Методики для курсовой работы. Восприятие человека человеком детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально–органического генеза.
Опираясь в своей работе на исследования А. А. Бодалева, Н. Л. Белопольской, М.Г. Агавелян, мы используем следующие методики:
1. Структура и содержание вербальных эталонов эмоциональных состояний человека.
2. Графические образы эмоциональных состояний человека.
3. Описание эмоционального состояния с опорой на фотографию.
4. Половозрастная идентификация.
5. «Профессии»
6. «Портрет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методики | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Структура и содержание вербальных эталонов эмоциональных состояний человека.
Цель: Выявит наличие вербальных эталонов эмоций, их структуру и содержание.
Способ выполнения: индивидуальный.
Инструкция:
1 | Опиши словами человека, который радуется. |
2 | Опиши словами человека, который удивляется. |
3 | Опиши словами человека, который презирает. |
4 | Опиши словами человека, который страдает. |
5 | Опиши словами человека, который боится. |
6 | Опиши словами человека, который сердиться. |
- Графические образы эмоциональных состояний человека.
Цель: выявить наличие графических эталонов эмоциональных состояний человека.
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: листы формата А4, фломастеры.
Инструкция:
1 | Нарисуй человека, который радуется. |
2 | Нарисуй человека, который удивляется. |
3 | Нарисуй человека, который презирает. |
4 | Нарисуй человека, который страдает. |
5 | Нарисуй человека, который боится. |
6 | Нарисуй человека, который сердится. |
- Описание эмоционального состояния с опорой на фотографию.
Цель: выявить уровень развития способности распознавать эмоции другого человека по фотографии.
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: набор фотографий следующих эмоциональных состояний: радость, гнев, страдание, презрение, удивление, страх.
Инструкция:
1 | Опиши девочку, которая радуется. |
2 | Опиши девочку, которая презирает. |
3 | Опиши девочку, которая боится. |
4 | Опиши девочку, которая сердится. |
5 | Опиши девочку, которая страдает. |
6 | Опиши девочку, которая удивляется. |
- Опознание эмоциональных состояний по собственным рисункам экспрессии человека.
Цель: способности узнавать эмоциональные состояния человека по собственным графическим изображениям.
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: рисунки детей, выполненные до этого по методике №2
Инструкция:
1 | Покажи среди своих рисунков то, на котором человек радуется. |
2 | Покажи среди своих рисунков то, на котором человек удивился. |
3 | Покажи среди своих рисунков то, на котором человек презирает. |
4 | Покажи среди своих рисунков то, на котором человек страдает. |
5 | Покажи среди своих рисунков то, на котором человек боится. |
6 | Покажи среди своих рисунков то, на котором человек сердиться. |
- Соотнесение своих рисунков и фотографий эмоциональных состояний.
Цель: выявить способность ребенка соотнести свои графические изображения эмоций и фотографии тех же эмоциональных состояний по парам (радость к радости и т.д.)
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: рисунки детей, выполненные до этого по методике №2 и набор фотографий из методики № 3.
Инструкция: разложи рисунки и фотографии по парам, радость к радости, удивление к удивлению, и также все остальные.
- Отражение в вербальных эталонах экспрессии возраста, интеллекта, функциональных состояний человека.
Цель: выявить наличие у ребенка вербальных эталонов возраста, функциональных и интеллектуальных состояний человека.
Способ выполнения: индивидуальный.
Инструкция:
1 | Опиши словами старого человека. |
2 | Опиши словами молодого человека. |
3 | Опиши словами усталого человека. |
4 | Опиши словами бодрого человека. |
5 | Опиши словами умного человека. |
6 | Опиши словами глупого человека. |
- Отражение экспрессии возраста, интеллекта, функциональных состояний человека в рисунке.
Цель: выявить способность ребенка графически изобразить возраст, функциональное состояние и интеллект воспринимаемого человека.
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: листы бумаги форматом А4, фломастеры, карандаши
Инструкция:
1 | Нарисуй старого человека. |
2 | Нарисуй молодого человека. |
3 | Нарисуй усталого человека. |
4 | Нарисуй бодрого человека. |
5 | Нарисуй умного человека. |
6 | Нарисуй глупого человека. |
- «Портрет»
Цель: выявить особенности восприятия портретного изображения людей.
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: набор классических портретов людей разного возраста и разных эмоциональных состояний: Х.П. Платонов «Наймичка»; Н. Жуков «С добрым утром»; С.К. Зарянко «Девочка в голубом платье»; В.А. Тропинин «Казначейша»; Бартоломе Эстебан Мурильо «Девочка - продавщица фруктов»; Рембрант Гарменс Ван Рейн «Портрет Саскин Ван Эйленбург»; Жак-Луи Давид «Портрет художника Энгра в молодости»; Х. Шерфбек «Смеющийся Коларосси»; А.М. Герасимов «Лауреат Сталинской премии писатель Ф.В. Гладков»; И.Н. Крамской «Крестьянин с уздечкой».
Инструкция: опиши людей, изображенных на портретах. (См. Приложение)
- «Профессии»
Цель: выявить способность ребенка узнавать профессию человека с опорой на его графическое изображение, а также зону ближайшего развития (использование картинки-подсказки).
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: набор рисунков людей следующих профессий: повар, художник, охотник, военный, врач, милиционер, строитель, продавец, учительница.
Инструкция: Скажи, кто по профессии данные люди.
Ход выполнения: ребенок называет профессию человека, ориентируясь по внешнему оформлению. Если ребенок затрудняется в назывании профессии, ему предлагается карточка-подсказка, на которой изображен характерный для данной проффесии предмет или часть обстановки. (См. Приложение 2)
- Половозрастная идентификация.
Цель: выявить способность ребенка относить себя к определенному возрастному периоду, умение построить правильный половозрастной ряд.
Способ выполнения: индивидуальный.
Материал: 2 набора карточек, на которых изображены персонажи мужского и женского пола в разные периоды жизни от младенчества до старости.
Инструкция:
- Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь какой (какая) ты сейчас?
- Еще раз посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть?
- Еще раз посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты не хотел быть?
- А каким ты был до этого периода? А каким ты станешь? (стимулирование ребенка к построению полного половозрастного ряда)
- Мне нравится (1)