015 года вступила в силу новая редакция ч. 1 ст. 191 УПК РФ (Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ), согласно которой при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Также с 1 января 2015 года вступила в силу ч. 4 ст. 191 УПК РФ, которая особо выделяет категорию уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. По этой категории уголовных дел при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие психолога обязательно.
В целях недопущения усугубления психологической травмы потерпевшего рекомендуется, чтобы допрос ребенка был однократным. Поэтому перед проведением допроса следователь должен тщательно изучить материалы уголовного дела, определить предмет доказывания преступления (в соответствии с диспозициями ст. ст. 131–135 УК РФ), определить план допроса, составить список вопросов, которые необходимо задать. Список вопросов нужно формировать в целях выяснения обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ: время и место совершения преступления, содержание объективной стороны преступления; характер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Перед началом допроса следователю нужно посвятить в обстоятельства
совершенного преступления участвующего в допросе психолога (педагога-психолога, педагога), вместе с ним продумать формулировки вопросов, тактику проведения допроса, заранее договориться о том, кто будет задавать вопросы. Для направления допроса возможно договориться о системе условных знаков, которые помогут определить тактику допроса, очередность вопросов и т.п.
Необходимо помнить, что вопросы при производстве следственного действия задаются следователем, а с разрешения следователя – другими участниками следственного действия. Если вопрос сформулирован участвующим лицом некорректно, следователь должен его переформулировать или отвести. В то же время психолог (педагог-психолог, педагог) может помочь скорректировать вопрос следователя, сделать его доступным для понимания ребенка.
3.2. Принципы и этапы допроса несовершеннолетнего
Во многих случаях основным доказательством жестокого обращения с ребенком становятся показания самого ребенка. Цель допроса несовершеннолетнего – выяснить обстоятельства происшедшего, подтвердить или опровергнуть информацию о жестоком обращении и принять меры по защите ребенка от дальнейшего насилия. Интервью с ребенком должно быть организовано с учетом интересов несовершеннолетнего. Для этого различным учреждениям и ведомствам необходимо скоординировать свои действия, чтобы минимизировать психологическую травму, которую может перенести ребенок, многократно рассказывая о пережитом насилии. Кроме того, следует оптимизировать количество и качество информации, получаемой от ребенка в ходе беседы, путем привлечения квалифицированных специалистов для ее проведения. Если ребенку будет необходимо повторять свой рассказ, то желательно, чтобы допрос проводили одни и те же специалисты, подготовленные для работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения.
3.3. Общие правила организации беседы с ребенком. Соответствие возрасту и уровню развития ребенка
Необходим индивидуальный подход к выбору форм и методов сбора информации. Помимо полуструктурированного интервью, можно использовать игры и творчество.
Безопасность
Допрос ребенка должен проходить в отсутствие предполагаемого виновника. Родители и опекуны ребенка могут обладать различными юридическими и моральными правами присутствовать во время беседы. Необходимо, чтобы присутствовал взрослый, не принимавший участия в жестоком обращении. Также этот человек должен занять позицию наименьшего вмешательства в процесс допроса (место в помещении, вербальное и невербальное поведение).
Комфорт и конфиденциальность
Допрос несовершеннолетнего должен проходить в учреждении, где для этого созданы необходимые условия: отдельное помещение, мягкий свет, доброжелательная для ребенка обстановка, возможность конфиденциальной беседы без посторонних. Необходимо сообщить ребенку, что полученная информация будет передана только тем специалистам, которые ему помогают. Также важно сообщить ребенку, что этой информацией вы обязаны поделиться и не можете держать ее в секрете.
Специальное вербальное и невербальное поведение
Ваши слова, поза, движение и мимика должны выражать уважение и принятие ребенка. Слушайте его рассказ спокойно, с интересом и с доверием к его словам. Говорите понятно и не давите на ребенка.
Документация
Всю полученную от ребенка информацию, а также наблюдения за его поведением в ходе беседы следует фиксировать в письменном виде. Для этого необходимо разработать стандартный протокол интервью.
3.4. Этапы допроса несовершеннолетнего
Подготовка
Перед началом допроса необходимо собрать как можно больше информации о ситуации, ребенке и семье. Определите, кто из членов междисциплинарной команды будет проводить допрос. Подготовьте помещение. Определитесь с формой проведения допроса.
Налаживание контакта
Представьтесь, помогите ребенку преодолеть страх и стеснение. Например, предложите ему рассмотреть поближе игрушки или поговорите о его любимых предметах в школе.
Объяснение цели и процедуры допроса
В соответствии с уровнем развития ребенка объясните ему цель вашей встречи и необходимость говорить правду. С маленькими детьми необходимо выяснить, как они понимают разницу между правдой и ложью, используя понятия «хорошо» и «плохо». Предоставьте ребенку возможность в определенной мере контролировать интервью: просить перерыв, переспрашивать и т.п.
Воссоздание обстоятельств происшествия
Задайте вопросы, касающиеся обстоятельств жестокого обращения и отношения ребенка к произошедшему. Начать необходимо со свободного повествования, а когда ребенок закончит рассказ, нужно задать вопросы для сбора недостающей информации.
Завершение
Ответьте на все вопросы, возникшие у ребенка. Объясните ему, какими будут ваши следующие шаги. Не давайте обещаний, которые не сможете сдержать. Поблагодарите ребенка за участие вне зависимости от результатов допроса.
Используемая литература:
- Психологическая помощь детям, пережившим насилие. Пособие для психологов. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2015. — 60 с.