Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
Предварительный просмотр:
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен | |
I. | 1. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
3. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
4. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
7. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого: | ||||||||
II. | 8. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
10. | С неопрятными людьми неприятно общаться | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
11. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
13. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
14. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15. | Любые религиозные течения имеют право на существование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого: | ||||||||
III. | 16. | Если друг предал, надо отомстить ему | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
18. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
20. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
21. | Беспорядок меня очень раздражает | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого: | ||||||||
Общий итог: |
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
- Этническая толерантность
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
II. Социальная толерантность
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
До 22 баллов – низкий уровень
23 – 36 – средний уровень
37 и более баллов – высокий уровень
III. Толерантность как черта личности
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
Предварительный просмотр:
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен | |
I. | 1. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
3. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
4. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
7. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого: | ||||||||
II. | 8. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
10. | С неопрятными людьми неприятно общаться | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
11. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
13. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
14. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15. | Любые религиозные течения имеют право на существование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого: | ||||||||
III. | 16. | Если друг предал, надо отомстить ему | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
18. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
20. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
21. | Беспорядок меня очень раздражает | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Итого: | ||||||||
Общий итог: |
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
- Этническая толерантность
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
II. Социальная толерантность
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
До 22 баллов – низкий уровень
23 – 36 – средний уровень
37 и более баллов – высокий уровень
III. Толерантность как черта личности
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень