«Мой герб»: психологический час в 7 – 8 классах
Целью психологического часа является поиск опоры в трудных жизненных ситуациях; формирование самосознания. В ходе занятия участники создают собственный герб, который может послужить в дальнейшем одним из способов находить опору в жизни. Работа на занятии способствует формироватнию позитивного взгляда на жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_gerb_psihologicheskiy_chas.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой герб»:
психологический час в 7 – 8 классах
Цель: поиск опоры в трудных жизненных ситуациях; формирование самосознания.
Задачи:
- Создать собственный герб
- Развивать умение во всех ситуациях находить опору в жизни
- Формировать позитивный взгляд на жизнь.
Оснащение: цветные карандаши, мелки или фломастеры, шаблон герба, листы формата А4 на каждого участника, (можно также использовать журналы, фотографии, цветную бумагу, клей или двухсторонний скотч, мелкие предметы: бусы, ракушки, ленточки или банты); мягкий кубик или мягкая подушечка; помещение, где есть пространство для работы в круге и столы для работы.
Занятие начинается с упражнения «Здороваются все, у кого…» (упражнение проводится в круге; цель: создание настроя на активную работу, тренинг взаимодействия).
Перед упражнением ведущий стоит в круге и говорит:
«Сейчас мы с вами будем здороваться, но не совсем обычным способом. Я назову признак, например, «Поздоровайтесь те, у кого сегодня черная обувь». Все, у кого есть такой признак, встают со стульев и меняются местами. Прежде чем занять стул, необходимо поздороваться с хозяином стула за руку».
Пока участники здороваются, ведущий старается занять свободный стул. Далее водит тот, кто остался без места.
Первая часть – теоретическая.
Для того чтобы познакомиться поближе, я предлагаю вам закончить следующие предложения (используется мягкая подушечка или мягкий кубик):
- Мне грустно, когда…
- Мне страшно, когда…
- Я злюсь, когда…
- Когда на меня кричат, я …
- Самое печальное для меня …
- Мне скучно, если …
- Я не доверяю людям, которые …
- Я не люблю, когда…
- Я чувствую неуверенность, если…
Рефлексия упражнения. Какие чувства вы испытали, завершая эти предложения? (ответы участников: «сразу стало грустно», «тревожно как-то», «почувствовала неуверенность»).
Ведущий: Действительно, каждый из нас переживал в своей жизни различные чувства: неуверенность, страх, переживание неудачи.
Наверное, случалось и так, что вы были огорчены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. Каждому человеку в этот момент хочется иметь поддержку и защиту.
С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.
Ведущий или кто-нибудь из участников сообщает информацию об истории герба.
Вопрос учащимся: «Когда появились первые гербы?» (ответ: в средние века).
Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки герба видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у тюрков и монголов и т. п.).
Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в III тысячелетии до н. э. существовал герб шумерских государств — орёл с львиной головой; известны также гербы: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Древней Греции были гербы: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). Гербы дворянских родов появились в Средние века в западной Европе. Первым родовым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.
Во второй половине XV века крестоносцы в Европе для обозначения своего положения в обществе также стали использовать специальные эмблемы.
Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывались яркими красками (эмалями), украшались деталями. Основой герба служит щит – это защита, помощник в трудную минуту.
Практическая работа «Мой герб»
Сегодня каждый из нас сделает для себя герб.
Для этого мы подготовили листы (А 4). Герб мы разделим на 5 частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй – место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей – самое большое свое достижение.
В четвертой – имена тех людей, которым вы можете доверять.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков, разных предметов, ваших фотографий, вырезок из журналов.
А в пятой части напишите три слова, которые вы хотели бы услышать о себе. Конечно, тот макет, который мы предлагаем, не истина в последней инстанции, дома вы можете составить свой герб.
Участникам дается время на создание герба – 15 минут.
Затем проводится презентация. По желанию дети рассказывают о том, что у них получилось.
Подростки могут не захотеть рассказывать о своем гербе. Тогда можно задавать наводящие вопросы:
Как вы думаете, для чего мы это делали? (ответы детей: «чтобы повысить самооценку», «почувствовать уверенность в себе» и др.)
Во время работы над гербом вам было легко или трудно? (ответы детей: «было трудно написать, что я хочу услышать о себе», «никаких затруднений не было»).
Есть ли такие умения, о которых ваши одноклассники не знают? («есть»).
Могли бы вы рассказать о своих умениях? (большинство ответили, что нет)
Какое место для вас самое приятное? (ответы: дом, лес)
Есть ли среди людей, которым вы доверяете, родители? (большая часть класса подняли руку), друзья? (многие участники подтвердили это); учителя, тренеры? (подняли руку два человека).
Ведущий делает основной вывод:
Каждому из нас надо помнить, что герб, который мы составили, поможет нам:
- Когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться.
- Когда одиноко, подумать о тех людях, к которым можно прийти и поделиться своими мыслями и чувствами.
- Стать более уверенными, вспомнив свои достижения.
- Мысленно представить себе место, в котором вам уютно и хорошо, можно отдохнуть и успокоиться.
- Когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа нужно вспомнить и произнести три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
Рефлексия
- Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
- Что вам понравилось и что не понравилось?
- Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах (ответы: «поможет работа над собой», «общение с друзьями», «душевный разговор с родителями», «любимое занятие»).
Использованная литература:
- Где и когда появился самый первый герб в мире? [Электронный ресурс] // https://otvet.mail.ru/question/99513520
- Николаева Н. Жизнь по собственному выбору// Школьный психолог. – 2006. - № 15 . – С.8 – 9.