Подготовка ребенка к школе. Советы родителям

Людмила Юрьевна Попова

В данной памятке сожаржатся компоненты готовности к школьному обучению и представлены советы родителям о том, как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_kak_podgotovit_rebenka_k_shkole.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребенка к школе

Советы родителям

Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка  школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это. Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу! В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!

Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа  – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно,  готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше -  с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить малышу, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.

Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
10. Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Готовность и подготовка ребенка к школе

Интеллектуальная зрелость – это уровень знаний об окружающем мире, природе, явлениях, процессах, умение объединять предметы в группы (например, деревья, овощи, фрукты, одежда…), определять связи причины и следствия (гвозди и молоток связаны между собой, так как гвозди забивают молотком). Важно оценить, может ли ребенок применять знания на практике, может ли следовать указаниям учителя, выполнять работу по образцу.

Эмоциональная зрелость – это способность понимать, что не всегда работа интересна, но ее все равно нужно выполнять, ослабление импульсивных действий и реакций,  память, умение сосредотачиваться, работать быстро. Да и вообще, сможет ли малыш, хоть некоторое время, посидеть за партой спокойно?

Социальная  зрелость – умение вести диалог со сверстниками, вести себя в рамках законов группы детей, умение слушать и выполнять задания.

Адаптация первоклассника к школе происходит в трех основных аспектах.

Физическая адаптация ребенка к школе

Внешне вроде бы ничего нет сложного – посидеть спокойно на уроке и послушать, что говорит учитель, выполнить очень простые задания. Но статическое положение на протяжении урока для некоторых детей – это очень сложная задача. Особенно тяжело приходится гиперактивным детям. Часто детки  на первых уроках даже не осознают разницы между учениками-сверстниками и учителями-взрослыми. Они часто вскакивают с места, выкрикивают, громко и эмоционально реагируют на какие-либо замечания учителя. Физическая адаптация первоклассника к школе редко длится больше месяца. Самые сложные и напряженные - первая и последняя недели первого месяца. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, хорошо питался и соблюдал режим дня первоклассника, достаточно спал и гулял на свежем воздухе. Именно из-за такой реакции детского организма на новые условия жизни не рекомендуется прямо с первых дней первого класса давать дополнительную нагрузку ребенку в виде новых кружков, секций, студий. Вы успеете сделать это позже.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Не менее важной является психологическая адаптация к школе. В большинстве случаев те знания, которые получают дети на первых уроках о цифрах, буквах, явлениях природы и окружающего мира, уже известны первоклассникам, но эти знания приобретались в дошкольном периоде в процессе игры. А в школе главная задача – научиться выполнять определенную учебную задачу, которую дает учитель посредством небольших заданий, без этого учебная деятельность обойтись не может. За первые полгода у ребенка должно сформироваться и закрепиться позитивное отношение к процессу получения знаний, должен появиться интерес. Психологическая адаптация к школе во многом зависит от грамотного поведения учителя. И учитель, и родители должны находить мотивацию стремлений малыша к успешному познанию.

Школьнику необходимо будет научиться составлять план своего дня для того, чтобы успевать выполнять задания, объективно подходить к оценке своих сил и результатов своего труда.

Социальная адаптация ребенка к школе

Третье очень важное условие успешной адаптации первоклассника к школе – это социальная адаптация к школе, к новому коллективу. Ребенку предстоит не только наладить отношения со сверстниками, но и усвоить принцип новых отношений между учителем и учеником.
Некоторые дети достаточно быстро адаптируются к новым условиям: без труда находят в классе друзей, выполняют задания и просьбы учителя, доброжелательно относятся к одноклассникам.
Но для большей части детей социальная адаптация к школе сопряжена со значительными сложностями. Им трудно осваивать новые знания, они ссорятся с детьми, не хотят слушать учителя и внимать его просьбам.

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать первоклассник?

А вот для развития памяти и логики подойдут сказки. Слушая сказки, ребенок выстраивает причинно-следственные связи. И если Вы «нечаянно» что-то упускаете из сказки, то малыш вносит коррективы. Так можно проверить, понимает ли ребенок, что какой-то элемент в логической цепочке событий отсутствует.

Это игра, а посредством игры дети обучаются, получают первые жизненно важные знания и навыки. Кстати, психологи не рекомендуют ругать ребенка-первоклассника за то, что он прихватил с собой в школу какую-то игрушку. В этом возрасте на первом плане еще игровая деятельность, малыш и живет, и учится, играя, и каждую игру родители должны воспринимать очень серьезно.

Очень важно, еще задолго до первого класса, развивать у ребенка желание быть самостоятельным. Не нужно кормить до семи лет дитя с ложечки. Уже в три года малыш вполне может самостоятельно есть и ложкой, и вилкой даже. Самостоятельность нужно все время развивать и поощрять. Ребенок не станет вдруг готов к школе и к самостоятельной жизни, если все делать за него. Даже если этот момент Вы упустили, то в оставшееся время до начала занятий научите малыша хотя бы минимально обслуживать себя самостоятельно: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, переодеваться, убирать за собой мусор и так далее - это точно то, что должен знать первоклассник.

Умение читать у будущих первоклассников, которые идут в обычную общеобразовательную школу, не проверяют! Конечно, умение читать не будет лишним. Ведь ребенок сможет самостоятельно прочесть задания, пояснения с самого начала обучения. Но за последний месяц срочно учить малыша читать не нужно! В коллективе он научится этому быстрее и с минимальными потерями. Лучше потом, в процессе обучения, уделить этому вопросу больше внимания. Дайте ребенку немного отдохнуть перед началом учебного года. Полезными будут все игровые занятия, которые развивают мелкую моторику, речевые навыки, память. Занимайтесь оригами, складывание фигурки из бумаги прекрасно влияет на развитие ребенка. Лепка из пластилина, глины, теста – тоже очень хороши! Это будет замечательнаяподготовка ребенка к школе, а также подготовка его пальчиков к письму.

Готовность родителей к школе.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

К началу учебы должны быть готовы как дети, так и их родители! Нужно спокойно принимать тот факт, что ребенок-первоклассник меняется, в его жизни появляются новые люди, мнение которых он ценит, новые увлечения, новые интересы. Очень важно не предъявлять завышенные требования ни к ребенку, ни к учителям. Важно, чтобы родители уважали учителя и сотрудничали с ним, тогда и малыш научится уважительно относиться к школе и педагогу. Ведь если родители и школа будут работать в одном направлении, закрепляя полученные знания и навыки, то можно будет говорить о качественном образовании. Всегда сохраняйте позитивный настрой! Если у первоклассника что-то не получается, то Ваша поддержка и вера в его силы сможет сотворить чудеса.

Для того чтобы малыш ступил на путь познания общительным, радостным, повзрослевшим, постарайтесь, пожалуйста, соблюдать простые, но очень действенные рекомендации родителям будущих первоклассников:

- создайте в семье приятную, дружественную, спокойную атмосферу;

- установите конкретные и четкие требования к ребенку, будьте последовательны, требуя их соблюдения;

-  проявите максимум терпения во всех вопросах, касающихся учебы и школы;

- настойчиво формируйте и закрепляйте у малыша навыки личной гигиены и самообслуживания;

- расширяйте круг общения ребенка, поощряйте общение с другими детьми;

- слушайте своего ребенка очень внимательно, когда он Вам что-то рассказывает;

- говорите с малышом достаточно короткими фразами, медленно. Давайте понятные объяснения на вопросы ребенка;

- интересуйтесь успехами и сложностями, которые возникают у ребенка;

- каждый день читайте ребенку, заботьтесь о том, чтобы он получал новые приятные впечатления;

- занимайтесь с ребенком творчеством: рисуйте, лепите, игрaйтe и так далее;

- гуляйте вместе с ребенком на свежем воздухе, привлекая его внимание к тому, что происходит в природе и вокруг;

- поощряйте любопытство ребенка.

В Ваших силах помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и сделать его вступление на путь познания наиболее уверенным и комфортным!