ПРОГРАММА «Социально-психологический тренинг» для педагогов
Цель программы: развитие профессиональных качеств педагога.
Задачи:
- овладение навыками межличностного взаимодействия учителя с учениками, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения;
- повышение эффективности профессиональной деятельности;
- обучение психотехническим, коммуникативным приемам.
При организованном групповом взаимодействии педагогов в рамках предложенной программы, появляется возможность установления доверительных, открытых отношений с коллегами, повышения уверенности в себе и стабилизации самооценки, формирования умения воспринимать конструктивную критику, отработки навыков эффективного общения и конструктивного разрешения конфликтов.
Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое процедурное обеспечение. В основе логики построения программы лежит принцип поэтапности развития группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия, т.е. осмысление процессов, результатов и способов индивидуальной и групповой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spt_dlya_pedagogov.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«БУТОВО»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ ЦПМСС «Бутово»
_______________ Давидюк С.В.
«_____» ___________ 2013 года
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Председатель Зав. лабораторией психолого-
научно-методического совета педагогической поддержки и
ГОУ ЦПМСС «Бутово» здоровьесбережения
ОМЦ ЮЗОУО
___________ к.псих.н. Щанкина О.А. __________ Объедкова З.К.
«____» _________ 200 __ год «_____» ________ 200__ год
Направленность: социально-педагогическая
ПРОГРАММА
«Социально-психологический тренинг»
для педагогов
Составил: педагог-психолог Назарова С.Е.
2013
I. Пояснительная записка
Социальная ситуация развития образования выявляет множество новых подходов к взаимодействию психологических служб с педагогами в рамках ОУ. Психолог выступает в функциях диагноста, помогающий выбрать индивидуальный путь развития личности; конфликтолога, проектировщика и организатора ситуаций развития, устроитель коммуникаций в образовательной среде.
Вместе с тем, одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности психологической службы является работа с педагогами. В практической психологии недостаточно методов для оптимального выстраивания эффективных профессиональных взаимоотношений с педагогами.
В исследовательской научной парадигме анализом структуры педагогической деятельности занимаются И.А Зимняя, Н.В., Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М.Митина, функциональным анализом – В.В.Богословский, В.А. Сластенин, Ю.В Кожухов, изучением качества личности педагога – Ф.Н. Гонолобин, Н.А.Аминов, А.Б. Орлов, Ю.Н. Кулюткин, Р. Бруннер и другие специалисты. Академическая психология долгое время придерживалась парадигмы «субъект-объект», «исследуемый-исследователь», «экспериментатор-испытуемый», а психологи-практики выступали в «рекомендательном» жанре, общаясь с педагогами. Подобный способ указаний и рекомендаций оказался несостоятельным, малоэффективным и не успевающим за реальной, динамичной ситуацией развития. Наставления, как правило, в малой степени учитывает пользователя, педагога, который не находит сущностных, смысловых ответов на вопросы: каковы цели, миссия педагога в образовательной ситуации, как поступать в проблемной профессиональной ситуации. Затруднительная ситуация взаимодействия специалистов в образовательной среде требует сущностных изменений в целях, методах и технологиях работы психологической службы ОУ.
Актуальность программы продиктована с одной стороны, необходимостью специалистов взаимодействовать, обучать, контактировать с разными категориями учащихся ( группы риска, особенные дети) и их родителями в учебном процессе. С другой стороны, от педагога требуется полноценное сотрудничество с коллегами и администрацией ОУ для организации повышения эффективности учебного процесса, что требует от педагога развитых коммуникативных навыков, гибкости, умения действовать в конфликтных ситуациях.
Целесообразно создать условия для профессионального роста и повышения психологической компетентности специалистов, позволяющие каждому познавать и саморазвиваться в профессиональном и личностном плане. Методологическим основанием работы психологов с педагогами является практическое и конструктивно-деятельностное обеспечение педагогической деятельности, которое предполагает активное взаимодействие в процессе совместного анализа, понимания и конструирования профессиональной деятельности.
Предлагаемая программа социально-психологического тренинга позволит обеспечить психологической поддержкой педагогов; поможет в решении профессиональных проблем; снизить уровень психологического напряжения.
Групповые формы обучения и поддержки педагогов строятся на принципах рефлексии собственного профессионального опыта, интеграции нового знания и использования в практической деятельности.
Цель программы: развитие профессиональных качеств педагога.
Задачи:
- овладение навыками межличностного взаимодействия учителя с учениками, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения;
- повышение эффективности профессиональной деятельности;
- обучение психотехническим, коммуникативным приемам.
При организованном групповом взаимодействии педагогов в рамках предложенной программы, появляется возможность установления доверительных, открытых отношений с коллегами, повышения уверенности в себе и стабилизации самооценки, формирования умения воспринимать конструктивную критику, отработки навыков эффективного общения и конструктивного разрешения конфликтов.
Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое процедурное обеспечение. В основе логики построения программы лежит принцип поэтапности развития группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия, т.е. осмысление процессов, результатов и способов индивидуальной и групповой деятельности.
Время каждой встречи 3 часа. Количество участников 15 человек. Комплектованию группы предшествует собеседование с каждым участником и выявление мотивационной готовности к групповой работе.
II. Учебно-Тематический план.
№ | Содержание | Теорет часы | Практ часы |
1 | Знакомство. Выработка правил групповой работы. Установочная часть. Основные трудности и ожидания от работы. Рефлексия. | 1 | 2 |
2 | Что значит эффективно общаться? Дискуссия «Эффективность педагогического общения». Анализ взаимоотношений с окружающими. | 0,5 | 2,5 |
3 | Как меня видят другие? Невербальные средства общения. Язык телодвижений. Межличностное пространство. Позитивные и негативные жесты. Поза и особенности внешнего вида. | 1 | 2 |
4 | Как я вижу, чувствую и понимаю других? Способы оказания внимания. Эмпатия как профессионально необходимое качество. | 1 | 2 |
5 | Проектирование средств общения. Самоанализ, исследование мотивации собственного поведения, ситуации и другого в ситуации общения. | 1 | 2 |
6 | Проектирование средств общения. Навыки слушания. Ролевые игры на выявление мотива общения, с конфликтным содержанием. | 1 | 2 |
7 | Индивидуальный стиль общения. Стратегии и тактики. Транзакции коммуникации. Социометрия. | 0,5 | 2,5 |
8 | Личные перспективы. Жизненные и профессиональные планы. Психологическая саморегуляция. Завершение работы. Подведение итогов. | 0,5 | 2,5 |
Итого: 24 часа | 6,5 | 17,5 |
III. Основная часть
1 тема.
Цели:
-самоопределение участников группы и постановка целей работы;
-создание атмосферы самопознания и самопроявления в группе;
-дестабилизация представления участников о себе.
Установление принципов групповой работы. Обсуждение и выработка правил.
- Знакомство. Презентации.
- Рефлексия «здесь и теперь». Выразите свое представление о происходящем. Оцените по семибальной шкале степень своей усталости, активности и интереса к происходящему.
- Теоретическая справка: Рефлексия как техника осмысления процесса, способов мыслительной деятельности и как рефлексия состояний.
- Ведение дневника с целью отработки навыков самоанализа и самодиагностики участников тренинга. (7 вопросов)
2 тема. «Что значит эффективно общаться?»
Цели:
-актуализация участниками группы профессиональной педагогической позиции;
-выработка группой концептуального представления о сущности педагогического общения;
-выработка умения принимать решение в группе.
1. Рефлексия «здесь и теперь» на момент начала работы в группе.
2. Дискуссия «Эффективность педагогического общения».Процедура проводится в три этапа: обсуждение в микрогруппах, защита точки зрения в групповой дискуссии, выработка обобщающих материалов. (возможен анализ отснятых видео материалов).
3. Факторы, обеспечивающие эффективное общение. Теоретическая часть: Необходимые и достаточные условия продуктивного общения (субъекты, мотивы и цели, средства общения, предметная область общения).
4.Домашнее задание: Какие у меня взаимоотношения с окружающими? (Опросник)
3 тема. Как меня видят другие и что такое невербальные средства общения?
Цели:
-дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах собственного поведения;
-формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
-формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.
1. Разминка. Упражнения на разогрев группы.
2. Скульптура. Изобразите «героя», участника группы. Работа в подгруппах. Возможны модификации упражнения.
3. Пантомима. Кто я есть? каким бы хотел быть? Или для пары «Внести бревно», для группы «Зоологический сад».
4. Испорченный видеомагнитофон.
5.Теоретическая часть. Невербальная коммуникация. Элементы. Язык тела. Основные законы и правила. Жесты и мимика. Поза и особенности внешнего вида.
6. Домашнее задание с целью углубления опыта невербального общения. Наблюдение и описание.
4 тема. Как я вижу, чувствую и понимаю других?
Цели:
-расширение сферы осознаваемого в поступках другого;
-освоение умений адекватной коммуникации;
-формирование концептуального представления о сущности эмпатического понимания.
1.Доверие. Поводырь-ведущий водит группу по комнате. Рефлексия ощущений, степени доверия в группе.
2. Впечатления. Как воспринимается отдельный участник группы окружающими? Обратная связь позволяет принять и осмыслить информацию о себе.
3. Теоретическая справка о эмпатическом понимании, правила и особенности восприятия.
4. Эхо. Поддержать коммуникацию в тройках. Передача сущности сообщения говорящего. Третье лицо в роли наблюдателя и эксперта.
5. Пойми. Работа в парах. Активное слушание и выяснение скрытого мотива, который лежит в основе поведения участника. Ситуация придумывается группой и анализируется наблюдателями. Насколько успешно протекало общение? В каких эго-состояниях (родитель, взрослый, ребенок) находились участники диалога? Какие приемы использовались для установления контакта?
6. Умею ли я оказывать внимание другим?
Образуется два круга, стоя лицом друг к другу. Положительный, искренний знак внимания с одной стороны, поддерживается и подкрепляется похвалой. Знаками внимания могут быть отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения, установки.
7. Домашнее задание. Проективное письмо ( ориентировано на выражение чувств и мыслей по отношению к конкретному участнику группы).
5 и 6 тема. Проектирование средств общения.
Цели:
-отработка эффективных средств общения;
-отработка умений анализировать себя, ситуации и другого в ситуации общения;
- формирование умений анализа мотивации собственного поведения и поведения других.
1.Аналитическая процедура. Обсуждение проективных писем. До адресата письма доходят только в ситуации готовности и желания услышать мнение другого.
2. Теоретическая справка об «обратной связи» в общении. Интерпретации. Польза и своевременность.
3. Ролевая игра. Разыгрывание ситуаций возможно по выбору. Участники обсуждают детали сюжета и разыгрывают его перед группой. Остальные наблюдают за взаимодействием партнеров, а затем выносят свои суждения. Какие ролевые позиции характерны для участников? Какие индивидуально-психологические особенности участников проявились в игре? и т.д.
4.Теоретическая часть. Навыки слушания: внимание, слушание, активное слушание, основные установки, язык невербального общения. Вербальная составляющая слушания: поддержка, выяснение, парафраз, отражение чувств, резюмирование. Схематизация.
5. Ролевые игры на выявление скрытого мотива общения. Задаются ситуации для анализа.
Ролевые игры с конфликтным содержанием.
- Путаница или атомы. Психогимнастические игры для снятия напряжения.
- Домашнее задание. Написание психологического автопортрета. (За что меня ценят на работе? За что меня можно критиковать?)
7 тема. Индивидуальный стиль общения.
Цель:
-Отработка умений самоанализа;
Отработка индивидуальных стратегий и тактик общения.
1.Какой я есть и каким бы хотел быть? Пантомима.
2.Кто есть кто. Ответы на заданные вопросы. После следует отгадать о ком идет речь?
Теоретическая справка. Индивидуальный стиль общения. Виды психологических установок. Доминанта в общении. Транзактный анализ: способы реагирования. Раздаточный материал.
3.Разбор. Достоинства и недостатки в собственных глазах и глазами группы. Сопоставляется самооценка и групповая оценка, расхождения и сходства. Группа критиков и доброжелателей собирает полную информацию.
- Пространственная социометрия.
- Домашнее задание. Какое место я занимаю в группе и почему?
- Как мы ведем себя вступая в контакт с другими? Анализ поведенческих сценариев, ситуаций общения.
8 тема. Каким я вижу свое будущее?
Цель:
- отработка рефлексивных навыков;
- анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время тренинга;
- проектирование своего будущего.
1. Анализ домашнего задания «Какое место я занимаю в группе и почему?»
2. Мои жизненные и профессиональные планы. Игра волшебный магазин. Три круга
( прошлое, настоящее и будущее).
3.Рефлексия происшедшего на тренинге.
4. Завершение работы. Круг пожеланий.
IV. Критерии оценки результативности работы по программе
Опросники для участников группы на предмет выявления степени удовлетворенности от включения в тренинг (по окончанию).
V. Условия реализации программы
Подготовка и оснащенность помещения.
Необходимо изолированная комната со стульями, составленными в круг. Площадь должна позволять свободно передвигаться участникам, проводить психогимнастические игры и упражнения. Для выполнения упражнений необходима бумага, разного формата, мелки, фломастеры, карандаши, скотч, ножницы.
VI.Список литературы
1.Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб.науч. тр./ под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983
2.Атватер И.Я. Я Вас слушаю, М., 1983
3.Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1999
4.Берн Э. Игры, в которые играют люди, М., 1988
5.Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание.М., 1988
6.Емельянов Ю.А. Активное социально-психологическое обучение. Л.,1995
7.Игры. Обучение. Тренинг/ под ред.В.В. Петрусинского, М., 1985
- Клюева Н.В., Свистун М.А. программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение.М.,1979
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.М., 1989
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционнные группы: теория и практика.М., 1990
- Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Психологический практикум. Дубна, 2002