Рекомендации по работе с учащимися при подготовке к сдаче экзаменов.

Вершинина  Ирина  Александровна.

  В данном материале приведены основные рекомендации по работе с учащимися выпускных классов при психологической подготовке к сдаче экзаменов. Рекомендации содержат советы педагогам, родителям и учащимся как снять эмоцилнальное напряжение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации при работе с тревожными учащимися.

Педагогам:

- необходимо донести до сведения родителей уровень экзаменационой тревожности учащихся,

- дать рекомендации, как снять тревожность в период  подготовки  и сдачи экзаменов детей,

- объяснить родителям особенности детей,

- научить детей активизировать образное мышление детей,

- проявлять деликатность и тактичность в общении с детьми име.щими высокую тревожность,

- научить ребёнка переключаться с эмоционального реагирования на планирование и с концентрироваться на проверке знаний,

- проводить индивидуальные беседы с учащимися, поддерживать ,

- провести дополнительный беседы с учащимися о снятии экзаменационного стресса, повторить  с упражнения для саморегуляции.

Родителям:

- изббегать сравнения детей с друугими детьми,

- помочь снизить объективную значимость экзамена,

-  учитывать индивидуальные особенности ребёнка,

- всячески поддерживать ребёнка используя слова  «У тебя всё получится, Я в тебя верю….»

- создание благоприятного климата в семье,

- нельзя упрекать ребёнка в лени и несобранности,

- помочь детям организовать рабочее место, распределить материал на части (если есть в этом необходимость)

- следить за собдюдением режима, детям необходимо высыпаться, иметь полноценное питание,

- создание для ребёнка ситуации успеха, говорить о том, что вы в него верите, однако при этом дать понять, что ничего страшного не произойдёт , даже если результат будет ни таким, каким хоотелось бы (особенно в том случае, если ребёнок очень ответственный и старается соответствоватьожиданиям взрослого),

- обговорить с ребёнком ситуацию неуспешной сдачи экзамена (как быть если экзамен не сдан -  есть время для подготовки и сдачи в дополнительный день, возможность продолжить обучение в техникуме…),
- в межэкзаменационный период постоянно поддерживайте ребёнка, настраивайте на положтиеьный результат и обговаривайте действия в случае неуспешности на экзамене.

 Учащимся:

- необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние,

- стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

- обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню».

- чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем.

- если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе «Стоп!» После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох – медленный выдох, глубокий вдох – медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).

- если экзамены действительно заставляют Вас чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки!

- очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель. Иногда, чтобы избавиться от опасения, достаточно поделиться им с другом или с учителем. И не забывайте, что все, кто сдают экзамены, боятся их не меньше вашего.

- можно использовать - так называемые формулы самовнушения. При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося. Поэтому, после достижения желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я – спокоен – и уверен – в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от первого упражнения, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «– в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе»

«Моя память работает хорошо. Я все помню»

«Я ощущая бодрость и уверенность в себе»

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»