ПРОГРАММА «Социально-психологический тренинг» для педагогов

Назарова Светлана Евгеньевна

    Цель программы: развитие профессиональных качеств педагога.

 Задачи:

 - овладение навыками межличностного взаимодействия учителя с учениками, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения;

- повышение эффективности профессиональной деятельности;

- обучение психотехническим, коммуникативным приемам.

При организованном групповом взаимодействии педагогов  в рамках предложенной программы,  появляется возможность установления доверительных, открытых отношений с коллегами, повышения уверенности в себе и  стабилизации самооценки, формирования умения воспринимать конструктивную  критику, отработки навыков эффективного общения и конструктивного разрешения конфликтов.

 

Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое процедурное обеспечение. В основе логики построения программы  лежит принцип поэтапности развития группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является  в содержательном плане основой для следующей. Обязательные процедуры, которые используются  на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия, т.е. осмысление процессов, результатов и способов индивидуальной и групповой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spt_dlya_pedagogov.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                            ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 «БУТОВО»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ ЦПМСС «Бутово»

_______________    Давидюк С.В.

«_____» ___________ 2013 года

«СОГЛАСОВАНО»                                                          «СОГЛАСОВАНО»

 Председатель                                                      Зав. лабораторией психолого-

научно-методического совета                              педагогической поддержки и

ГОУ ЦПМСС «Бутово»                                  здоровьесбережения

                                                                               ОМЦ ЮЗОУО

___________ к.псих.н. Щанкина О.А.             __________  Объедкова З.К.

«____» _________ 200 __ год                               «_____» ________ 200__ год

 Направленность: социально-педагогическая

ПРОГРАММА

                          «Социально-психологический тренинг»

                                                 для педагогов  

Составил: педагог-психолог Назарова С.Е.

                                                                   2013

     

                                         I.  Пояснительная записка

Социальная ситуация развития образования выявляет множество новых подходов к взаимодействию психологических служб с педагогами в рамках ОУ. Психолог  выступает в функциях диагноста, помогающий выбрать индивидуальный путь развития личности; конфликтолога, проектировщика и организатора ситуаций развития,  устроитель коммуникаций в образовательной среде.

Вместе с тем, одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности психологической службы является работа с педагогами. В практической психологии недостаточно методов для оптимального выстраивания  эффективных профессиональных взаимоотношений с педагогами.

В исследовательской научной парадигме анализом структуры педагогической деятельности занимаются  И.А Зимняя, Н.В.,  Кузьмина,  А.К. Маркова, Л.М.Митина, функциональным анализом – В.В.Богословский, В.А. Сластенин, Ю.В Кожухов, изучением качества личности педагога – Ф.Н. Гонолобин, Н.А.Аминов, А.Б. Орлов, Ю.Н. Кулюткин,  Р. Бруннер и другие специалисты. Академическая психология долгое время придерживалась парадигмы «субъект-объект», «исследуемый-исследователь», «экспериментатор-испытуемый», а психологи-практики выступали в «рекомендательном» жанре, общаясь с педагогами. Подобный способ указаний и рекомендаций оказался несостоятельным, малоэффективным и не успевающим за реальной, динамичной ситуацией развития. Наставления, как правило, в малой степени учитывает пользователя, педагога, который не находит сущностных, смысловых ответов на вопросы: каковы цели, миссия педагога в образовательной ситуации, как поступать в проблемной профессиональной ситуации. Затруднительная ситуация взаимодействия специалистов в образовательной среде требует сущностных изменений в целях, методах и технологиях работы психологической службы ОУ.

Актуальность   программы продиктована с одной стороны, необходимостью  специалистов взаимодействовать, обучать, контактировать с разными категориями учащихся ( группы риска, особенные дети) и их родителями в учебном процессе. С другой стороны, от педагога требуется  полноценное сотрудничество с коллегами и администрацией ОУ для организации повышения эффективности учебного процесса, что требует от педагога развитых коммуникативных навыков, гибкости, умения действовать в конфликтных ситуациях.

    Целесообразно создать условия  для профессионального роста и повышения психологической компетентности специалистов, позволяющие каждому познавать и саморазвиваться в профессиональном и личностном плане. Методологическим основанием работы психологов с педагогами  является практическое и конструктивно-деятельностное обеспечение  педагогической деятельности, которое предполагает активное взаимодействие в процессе совместного анализа, понимания и конструирования профессиональной деятельности.

Предлагаемая программа социально-психологического тренинга позволит обеспечить психологической поддержкой  педагогов; поможет в решении профессиональных проблем; снизить уровень психологического напряжения.

Групповые формы обучения и поддержки педагогов  строятся на принципах рефлексии собственного профессионального опыта, интеграции нового знания  и использования в  практической  деятельности.

    Цель программы: развитие профессиональных качеств педагога.

 Задачи:

 - овладение навыками межличностного взаимодействия учителя с учениками, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения;

- повышение эффективности профессиональной деятельности;

- обучение психотехническим, коммуникативным приемам.

При организованном групповом взаимодействии педагогов  в рамках предложенной программы,  появляется возможность установления доверительных, открытых отношений с коллегами, повышения уверенности в себе и  стабилизации самооценки, формирования умения воспринимать конструктивную  критику, отработки навыков эффективного общения и конструктивного разрешения конфликтов.

 

Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое процедурное обеспечение. В основе логики построения программы  лежит принцип поэтапности развития группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является  в содержательном плане основой для следующей. Обязательные процедуры, которые используются  на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия, т.е. осмысление процессов, результатов и способов индивидуальной и групповой деятельности.

Время каждой встречи 3 часа. Количество участников 15 человек. Комплектованию группы предшествует собеседование с каждым участником и выявление мотивационной готовности к групповой работе.

II. Учебно-Тематический план.

Содержание

Теорет

часы

Практ

часы

1

Знакомство. Выработка правил групповой работы. Установочная часть. Основные трудности и ожидания от работы. Рефлексия.

1

2

2

Что значит эффективно общаться? Дискуссия «Эффективность педагогического общения». Анализ взаимоотношений с окружающими.

0,5

2,5

3

Как меня видят другие? Невербальные средства общения. Язык телодвижений. Межличностное пространство. Позитивные и негативные жесты. Поза и особенности внешнего вида.

1

2

4

Как я вижу, чувствую и понимаю других? Способы оказания внимания. Эмпатия как профессионально необходимое качество.

1

2

5

Проектирование средств общения. Самоанализ, исследование мотивации собственного поведения, ситуации и другого в ситуации общения.

1

2

6

Проектирование средств общения. Навыки слушания. Ролевые игры на выявление мотива общения, с конфликтным содержанием.

1

2

7

Индивидуальный стиль общения. Стратегии и тактики. Транзакции коммуникации. Социометрия.

0,5

2,5

8

Личные перспективы. Жизненные и профессиональные планы. Психологическая саморегуляция. Завершение работы. Подведение итогов.

0,5

2,5

Итого: 24 часа

6,5

17,5

III. Основная часть

1 тема.

Цели:

-самоопределение участников группы и постановка целей работы;

-создание атмосферы самопознания и самопроявления в группе;

-дестабилизация представления участников о себе.

Установление принципов групповой работы. Обсуждение и выработка правил.

  1. Знакомство. Презентации.
  2. Рефлексия «здесь и теперь». Выразите свое представление о происходящем. Оцените  по семибальной шкале степень своей усталости, активности и интереса к происходящему.
  3. Теоретическая справка: Рефлексия как техника осмысления процесса, способов мыслительной деятельности и как рефлексия состояний.
  4. Ведение дневника с целью отработки навыков самоанализа и самодиагностики участников тренинга. (7 вопросов)

2 тема. «Что значит эффективно общаться?»

Цели:

-актуализация участниками группы профессиональной педагогической позиции;

-выработка группой концептуального представления о сущности педагогического общения;

-выработка умения принимать решение в группе.

1. Рефлексия «здесь и теперь» на момент начала работы в группе.  

2. Дискуссия «Эффективность педагогического общения».Процедура проводится в три этапа: обсуждение в микрогруппах, защита точки зрения в групповой дискуссии, выработка обобщающих материалов. (возможен анализ отснятых видео материалов).

3. Факторы, обеспечивающие эффективное общение. Теоретическая часть: Необходимые и достаточные условия продуктивного общения (субъекты, мотивы и цели, средства общения, предметная область общения).

4.Домашнее задание: Какие у меня взаимоотношения с окружающими? (Опросник)

3 тема. Как меня видят другие и что такое невербальные средства общения?

Цели:

-дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах собственного поведения;

-формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

-формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.

1. Разминка. Упражнения на разогрев группы.

2. Скульптура. Изобразите «героя», участника группы. Работа в подгруппах. Возможны модификации упражнения.

3. Пантомима. Кто я есть? каким бы хотел быть? Или для пары «Внести бревно», для группы «Зоологический сад».

4. Испорченный видеомагнитофон.

5.Теоретическая часть. Невербальная коммуникация. Элементы. Язык тела. Основные законы и правила. Жесты и мимика. Поза и особенности внешнего вида.

6. Домашнее задание с целью углубления опыта невербального общения. Наблюдение и описание.

4 тема. Как я вижу, чувствую и понимаю других?

Цели:

-расширение сферы осознаваемого в поступках другого;

-освоение умений адекватной коммуникации;

-формирование концептуального представления о сущности эмпатического понимания.

1.Доверие. Поводырь-ведущий водит группу по комнате. Рефлексия ощущений, степени доверия в группе.

2. Впечатления. Как воспринимается отдельный участник группы окружающими? Обратная связь позволяет принять и осмыслить информацию о себе.

3. Теоретическая справка о эмпатическом понимании, правила и особенности восприятия.

4. Эхо. Поддержать коммуникацию в тройках. Передача сущности сообщения говорящего. Третье лицо в роли наблюдателя и эксперта.

5. Пойми. Работа в парах. Активное слушание и выяснение скрытого мотива, который лежит в основе поведения участника. Ситуация придумывается группой и анализируется наблюдателями. Насколько успешно протекало общение? В каких эго-состояниях (родитель, взрослый, ребенок) находились участники диалога? Какие приемы использовались для установления контакта?

6. Умею ли я оказывать внимание другим?

Образуется два круга, стоя лицом друг к другу. Положительный, искренний знак внимания с одной стороны, поддерживается и подкрепляется похвалой. Знаками внимания могут быть  отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения, установки.

7. Домашнее задание. Проективное письмо ( ориентировано на выражение чувств и мыслей по отношению к конкретному участнику группы).

5 и 6 тема. Проектирование средств общения.

Цели:

-отработка эффективных средств общения;

-отработка умений анализировать себя, ситуации и другого в ситуации общения;

- формирование умений анализа мотивации собственного поведения и поведения других.

1.Аналитическая процедура. Обсуждение проективных писем. До адресата письма доходят только в ситуации готовности и желания услышать мнение другого.

2. Теоретическая справка об «обратной связи» в общении. Интерпретации. Польза и своевременность.

3. Ролевая игра. Разыгрывание ситуаций возможно по выбору. Участники обсуждают детали сюжета и разыгрывают его перед группой. Остальные наблюдают за взаимодействием партнеров, а затем выносят свои суждения. Какие ролевые позиции характерны для участников? Какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре? и т.д.

4.Теоретическая часть. Навыки слушания: внимание, слушание, активное слушание, основные установки, язык невербального общения. Вербальная составляющая слушания: поддержка, выяснение, парафраз, отражение чувств, резюмирование. Схематизация.

5. Ролевые игры на выявление скрытого мотива  общения. Задаются ситуации для анализа.

Ролевые игры с конфликтным содержанием.

  1. Путаница или атомы. Психогимнастические игры для снятия напряжения.
  2. Домашнее задание. Написание психологического автопортрета. (За что меня ценят на работе? За что меня можно критиковать?)

7 тема. Индивидуальный стиль общения.

Цель:

-Отработка умений самоанализа;

Отработка индивидуальных стратегий и тактик общения.

1.Какой я есть и каким бы хотел быть? Пантомима.

2.Кто есть кто. Ответы на заданные вопросы. После следует отгадать о ком идет речь?

Теоретическая справка. Индивидуальный стиль общения. Виды психологических установок. Доминанта в общении. Транзактный анализ: способы реагирования. Раздаточный материал.

3.Разбор. Достоинства и недостатки в собственных глазах и глазами группы. Сопоставляется самооценка и групповая оценка, расхождения и сходства. Группа критиков и доброжелателей  собирает полную информацию.

  1. Пространственная социометрия.
  2. Домашнее задание. Какое  место я занимаю в группе и почему?
  3. Как мы ведем себя вступая в контакт с другими? Анализ  поведенческих сценариев, ситуаций общения.

8 тема. Каким я вижу свое будущее?

Цель:

- отработка рефлексивных навыков;

- анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время тренинга;

- проектирование своего будущего.

1. Анализ домашнего задания «Какое место я занимаю в группе и почему?»  

2. Мои жизненные и профессиональные планы. Игра волшебный магазин. Три круга

( прошлое, настоящее и будущее).

3.Рефлексия происшедшего на тренинге.

4. Завершение работы. Круг пожеланий.

IV. Критерии оценки результативности работы по программе

Опросники для участников группы на предмет выявления степени удовлетворенности от включения в тренинг (по окончанию).

V. Условия реализации программы

Подготовка и оснащенность помещения.

Необходимо изолированная комната со стульями, составленными в круг. Площадь должна позволять свободно передвигаться участникам, проводить психогимнастические игры и упражнения. Для выполнения упражнений необходима бумага, разного формата, мелки, фломастеры, карандаши, скотч, ножницы.

VI.Список литературы

1.Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб.науч. тр./ под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983

2.Атватер И.Я. Я Вас слушаю, М., 1983

3.Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1999

4.Берн Э. Игры, в которые играют люди, М., 1988

5.Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание.М., 1988

6.Емельянов Ю.А. Активное социально-психологическое обучение. Л.,1995

7.Игры. Обучение. Тренинг/ под ред.В.В. Петрусинского, М., 1985

  1. Клюева Н.В., Свистун М.А. программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992
  2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.М.,1979
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993
  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.М., 1989
  6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционнные группы: теория и практика.М., 1990
  7. Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Психологический практикум. Дубна, 2002