Невнимательность учащихся, ее причины и последствия
Невнимательность учащихся. Педагогу важно определить, внимателен ученик в данный момент или нет. Это можно сделать двумя способами — по внешнему виду и задавая вопросы учащимся по ходу объяснения и демонстрации учебного материала.
Если внешний вид ученика характеризуется застывшей позой, напряженным выражением лица, концентрированным и живым взглядом, то это может свидетельствовать о проявлении учеником внимания к тому, что говорит и делает учитель. Если же поза небрежная, расслабленная, взгляд безучастный или направленный на что-то постороннее, то это чаще всего говорит о невнимательности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevnimatelnost_uchashchihsya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Невнимательность учащихся, ее причины и последствия
Невнимательность учащихся. Педагогу важно определить, внимателен ученик в данный момент или нет. Это можно сделать двумя способами — по внешнему виду и задавая вопросы учащимся по ходу объяснения и демонстрации учебного материала.
Если внешний вид ученика характеризуется застывшей позой, напряженным выражением лица, концентрированным и живым взглядом, то это может свидетельствовать о проявлении учеником внимания к тому, что говорит и делает учитель. Если же поза небрежная, расслабленная, взгляд безучастный или направленный на что-то постороннее, то это чаще всего говорит о невнимательности ученика.
Однако по внешнему виду не всегда можно определить, насколько ученик внимателен. Бывает, что он подвижен, ведет себя неспокойно, но, обладая быстрым переключением и хорошим распределением внимания, воспринимает все, что говорит и показывает педагог. С другой стороны, бывает, что мимика лица свидетельствует о внимании ученика, а между тем это только маска: на самом деле он думает о посторонних делах.
Для того чтобы проверить, внимателен ученик или нет, надо задать ему контрольные вопросы о том материале, который педагог излагает.
«Чрезмерно подвижный, впечатлительный ученик все время вертится на уроке, смотрит по сторонам на приятелей и не слышит меня. Я ему говорю: "Какой ты невнимательный!" А другой задумался, вспомнив заинтересовавшую его книгу, тоже не слушает меня. И ему говорю: "Какой ты невнимательный!" Но ведь невнимательность у них очень разная. Как же тут быть?» — спросила меня молодая учительница.
Она правильно подметила, что есть два вида рассеянности, в известной мере противоположных друг другу. Первый называют «порхающим вниманием», оно определяется непроизвольным, легким переключением очень мало интенсивного и неустойчивого, внешне направленного внимания. Оно больше свойственно детям.
Второй вид рассеянности столь же образно называется «липким вниманием». Оно определяется трудным переключением очень высокоинтенсивного и устойчивого, чаще внутренне направленного внимания.
Платонов К. К. 1966. С. 163.
Причины невнимательности. Причин невнимательности учащихся может быть несколько. Если невнимательность присуща всему классу, то причина, скорее всего, в самом педагоге, не сумевшем донести до понимания учащихся трудный материал или сухо и монотонно его излагающем либо не обеспечившем нормальные гигиенические условия в учебной аудитории (спертый воздух или отсутствие проветривания, высокая или низкая температура воздуха вызывают ощущение дискомфорта и быстрое утомление у учащихся). Может мешать сосредоточению учеников шум, доносящийся с улицы, появление на уроке незнакомого человека и т. д.
Если невнимательны отдельные ученики, то прежде всего надо выяснить, всегда ли присуща им невнимательность или она ситуативна, возникла только на данном занятии. Если постоянно невнимательны одни и те же учащиеся, то это может быть связано: с невнимательностью как личностной характеристикой; с легкостью материала для отдельных учеников; со слабой подготовленностью ученика, который считает, что ему все равно с заданием не справиться, объяснение педагога не понять; с недостатками зрения (близорукостью) или слуха (тугоухостью), с наличием у некоторых школьников головных болей.
Подготовила педагог-психолог Порывкина Т.С.
По материалам: Е.П. Ильин «Психология для педагогов». «Питер», 2012 г.