Тренинговое занятие: "Развитие эмоционального интеллекта педагогов как профилактика профессионального выгорания"
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В процессе написания и защиты моей дипломной работы, мною было доказано, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и профессиональным выгоранием: чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже уровень профессионального выгорания.
Тренинговые занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта, позволяют создать предпосылки для дальнейшего профессионального саморазвития педагогов, побуждают педагогов к поиску индивидуальных способов взаимодействия с детьми, раскрывает ресурсы для преодоления трудностей, возникающих в практической деятельности, а также эти занятия являются профилактикой профессионального выгорания у педагогов. Пример одного из таких тренинговых занятий представлен в публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_na_razvitie_emotsionalnogo_intellekta_pedagogov.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Цель: получить навыки в развитии эмоционального интеллекта.
Задачи:
1. Понимание значимости эмоционального интеллекта для педагогов. Повышение мотивации к занятиям посредством лабилизации группы.
2. Развитие умения понимать и дифференцировать эмоциональные состояния.
Участники: педагоги ДОУ (от 6 до 15 человек)
- Ведущий: педагог-психолог ДОУ.
- Продолжительность: 50 - 60 минут
Ход занятия:
Психогимнастическое упражнение «Ассоциация эмоционального состояния с цветом».
Цель: Развитие умения понимать и дифференцировать эмоциональные состояния (собственные эмоциональные состояния)
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: «Каждый из нас, подумав некоторое время,
скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идёт не
о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.
(Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего
каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)
Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше
состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как
вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, и с чем были
связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором бы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».
Психогимнастическое упражнение «Цветовые Ассоциации
эмоционального состояния партнера».
Цель: Развитие умения понимать и дифференцировать эмоциональные состояния (эмоциональные состояния коллег)
Инструкция: «Сейчас каждый из нас подумает о том, какого он
(или она) сейчас цвета. Давайте только подумаем об этом и ничего не
будем говорить. (Тренер выдерживает паузу, достаточную для того,
чтобы каждый выполнил задание.) Теперь пусть каждый обратит
внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он (или
она) сейчас цвета, с вашей точки зрения. Подождем, пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева
какого он, его сосед, сейчас цвета, а также пояснит, почему он так
решил. Потом тот, кто только что выслушал впечатления о себе, выскажет сбои впечатления своему соседу и т.д. по кругу. После того как
круг замкнется, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал
в начале упражнения».
Рефлексия: каковы ваши ощущения от упражнения, совпало ли ваше представление с цветом вашего соседа, что было сложнее почувствовать свое состояние или состояние другого?
Упражнение «Прикосновение»
Цель: получение навыков распознавания чувств с помощью невербальной формы общения.
Инструкция: разделиться на подгруппы по 5-6 человек, один встает в центре, закрыв глаза, остальные участники вокруг него. Необходимо передать с помощью прикосновения какое-либо чувство, а далее, участник, стоящий в центре круга отгадывает, что это было за чувство, и кто его передал. И так по очереди каждый участник должен побывать в центре круга.
Рефлексия: Желающие, выскажите свое мнение, свои ощущения от проделанного, что было легче, сложнее, передать чувство или его отгадать.
Психогимнастическое упражнение «Определи чувство»
Цель: Развитие умения понимать и дифференцировать эмо-
циональные состояния.
Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки,
на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или
чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены
группы. Затем, каждый обладатель карточки, невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача определить, какое состояние или чувство
изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица».
Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п.
После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния
или чувства, а тренер называет его.
Рефлексия: можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?».
Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для, того
или иного состояния.
При проведении этого упражнения в сочетании с предыдущим можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний.
Психогимнастическое упражнение «Изобрази эмоцию»
Цель: Развитие умения понимать и дифференцировать эмоциональные состояния.
Инструкция: Участники группы делятся на две подгруппы.
Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое - либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении
должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как
первая подгруппа показывает, что она подготовила, вторая подгруппа внимательно смотрит, стараясь понять, какое состояние или чувство изображено. Затем подгруппы меняются местами.
Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как
подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один высказывает мнение группы.
Затем группа, которая демонстрировала чувство или состояние,
говорит правильный ответ.
Рефлексия: Ошибки могут быть, с одной стороны, результатом недостаточной наблюдательности или неумения найти точное слово
для обозначения чувства или состояния «понимающей» группы,
а с другой стороны, следствием того, что «изображающей» группе не удалось достичь согласованности при выборе чувства (состояния) или в ходе его изображения, возможно, участникам не хватило выразительных средств. Все это может стать предметом обсуждения после завершения упражнения. В случае правильной идентификации изображенных эмоциональных состояний или чувств, тренер может задать группе вопрос: «По каким признакам вы определяли состояние или чувство?» Ответ на этот вопрос позволяет выявить и перечислить те конкретные проявления мимики, пантомимики, жестикуляции, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.
Релаксация
Упражнение «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.