Программа коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей 4-6 лет "Чудеса на песке"
Проблема развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста актуальна на современном этапе развития общества. Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и тяжело адаптируются к новым условиям. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое, если в «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колобок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
«ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
( программа коррекции
нарушений эмоционально-личностной сферы
для детей 4-6 лет)
Автор:
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 11
«Колобок»
Никифорова Надежда Валерьевна
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста актуальна на современном этапе развития общества. Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и тяжело адаптируются к новым условиям.
Детям с подобными трудностями необходима квалифицированная психологическая помощь. Ведь недостаточное развитие эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте может стать причиной таких проблем, как агрессивность, тревожность, вспыльчивость, эмоциональная холодность, застенчивость, замкнутость, которые могут повлечь за собой серьёзные нарушения в развитии интеллектуальной сферы, в социальной адаптации ребёнка и вызовет трудности в приобретении знаний в школе.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое, если в «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
«Песочная терапия» – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии. Это игровой способ рассказать о своих проблемах. Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями. Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно). Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве. Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом. Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.
Предлагаемая программа рекомендована детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель– профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
-коррекция и развитие коммуникативных навыков ребёнка, эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер, сенсорики;
-воспитание познавательного интереса;
-развитие творческих способностей детей.
Данная программа включает в себя три этапа: первичная диагностика, коррекционно-развивающая работа, итоговая диагностика (контрольный этап).
Цель первого этапа программы (первичной диагностики): определение актуального уровня развития эмоционально-волевой сферы каждого участника группы.
Цель второго этапа программы (коррекционно-развивающая работа): коррекция проблем эмоционально-личностной сферы с использованием песочной арттерапии
Цель третьего этапа программы (итоговая диагностика): отслеживание эффективности программы.
Программа реализуется психологом ДОУ, состоит из 18 занятий и предполагает проведение диагностического исследования до и после проведения коррекционных занятий.
Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.
Режим проведения занятий – 2 раза в неделю, индивидуально или малыми подгруппами по 3 детей. Продолжительность одного занятия в среднем дошкольном возрасте – 15-20 минут, в старшем дошкольном возрасте – 25-30 минут.
Используются следующие виды работы в песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– создание песочных композиций и “секретов”.
Пять шагов организации игрового процесса
1)демонстрация песочницы
2)ритуал вхождения, правила работы с песком
3)выбор коллекции фигурок
4)формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
5)завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности, ритуал выхода
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема | Перечень игр и упражнений |
Занятие №1 Тема: «Чувствительные ладошки» | 1.Приветствие, ритуал входа в занятие, знакомство с песочницей 2.Игра «Отпечатки рук» 3.Игра «Волшебные узоры» 4.Рефлексия 5.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №2 Тема: «Знакомство с Песочным человечком» | 1.Приветствие 2.Игра «Добрые дела» 3.Ритуал входа в занятие, знакомство с правилами 4.Игра «Песочный круг» 5.Рефлексия 5.Ритуал 6.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №3 Тема: «В гостях у Песочного человечка» | 1.Приветствие, рассказ о Сказочной стране 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил 3.Упражнение «Здравствуй, песок!» 4.Игра-упражнение «Песочные прятки» 5.Упражнение «Песочный дождик» 6.Упражнение «Победитель злости» 7.Упражнение «Узоры на песке» 8.Рефлексия 9.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №4 Тема: «Путешествие золотой рыбки» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил 3.История о золотой рыбке 4.Игра-упражнение «Поможем рыбке» 5.Упражнение «Рыбки» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №5 Тема: «Солнечный мальчик» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил 3.История о Солнечном мальчике 4.Игра-упражнение «Мир счастья» 5.Упражнение «Вверх по радуге» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №6 Тема: «Колобок» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил 3.Рассказ Колобка 4.Игра-упражнение «Друзья для Колобка» 5.Упражнение «Воздушный шарик» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №7 Тема: «Осень в Песочной стране» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил 3.Рассказ Песочного принца 4.Игра-упражнение «Вернем осень» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №8 Тема: «Волшебный цветок» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил 3.Рассказ Аленушки 4.Работа с песком «Поможем Аленушке» 5.Игра-упражнение «Цветок желаний» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №9 Тема: «Сказочная страна» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Рассказ Песочного Принца 4.Работа с песком «Мы волшебники» 5.Игра-упражнение «Сказочная страна» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №10 Тема: «Городок игрушек» | 1.Приветствие, игра «Карусели» 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Рассказ Матрешки 4.Работа с песком «Строители» 5.Игра-упражнение «Мое настроение» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №11 Тема: «Пироги пекла лиса» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Рассказ грустного ежика 4.Игра «Каравай» 5.Работа с песком «Пекари» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №12 Тема: «В гостях у Солнышка» | 1.Приветствие 2.Упражнение «Расколдуем Солнышко» 3.Игра «На прогулке» 4.Игра «Солнышко и дождик» 5.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 6.Работа с песком «Ласковое солнышко» 7.Рефлексия 8.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №13 Тема: «Город веселых музыкантов» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Письмо от жителей заколдованного города 4.Игра «Веселые музыканты» 5.Работа с песком (лепка музыкальных инструментов) 6.Игра «По клавишам стучим» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №14 Тема: «Путешествие в горы» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Рассказ Гнома о горах 4.Игра «Гора и камешки» 5.Работа с песком «Горы и пещеры» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №15 Тема: «В гостях у Квака» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Рассказ лягушонка Квака 4.Работа с песком «Поможем Кваку» 5.Рефлексия 6.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №16 Тема: «Сказка об умном мышонке» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Рассказ мамы-мышки 4.Игра «Жмурки с колокольчиком» 5.Работа с песком «Домики для мышей» 6.Упражнение «Мамин голос» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №17 Тема: «Я расту» | 1.Приветствие 2.Ритуал входа в занятие, повторение правил «Здесь нельзя…» 3.Упражнение «Злые и добрые кошки» 4.Игра «На что похоже мое настроение» 5.Упражнение «Ласковый мелок» 6.Упражнение»Песочные секретики» 6.Упражнение «Разноцветные песчинки» 6.Рефлексия 7.Ритуал выхода из занятия |
Занятие №18 Тема: «Итоговое» | Детям предлагается полная свобода выбора. Занятие диагностическое |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
В результате реализации программы предполагается:
1. стабилизация эмоционального состояния детей;
2.развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
3.развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
4. личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
5. формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками,
6. формирование самосознания и адекватной самооценки;
7. совершенствование предметно – игровой деятельности.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
1.Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)
2.Рисуночная методика «Кактус» (М.А.Панфилова)
3.Методика по выявлению страхов (А.И. Захаров)
СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик
2. Чистый, просеянный песок
3. Цветной песок
5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
6.В набор игрушек могут войти:
§ Человеческие персонажи
§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
§ Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
§ Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
§ Сказочные герои (злые и добрые)
§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
§ Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
7.Магнитофон (ноутбук)
8.Музыкальное сопровождение
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Большебратская Э.Э. Песочная Терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
2.Грабенко, Т. А. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры: методическое пособие/ Т. А. Грабенко.– Санкт – Петербург , 2002.
3.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
4.Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: методическое пособие/ Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. – Москва, 2006.
5.Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
6.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми М.: 2000
7.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2007.-190с.
8.Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации/ Автор-составитель Н.Ф.Иванова -Волгоград: Учитель, 2009.-191с.
Интернет-ресурсы:
http://doshkolnik.ru/psihologiya.html