Рекомендации по работе с учащимися при подготовке к сдаче экзаменов.
В данном материале приведены основные рекомендации по работе с учащимися выпускных классов при психологической подготовке к сдаче экзаменов. Рекомендации содержат советы педагогам, родителям и учащимся как снять эмоцилнальное напряжение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации при работе с тревожными учащимися.
Педагогам:
- необходимо донести до сведения родителей уровень экзаменационой тревожности учащихся,
- дать рекомендации, как снять тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов детей,
- объяснить родителям особенности детей,
- научить детей активизировать образное мышление детей,
- проявлять деликатность и тактичность в общении с детьми име.щими высокую тревожность,
- научить ребёнка переключаться с эмоционального реагирования на планирование и с концентрироваться на проверке знаний,
- проводить индивидуальные беседы с учащимися, поддерживать ,
- провести дополнительный беседы с учащимися о снятии экзаменационного стресса, повторить с упражнения для саморегуляции.
Родителям:
- изббегать сравнения детей с друугими детьми,
- помочь снизить объективную значимость экзамена,
- учитывать индивидуальные особенности ребёнка,
- всячески поддерживать ребёнка используя слова «У тебя всё получится, Я в тебя верю….»
- создание благоприятного климата в семье,
- нельзя упрекать ребёнка в лени и несобранности,
- помочь детям организовать рабочее место, распределить материал на части (если есть в этом необходимость)
- следить за собдюдением режима, детям необходимо высыпаться, иметь полноценное питание,
- создание для ребёнка ситуации успеха, говорить о том, что вы в него верите, однако при этом дать понять, что ничего страшного не произойдёт , даже если результат будет ни таким, каким хоотелось бы (особенно в том случае, если ребёнок очень ответственный и старается соответствоватьожиданиям взрослого),
- обговорить с ребёнком ситуацию неуспешной сдачи экзамена (как быть если экзамен не сдан - есть время для подготовки и сдачи в дополнительный день, возможность продолжить обучение в техникуме…),
- в межэкзаменационный период постоянно поддерживайте ребёнка, настраивайте на положтиеьный результат и обговаривайте действия в случае неуспешности на экзамене.
Учащимся:
- необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние,
- стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.
- обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню».
- чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем.
- если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе «Стоп!» После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох – медленный выдох, глубокий вдох – медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).
- если экзамены действительно заставляют Вас чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки!
- очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель. Иногда, чтобы избавиться от опасения, достаточно поделиться им с другом или с учителем. И не забывайте, что все, кто сдают экзамены, боятся их не меньше вашего.
- можно использовать - так называемые формулы самовнушения. При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося. Поэтому, после достижения желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я – спокоен – и уверен – в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от первого упражнения, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «– в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:
«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе»
«Моя память работает хорошо. Я все помню»
«Я ощущая бодрость и уверенность в себе»
«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»