Коррекционная программа по преодолению агрессии с использованием игротерапии и изотерапии
Составление и проведение коррекционной программы по снятию агрессивного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи необходимо, так как число детей с агрессивными формами поведения с каждым годом становится все больше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsii_agressii.docx | 74.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная программа по преодолению агрессивных проявлений в поведении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Пояснительная записка
Составление и проведение коррекционной программы по снятию агрессивного поведения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи необходимо, так как число детей с агрессивными формами поведения с каждым годом становится все больше. Это связано с распространенностью и дестабилизирующим воздействием повреждающих факторов на детей. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая агрессию, тревожность и напряженность. Дети с особенностями развития в большей степени подвержены воздействию негативных факторов.
Агрессивные дети эмоционально нестабильны, имеют проблемы в отношениях с окружающими чрезмерно конфликтны.
Таким образом, целью программы является коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи программы:
Задачи:
- Обучить детей приемам общения, стимулировать развитие их коммуникативных функций;
- Формировать умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
- Обучать способам выражения гнева в приемлемых формах;
- Формировать такие качества, как: эмпатия, доверие к людям;
- Снизить тревожность;
- Развить способность контролировать свои эмоции и правильно их выражать.
Адресат: дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Групповые занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Коррекционная программа рассчитана на 1 учебный год. Программа коррекции составлялась на основе работ таких ученых, как: Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, Т. П. Смирнова и др. Программа состоит из 3 этапов.
Подготовительный этап: 1 блок – проведение диагностики агрессивного поведения 3 занятия, обработка результатов, подбор методов и методик коррекции. 2 блок – 3 вводных занятия.
Основной этап: коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ТНР. Состоит из 6 блоков. 1 блок - коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом – 4 занятия. 2 блок – упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативной ситуации в целом, взаимодействие со сверстниками – 4 занятия. 3 блок – психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным гневом (навыкам саморегуляции) и контроля над ним – 4 занятия. Блок 4 – Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности – 4 занятия. 5 блок – Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации – 4 занятия. 6 блок – Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии – 4 занятия. Заключительный этап: 1 занятия направленных на повторение и закрепление полученных навыков.
Занятие имеет следующую структуру:
- Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой
- Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности (игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
- Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, арт-терапия). Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от игры к релаксационной технике.
- Рефлексия занятия – оценка занятия.
- Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
В таблице представлен тематический план коррекционных занятий, направленных на снижение агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ТНР.
Тематический план программы по преодолению агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста с ТНР
Занятие | Цель | Общее содержание | ||||
Подготовительный этап | ||||||
1 блок – диагностика | Выявление детей с агрессивным поведением. |
Г. Б. Монина); | ||||
В. М. Холмогоровой);
О. Е. Смирнова,В. М. Холмогорова. | ||||||
2 блок – вводные занятия | ||||||
Занятие 1. | Развитие навыков самопредставления, знакомство детей с педагогом. |
| ||||
Занятие2. | Развитие эмоциональной сферы. |
| ||||
Занятие 3. | Формирование понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умение выражать свое настроение не вербально. |
| ||||
Основной этап | ||||||
1 блок | Занятие 4. | Развитие понимания своего актуального состояния |
| |||
| ||||||
Занятие 5. | Помочь детям отреагировать свой гнев |
| ||||
Занятие 6. | Учить детей приемлемым способам выражения гнева |
| ||||
Занятие 7. | Отреагирование негативной ситуации в целом |
| ||||
2 блок | ||||||
Занятие 8. | Снятие эмоционального и мышечного напряжения |
| ||||
Занятие 9. | Снятие вербальной агрессии |
| ||||
Занятие 10. | Выброс отрицательных эмоций в косвенной форме |
| ||||
Занятие 11. | Учить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности |
| ||||
3 блок | ||||||
Занятие 12. | Формировать умение выражения гнева социально приемлемым способом |
| ||||
Занятие 13. | Формирование умения конструктивно действовать в конфликтной ситуации |
| ||||
Занятие 14. | Развитие умения взаимодействовать со сверстниками |
| ||||
Занятие 15. | Развитие умения оценивать ситуацию и поведение окружающих |
| ||||
различные позиции в общении.»
| ||||||
4 блок | ||||||
Занятие 16. | Учить детей выражать свои эмоции с помощью невербальных средств |
| ||||
Занятие 17. | Учить детей оценивать свое состояние, анализировать свое поведение |
| ||||
Занятие 18. | Учить детей релаксационным техникам |
| ||||
Занятие 19. | Снижение уровня личностной тревожности |
| ||||
5 блок | ||||||
Занятие 20. | Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям |
| ||||
Занятие 21. | Научение детей искать конструктивный выход из конфликтной ситуации |
| ||||
Занятие 22. | Развития навыка взаимодействия со сверстниками в групповой работе |
| ||||
Занятие 23. | Снятие психофизического и мышечного напряжения |
| ||||
6 блок | ||||||
Занятие 24. | Развитие чувства эмпатии |
| ||||
Занятие 25. | Формирование способностей понимания собственного эмоционального состояния |
|
Занятие 26. | Формирование установления взаимопонимания между ребенком и взрослым |
| |
Занятие 27. | Учить детей оценивать свое состояние, анализировать свое поведение |
| |
Заключительный этап | |||
Занятие 28. | Повторение и закрепление полученных навыков |
|
Содержание коррекционных занятий
Содержание | Цель | Примечания | |
Подготовительный этап | |||
1 блок – диагностика |
| Выявление детей с агрессивным поведением. | Адаптация методик исходя из психофизических особенностей и потребностей детей с нарушениями зрения |
2 блок – вводные занятия | |||
Занятие 1. | |||
Знакомство. Детям предлагается познакомится друг с другом по кругу. Нужно представляться и сопроводить это определенным движением. Когда все участники представятся, по второму кругу, начиная с ведущего, все повторяют свое имя, но прежде называют имя предыдущего участника. | Развитие навыков самопредставления, знакомство детей с педагогом- психологом. | ||
Принятие правил группы. Принятие ритуалов приветствия и прощания. | Обучение ребенка правилам поведения на занятиях, сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия | Повесить правила работы на стенд | |
Игра «Комплимент» Детям объясняется значение слова «комплимент». Проводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом. | Формирование позитивного эмоционального состояния детей, а также активизация деятельности | Важно проконтролировать, чтобы мяч побывал у всех участников | |
«Смешной рисунок» | Настроить группу на продуктивную деятельность, активизировать творческий интерес и положительные эмоции, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. | Важно сделать акцент на том, что это «смешной рисунок» и в нем главное не точность воспроизведения, а старание | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | На первых этапах необходимо задавать детям уточняющие и наводящие вопросы | |
Занятие 2. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Эмоциональный словарь» Перед детьми раскладывают набор карточек с изображениями лиц в различных эмоциональных состояниях. Далее предлагают ответить на вопрос: «Какие это эмоциональные состояния?». После этого детям предлагается вспомнить, когда они сами были в таком состоянии. Как они чувствовали себя, находясь в данном состоянии? Хотели бы они снова вернуться в это состояние? А может ли данное выражение лица отражать состояние другого человека? | Развитие эмоциональной сферы | ||
«На что похоже мое настроение» Детям предлагается подумать о том, на какое природное явление похоже сейчас его настроение. Затем детям предлагают зарисовать это явление на листочке. После того как все дети будут готовы проходит обсуждение рисунков. | Развитие умения описания и отображения актуального состояния | ||
Игра «Передача эмоций по кругу» | Отработать мимику и жесты определенных эмоций | Психолог может быть первым водящим, чтобы показать правила игры. Игра может проходить в несколько раундов | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | На первых этапах необходимо задавать детям уточняющие и наводящие вопросы | |
Занятие 3. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол | Снятие проявлений агрессивного поведения через вербальные формы | ||
Игра «Эмоции героев» Психолог читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. | Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих | ||
Пальчиковое рисование «Павлин» Детям предлагается раскрасить хвост на заранее заготовленном контуре павлина. Но хвост должен быть раскрашен так, чтобы остальные догадались какое настроение у рисующего. После того как все дети раскрасили хвост идет обсуждение эмоций каждого ребенка. | Выражение своего эмоционального состояния не вербально | Во время рисования фоном звучит спокойная музыка | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | На первых этапах необходимо задавать детям уточняющие и наводящие вопросы | |
Основной этап | |||
1 блок | Занятие 4. | ||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Игра «Волшебный мешочек». Детям предлагается сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на | Осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций | Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. | |
«Ласковые ладошки». Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. | Снятие психоэмоционального напряжения | ||
Игровое упражнение «Воздушный шарик» «Представьте, что в вашей груди находится шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуйте, как он выходит из легких». Повтор. Медленно вдохнуть ртом, сделать паузу и сосчитать до 5, выдохнуть. Снова вдохнуть задержать, сосчитав до 3, представляя, что каждое легкое это воздушный шарик. Выдохнуть. Почувствовать, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. Повторить еще 3 раза. | Данная игра поможет научится расслаблять мышцы живота. Снятие эмоционального и телесного напряжения. | Для начала вспомнить с детьми, как надувается воздушный шар. Как меняется шарик по мере поступления туда воздуха. | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 5. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Игра «Шумный оркестр» Каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент. Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестанет дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка. Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает. | Помочь детям отреагировать состояние гнева | В конце игры взрослый предлагает детям в течение одной минуты послушать тишину. | |
«Обзывалки» «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, .... солнышко!» | Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. | Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. | |
«Измени настроение» Детям предлагается взять листочки бумаги и сделать из них несколько комочков разного объема. После того как комочки готовы, психолог прости каждого ребенка выбрать какую –либо темную краску, которая ассоциируется у них с негативными эмоциями (гнева, страха, обиды и т.д). Обмакнув любой комочек в выбранную краску, дети оставляют в хаотичном порядке на чистом листе ватмана отпечатки, но так что бы оставалось чистое пространство между отпечатками. Затем психолог предлагает детям договориться между собой и дорисовать рисунок используя краски, которые ассоциируются у них с позитивными эмоциями (радость, счастье т.д.) при этом можно рисовать уже не только комочками бумаги, но и кисточками. | Сплочение коллектива, развитие способности приходить к общему решению, умения переводить негативные эмоции в позитивные | Данное упражнение проводится на основе арт- терапевтической техники рисование мятой бумагой. После того как рисунок нарисован проводится беседа. | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 6. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Маленькое приведение» «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение {педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук „У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить „У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!» | Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев | ||
«Уходи, злость, уходи!» Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» Время выполнения упражнения 3 минуты. Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку. | Снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации | Музыкальное сопровождение | |
«Ласковый мелок» «Мы с вами будем рисовать и не просто рисовать, а на спине друг другу. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце «ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела. | Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущении. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 7. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Рисование собственного гнева» (лепка гнева из пластилина, глины). Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).
Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
| Отреагирование негативной ситуации в целом | При беседе с детьми необходимо отметить: 1. что изображено на рисунке; 2. что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев; 3. может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний); 4.изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок | |
«Липучка» Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я — липучка — приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения. | Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы. | ||
«Цветик-семицветик» Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2— 3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления. | Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
2 блок | Занятие 8. | ||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Секретики». В небольшие мешочки одной расцветки насыпать различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния. | Снятие эмоционального и мышечного напряжения | ||
«Котик» Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: ♦ нежится на солнышке (лежит на коврике); ♦ потягивается; ♦ умывается; ♦ царапает лапками с коготками коврик и т. д. | Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе. | В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др. | |
«Групповое рисование» Каждый ребенок берет лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец дети обсуждают свои впечатления. | Сплочение коллектива, умение осознавать свои эмоции | Во время рисования можно включить спокойную, фоновую музыку | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 9. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Игра «Клоуны ругаются» Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей. Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами. | Снятие вербальной агрессии | ||
«Золотая рыбка» Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке. | Снятие агрессивности, развитие навыков общения | ||
«Сказка наоборот» (+Рисование «Доброго Змея Горыныча») Давайте мы попробуем переделать сказочного героя, превратим его из злого в доброго! Змей Горыныч бывает добрый, когда: -может лечить, т.к. знает целебные травы (змеиный корень, змеиные головки), а также владеет живой водой. -может учить, т.к. ведает все тайное (из сказок помогает героям). -может помогать, т.е. обладает богатырской силой и несметными богатствами. После того как дети обсудили положительные черты им предлагается нарисовать «доброго Змея Горыныча» | Развитие способности видеть положительные черты характера | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 10. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Снежки из бумаги» Дети делают комки из бумаги и кидают ими друг в друга. Игра считается законченной, когда дети убрали за собой в мусорное ведро все бумаги. | Выброс отрицательных эмоций в косвенной форме | ||
«Добрый бегемотик». Дети встают в шеренгу. Психолог говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего. Психолог просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке. Затем просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников. | Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности. | ||
«Портрет моего лучшего друга» Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа: —Кого ты считаешь своим самым хорошим, лучшим другом? —Какими качествами обладает этот человек? —Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например: - Помогай друзьям. - Делись с ними, учись играть и заниматься вместе. - Скажи ему, если он в чем-то не прав. - Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми - Спокойно принимай советы и помощь других ребят, - Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему. - Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз | Развитие анализа и самоанализа. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 11. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Будущие чемпионы». Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее. | Эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака». | ||
«Маски» На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать. | Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. | Необходимы краски и бумага, липкая лента. | |
«Аэробус» "Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер". Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно. | Научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
3 блок | Занятие 12. | ||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Разговор с руками». Нужно обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Научить детей контролировать свои действия. | Неоходимы листы белой бумаги А4, карандаши, фломастеры | |
Игра «Воробьиные бои» Дети выбирают себе пару и превращаются в драчливых «воробьёв» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадёт или уберёт руки с колен. | Выброс негативной энергии в приемлемой форме | ||
«Апельсин» Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза. | Снятие мышечного напряжения рук | ||
«Волшебный дождь» Перед детьми — большой лист бумаги. В руках — старые зубные щетки и карандаши в качестве «волшебной палочки». Опуская щетки в жидкие краски и легко постукивая по ним «волшебными палочками», дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название. | Развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, снятие психо-эмоционального напряжения, стимулирование воображения, | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 13. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Попроси игрушку» — вербальный вариант Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями. Невербальный вариант Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. | Обучить детей эффективным способам общения. | ||
«Уходи, злость, уходи!». Оборудование: просторное помещение, ковровое покрытие Инструкция группе: Ложитесь по кругу на ковер (между детьми— подушки). Закройте глаза и со всей силы бейте ногами по полу, а руками по подушкам и кричите: «Уходи, злость, уходи!» (2—3 мин.) Вся злость ушла? А теперь надо отдохнуть. Следующий этап работы проходит под спокойную музыку. Раздвиньте широко руки и ноги, как будто вы звезда. Спокойно полежите и послушайте музыку (2—3 мин). Вся злость ушла. Все вы стали добрыми, заботливыми, внимательными. Вам хорошо вместе со своими друзьями. Весело вместе играть, придумывать интересные истории, делиться тайнами, игрушками. Вы научились выпускать и сдерживать злость (увеличение громкости). | Научение умению контролировать свое поведение, расширение поведенческого репертуара детей, обучение ребенка одному из приемов саморегуляции | ||
Игра «Ссора» -Я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (Выслушать ответы детей) -Вы правы они поссорились. Послушайте как это произошло. Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала - Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» Вопросы для обсуждения: -Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? -А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? -А что чувствуют те, кто ссорится? -А можно обойтись без ссор? -Подумайте, как девочки могут помириться? ( Выслушать ответы. -Послушайте как автор этого стихотворения описала примирение девочек: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играй давай!» - Запомните, ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину извиниться первым. Как в стихотворении. | снятие конфликтности | Психолог обращает внимание детей на картинку с изображением двух девочек, которые поссорились. | |
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 14. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Давай знакомиться» Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы, как правильно познакомиться, чтобы создать о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся... • космонавты с инопланетянами; • охотники со снежным человеком; • новый владелец замка с обитающими в нем привидениями; • моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов. | Развитие умения взаимодействовать со сверстниками | ||
«Ладошки»Дети стоят парами. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т. п. Потом пары меняются. В обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему. | Развитие невербального общения, кинестетических ощущений, чувства доверия | ||
Игровое упражнение «Кто пришел к нам в гости?» Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать. «Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица. | способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 15. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Передай улыбку по кругу.» Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу. | Развитие умения оценивать ситуацию и поведение окружающих | ||
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.» Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты): ♦ Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки. ♦ Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. ♦ Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? | соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. | ||
«Этюд на различные позиции в общении.» Дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?
| прочувствование различных позиций в общении. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
4 блок | |||
Занятие 16. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Передача чувств.» Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение. | Учить детей выражать свои эмоции с помощью невербальных средств | ||
«Тихий разговор.» Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу. | Формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом. | ||
«Нарисуем вместе» Детям предлагается нарисовать всем вместе одну картину, но при этом не разрешается разговаривать. Дети должны с помощью невербальных средств договориться о содержании рисунка и выполнит его. | Развитие умения договариваться, прислушиваться к друг другу используя невербальные средства общения. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 17. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Игра «Знатоки чувств» Спросите детей, много ли они знают чувств. Если им кажется, что много, предложите им сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу. Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток чувств. | обогащение эмоциональной сферы ребенка, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей | ||
Игра «Каракули» Детям предлагается под музыку (без текста), закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем – найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких образов. | учить воспринимать музыку и находить соответствующие ей образы; формирование эмоционального равновесия | ||
Игра «Меняются местами те, кто…» Ведущий предлагает встать тем, кто… - любит бегать - радуется хорошей погоде - имеет младшую сестру и т.д. После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д. | снятие напряжения, сплочение группы | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 18. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Брыкание». Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара. | способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. | ||
Упражнение «Шла Саша по шоссе»(модификация игры К. Фопеля «Тух—тиби—дух») 1этап Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосим, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе..». После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу ведущего первый этап игры заканчивается. 2 этап Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующей встречи. Затем по сигналу ведущего игра останавливается и происходит обсуждение: - что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры? - в каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций? - как участники поступают в жизни, если кто—либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать окружающим выразить гнев в другой форме? | Снятие мышечного напряжения | ||
Игра «Меняются местами те, кто…» Ведущий предлагает встать тем, кто… - любит бегать - радуется хорошей погоде - имеет младшую сестру и т.д. После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д. | снятие напряжения, сплочение группы | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 19. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» и т.д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если уже дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям. | способствовать повышению самооценки. | ||
«Зайки и слоники» Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?..." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. | дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. | ||
«Рисунок страха» Детям предлагается нарисовать, то что он боится. После того как все рисунки нарисованы, на каждом рисуется большая прочная клетка с большим замком. | Преодоление чувства страха | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
5 блок | |||
Занятие 20. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Попросись на ночлег» Стало смеркаться. Очень захотелось спать. Добряне хоть народ очень добрый, но очень осторожный. Что ж выбора нет. Либо ночуешь на улице, либо просишься на ночлег. Остальные участники представят себя жителями деревни, живущими в домах. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь к каждому из них пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Каждый ребенок должен любым способом попасть в дом на ночлег. После упражнения делается вывод, какая стратегия более эффективна и почему. | развитие способности озвучивать свои чувства и потребности словами | ||
Упражнение «Критикуй, не обижая» Заранее заготовьте набор фраз, которыми дети склонны пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. Ознакомить с законами критики: - критикуй не человека в целом, а его конкретные действия; - говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится; - предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь; - покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться; - избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека; - не приказывай, а предлагай человеку выбор. Теперь, пусть каждый участник предложит, как ее изменить таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека.
| Развитие умения направлять свое недовольство не на бумагу, а непосредственно на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. | ||
«Кулачок». Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка. | способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 21. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Осознавание гнева через сенсорные каналы Ведущие просит детей высказаться по вопросам: - что такое ссора? - как она возникает, с чего начинается? - был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами? И что вы при этом сделали? - а что вам нравится в ссоре? (если вы часто ссоритесь, значит в ссоре есть что-то привлекательное для вас) - а что не нравится в ссорах? - если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была? - а какая ссора на вкус? - а если ссору потрогать, то какая она? - а какая ссора на слух? Затем ведущий предлагает нарисовать детям ситуацию, в которой у них произошла ссора (когда они злились или злятся на кого-то). Дети комментируют рисунки, и устраивается проигрывание ситуаций и способов выхода из них | осознание ребенком причин своего агрессивного поведения, поиск путей выхода из конфликтных ситуац | ||
«Серебряное копытце» Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься. | Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей. | Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе. | |
Закрепление правил в ролевой игре Предварительно проводится обсуждение того, в каких ситуациях дети чаще всего злятся и им хочется кого-то ударить, толкнуть, обозвать. Спрашивается и то, удавалось ли иногда себя сдерживать, в каких случаях и что помогло в этом (составить список «помощников»). Работа ведется сначала с одним правилом, потом с другим. Правило записывается. Детям предлагается представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», и ввести данное правило. Затем обсуждается, как может после этого измениться ситуация. После этого, ведущий рассматривает одну ситуацию за другой, о которых говорили дети, и, начиная с менее конфликтной, с учетом введенного правила проигрывается в ролевой игре. Ведущий может сам брать на себя роль «противника-жертвы», или приглашать для этого детей. | обучение детей навыкам контроля и управления гневом | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 22. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Магнит» я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей)? Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?.. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!». Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя. | Развивать чувство принадлежностиребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей. | Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки. | |
«Раскрасьте правильно» Дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами. | Развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться. | ||
«Возьмёмся за руки, друзья» Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается. | учить детей чувствовать прикосновения другого человека. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 23. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Релаксация «Сон бабочки» Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они легкие .воздушные. Закрываем глазки. Тело стало легким и воздушным. Бабочка вспорхнула и полетела. Движения ее крыльев плавные и красивые. Она летит на красивую полянку. Всюду цветы: белые, желтые, розовые, с голубыми стебельками. Вдох-выдох. Бабочка садится на самый красивый цветок. Она чувствует аромат цветка. Он напоминает запах меда. Вдохните глубже. Насладитесь этим запахом. Вдох-выдох ( 3 раза). Рядом много красивых цветов. А на них много разноцветных бабочек - это ваши друзья. Они приветливо машут вам своими крылышками. И вот вы все вместе взлетаете. Вы кружитесь в плавном танце. Вдох-выдох.( 3 раза ) А теперь мы снова превращаемся в ребят. Возьмем с собой радость, чистоту и доброту, которые окружали нас. | Снятие мышечного и эмоционального напряжения | ||
«Слепой танец» Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. | Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. | ||
Упражнение : «Невесомость». Играет спокойная музыка, глаза закрыты. -Представьте себе, что вы в открытом космосе. Вы расслабляет руки, плечи, затем расслабляются колени…Все тело расслаблено, вы летите и не падаете…Вдруг, вы вдалеке вы видите невероятно красивую планету…Это Планета Добра…Вы улыбаетесь…(Звенит звонок, дети открывают глаза). | Снятие мышечных зажимов | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
6 блок | |||
Занятие 24. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Упражнение «Глаза в глаза» Детям предлагается взяться за руки со своим соседом, смотреть друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробовать молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д. (листок с названием состояний ребенком берет наугад у ведущего). | развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния | ||
Упражнение «Послание тебе» Сначала ведущий просит детей вспомнить о том, что происходило на занятиях за весь период встреч, вспомнить приятные моменты общения и впечатления. Затем детям предлагается написать доброе послание каждому участнику группы. Это послание может содержать комплимент, пожелание или благодарность. Важно, чтобы дети своим посланием подарили другим частичку добра, любви и уважения. | развитие эмпатийного отношения к окружающим | ||
«Недотроги» Взрослый вместе с детьми в течении нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человека может символизировать «Веселье», с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – «доброту или честность». Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка «Обязательно положительное!» Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со стены «добычу». . Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. | развивать чувство эмпатии, повышать уверенность в себе. | ||
«Рисование» Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания." Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота. | Развитие эмпатии, творческого воображения. | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 25. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
Упражнение «Мое настроение». Детям предлагается рассказать или нарисовать свое настроение: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д. | |||
«Волшебные средства понимания» - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? - Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). - Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"? - Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда? | осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать. | ||
«Этюды на выражение и узнавание различных эмоций» 1.Новая кукла (этюд на выражение радости). Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. 2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева). 3.Фокус (этюд на выражение удивления). 4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса). | Формирование способностей понимания собственного эмоционального состояния | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 26. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«В тридевятом царстве» Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т.д.), прочитав какую-либо сказку, рисует ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя….?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?». | Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком. | ||
«Опиши свою маму». | Формирование установления взаимопонимания между ребенком и взрослым | ||
«Совместное рисование». | Формирование доверительных отношений | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Занятие 27. | |||
Ритуал приветствия. Дети по очереди по кругу говорят своему соседу «Я рад тебя видеть» | Введение в работу, создание атмосферы группового доверия и принятия | ||
«Танцующие руки» Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. | если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. | ||
Игра «Пиктограммы». Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. | Различение своих эмоций и эмоций другого человека | ||
Рефлексия:
| Оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах | ||
Заключительный этап | |||
Занятие 28. «Путешествие в страну эмоций» | Повторение и закрепление полученных навыков |