Профилактика алкогольной зависимости у лиц с интеллектуальными нарушениями
Развитие и профилактика алкогольной зависимости у лиц с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_profilaktiki_alkogolizma_u_lits_s_umstvennoy_otstalostyu.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация профилактики алкоголизма у лиц с интеллектуальными нарушениями
По данным статистики на два с половиной миллиона граждан нашей страны приходится более ста тысяч алкоголиков. Из тысячи подростков двадцать пять человек страдают алкогольной зависимостью. В среднем доза алкоголя на душу населения составляет десять литров, что на два литра превышает опасную дозу, установленную всемирной организацией здравоохранения. Алкоголизм – огромная проблема современного общества.
Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием. Алкоголизм возникает под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся эгоистичность, безвольность. Внешние факторы – воспитание, социально – экономическая ситуация, культурные особенности и традиции, влияние социальной среды.
Выделяют три стадии алкоголизма. Первая стадия характеризуется труднопреодолимым желанием употребления алкоголя при невозможности употребления, желание проходит на некоторое время. Но в случае употребления алкоголя теряется контроль к количеству выпитого. Алкоголики первой стадии раздражительны, агрессивны, у них исчезает критическое отношение к пьянству, склонны находить оправдания своему пьянству. Первая стадия со временем переходит во вторую. На второй стадии алкоголизма происходит значительный рост терпимости (переносимости) к алкоголю. Что ведет за собой увеличение дозы алкоголя. Снижается контроль, начинает проявляться физическая зависимость от выпивки. Впервые проявляется абстинентный синдром, именуемый в простонародье похмельем. Он сопровождается головной болью, слабостью, тремором рук, жаждой, нарушением сна. С целью побороть это состояние алкоголики второй стадии вновь употребляют алкоголь, так начинается замкнутый круг или запой. У алкоголиков третьей стадии пропорционально тому как увеличивается тяга к алкоголю, снижается контроль. Организм уже нуждается в незначительных дозах алкоголя. Возрастает частота амнезий. Увеличивается социальная и психофизиологическая деградация человека. Третья стадия, которая не прерывается путем медицинского вмешательства, не редко несет за собой летальный исход.
Люди с интеллектуальными нарушениями находятся в большей зоне риска, чем интеллектуально здоровые. Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное до 3 лет состояние задержанного или неполного развития психики, которое возникло в результате органического поражения головного мозга, характеризуется общим недоразвитие всех психических функций (тотальностью), особенно высших психических функция (иерархичностью), нарушением познавательной деятельности, недоразвитием личности и дезадаптацией в обществе.
К общим особенностям развития людей с интеллектуальными нарушениями относят: снижение познавательной деятельности, нарушение обобщенности восприятия, некритичность мышления, нарушение самоконтроля, задержка речевого развития, особенности имеют все операции памяти. У лиц с умственной отсталостью наблюдается эмоциональная и социальная незрелость, а также отсутствие критики к своим действиям. Люди с нарушениями интеллекта легко поддаются влиянию других людей. Алкогольная зависимость, а также переход от первой стадии ко второй происходит очень быстро, так как умственно отсталые люди не задумываются о вреде употребления алкоголя. При первом же употреблении алкоголя возникает чувство удовольствия и желания повторного употребления. В свою очередь анамнез умственно отсталых лиц часто отягощен наследственной предрасположенностью к алкоголизму. Зависимость от алкоголя у таких людей наступает быстрее. Психическая зависимость формируется за 3- 6 месяцев, физическая - через 1- 1,5 года.
Профилактическая работа с лицами, страдающими умственной отсталостью несколько отличается, от работы по профилактике алкоголизма среди интеллектуально здорового населения. Если людям с нормой интеллекта, чаще всего на начальных стадиях алкоголизма требуется лишь воспитательные меры, то лицам, имеющим умственную отсталость прежде всего необходимо медицинское вмешательство. Так как им сложно самостоятельно оценить свое состояние. Они не выражают желания бороться с алкоголизмом. В настоящее время основной упор делается на следующие виды профилактики алкоголизма:
Проведение лекций в школах и вузах
Демонстрация плакатов и бигбордов
Распространение среди молодежи брошюр и информационных материалов
Пропаганда трезвой жизни с помощью средств массовой информации
Лицам, имеющим интеллектуальные нарушения, часто недоступны эти виды профилактики, в связи с особенностями их психо-физиологического развития. Поэтому главной задачей по профилактике алкоголизма у интеллектуально нездоровых людей является извлечение их из алкогольной среды. Начинать данную профилактику следует с детства, так как ребенок, имеющий умственную отсталость, выросший в семье пьющих родителей, имеет большой риск сталь алкоголиком. Повысить эффект профилактических мер способны опросники, выявляющие склонность к алкоголизму и семьи, страдающие алкогольной зависимостью. Так же эффективными способами профилактики пьянства среди умственно отсталых будут приобщение их к спортивным занятиям, танцам, то есть помещение в среду, где употреблять алкоголь не принято. На умственно отсталых детей большое влияние оказывает авторитет, следовательно, и профилактика должна производиться человеком, который занимает значимое положение в глазах детей. Чаще всего это классный руководитель или любимый преподаватель. Прежде всего, он на личном примере должен показать, что интересно и с пользой можно проводить время и без алкоголя. В профилактике немалая роль отводится психологическим службам. Основная задача психологической профилактики заключается не столько в предотвращении реального употребления алкоголя, сколько в том, чтобы предупредить возникновение установки на алкоголизацию - желания попробовать спиртное. Важно вовремя определить группу риска, для этого необходимо производить систематическую диагностику. Дальнейшая работа должна быть ориентирована на определение причин употребления спиртных напитков, впоследствии нужно корректировать и устранять ситуации, способствующие развитию алкоголизма.
Таким образом, можно сделать вывод, что лица с интеллектуальными нарушениями больше подвержены алкогольной зависимости, и справиться с алкоголизмом интеллектуально нездорового человека сложнее. Умственно отсталые алкоголики требуют особых профилактических мероприятий, а также особого лечения. Все эти меры должны проводиться комплексно, поэтапно и начинаться еще в раннем детстве.