Преемственность в работе ДОУ и семьи

Грунтова Нелли Андреевна

   В обществе сложилось два пути воспитания: семейное и общественное, и каждый из них обладает своими специфическими чертами, достоинствами. и пробелами.

Давно ведётся противоборство между этими двумя институтами воспитания. Одни великие педагоги, отдавали предпочтение семейному институту воспитания, другие - общественному. Но, наука отдаёт предпочтение семье, т. к. семейное прививание ценностей более длительное, следовательно устойчивее, прививается более широкий диапазон ценностей, многообразие методов и форм воздействия.

Следовательно, нельзя принебрегать ни одним из институтов, а для более успешного воспитания подрастающего поколения, нужно взаимодействие их.

Сотрудничество - это основа взаимодействия ДОУ и семьи.

Для успешного сотрудничества нужно:

- Доверие между педагогом и родителями;

- Уверенность родителей в педагоге;

- Компетентность педагога;

- Ценность личных качеств педагога.

Педагог должен показывать родителям своё неравнодушие к детям, тактичность, культуру общения, образованность - это есть психология доверия.

Актуальные задачи:

- Индивидуальная работа с семьёй;

- Дифференцированный подход к семьям.

Детский сад - первый вне семейный социальный институт, с которым родители вступают в контакт. Но наблюдается неготовность родителей принять этот социальный институт, ибо там имеются свои правила, распорядки, и приходится быть более гибкими, чтобы подкорректировать свои возможно неверные устои воспитания, что не очень нравится родителям. Но у дошкольных образовательных учреждений накоплен не малый опыт воспитания, которым они делятся с родителями для более успешного воспитания. Ведь родители при воспитании ребёнка должны обладать некоторыми психологическими и педагогическими знаниями, умениями, навыками.

Главной задачей воспитателей является:

- Педагогическое просвещение родителей детей;

- Пропаганда педагогических и психологических знаний среди родителей.

Предмет: содержание и формы педагогического просвещения.

Даже если квалификация у педагогов будет высокая, если будут хорошо продуманы все формы и методы воспитания детей в ДОУ, без поддержки и участия родителей в жизни детей сада, работа будет не результативной. Инициатором взаимодействия должны выступать конечно, педагоги, т. к. у них есть образование и они лучше понимают необходимость этого взаимодействия.

Родители бывают часто пассивны, скорее всего потому, что не проводится достаточная подготовка родителей к взаимодействию (род. собраниям, консультациям, беседам), используется не достаточно положительный опыт семейного воспитания. Просьбы педагогов рассказать о своём положительном опыте воспитания, или о трудностях с которыми столкнулись родители повышает их активность.

Учитывая при этом индивидуальный подход к самим родителям, учитывая индивидуальные особенности родителей, затруднения в семейном воспитании. Можно для этого разрабатывать различные рекомендации.

При взаимодействии ДОУ с семьёй искореняются ошибки в семейном воспитании, предрассудки, снимаются спорные вопросы.

Формы сотрудничества с семьёй:

- Дни открытых дверей;

- Беседы: индивидуальные и групповые;

- Консультации

Цель консультаций: Усвоение родителями определённых знаний, умений, навыков;

- Семинары - практикумы;

- Родительские собрания: групповые и общие;

- Родительские конференции

Цель конференции: Обмен опытом семейного воспитания;

- Вечера отдыхов с участием педагогов, родителей, детей;

- Спортивные развлечения;

- "Телефон доверия";

И много других. Примечательно, что родители не остаются в стороне, почти все принимают участие, делясь своим опытом, давая советы.Ра

Примерный поэтапный план преемственности ДОУ с семьёй:

1. Знакомство с семьёй;

Цель: Выявление типа семейного воспитания, семьи, влияния семьи на воспитание, условия, методы, формы, ошибки воспитания.

2. Составление "Социального портрета семьи";

3. Тестирование и диагностирование родителей и детей (например: "Какой я родитель" или "Как я отношусь к своему ребёнку" и т.д.);

4. Составление совместного плана работы;

5. Результаты. 

 

ВЫВОД: Работа с родителями приобретает особое значение. Далеко не все родители имеют достаточные знания для воспитания детей. Взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность для обновления форм и методов семейного воспитания. Необходимо осуществлять преемственность не только в виде психолого - педагогической помощи отдельным семьям, но и привлечения их к жизни детского сада. 

Подбирать формы и методы взаимодействия с семьёй нужно в зависимости от различий в семейном воспитании, структуры общения, уровня общей и профессиональной культуры родителей.