Программа развития дивергентного мышления Лаборатория креативный бум
Программа «Творческая лаборатория «Креативный бум!» является модулем комплексной программы «Шкатулка Пандоры» и реализуется в области художественной и социально-педагогической направленности.
Программа рассчитана на общекультурный уровень освоения и может являться как составной частью любой смены, так и программой конкретной смены. Основополагающий элемент программы - развитие дивергентного мышления.
Дивергентное мышление - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемной ситуации, задачи.
В условиях многообразия, сложности и быстроты современной жизни от человека требуется проявление самостоятельности, гибкости, сообразительности и часто неординарности в подходе к решению различных ситуаций.
Все эти качества во многом зависят от генетической предрасположенности индивидуума. Но развитие заложенного потенциала зависит от жизненного опыта, окружающих людей, особенностей восприятия общественных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_divergentnogo_myshleniya_laboratoriya_kreativnyy_bum.docx | 159.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа развития дивергентного мышления
"Творческая лаборатория "Креативный бум!"
автор программы:
Д. М. Капов
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
Санкт- Петербург, 2015 г.
Программа развития дивергентного мышления
"Творческая лаборатория Креативный бум!"
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Программа развития дивергентного мышления "Творческая лаборатория "Креативный бум!", разработана в 2015 г., представляет собой модуль дополнительной общеобразовательной комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» «Шкатулка Пандоры».
Программа может быть использована как дополнительная часть в рамках смены, и\или как самостоятельна программа смены.
Автор программы:
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог первой квалификационной категории
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Авторские права на Программу "Творческая лаборатория "Креативный бум!", были защищены в 2015 г.(Авторское Свидетельство о депонировании и регистрации объекта интеллектуальной собственности № 891 от. 12.10.2015 г. ) и закреплены за Даниэлем Мухабовичем Каповым
Дополнительная общеразвивающая программа развития дивергентного мышления
«Творческая лаборатория «Креативный бум!»
Направленность деятельности: художественная
Продолжительность освоения программы: группы переменного состава – 12 часов
Возраст учащихся 14-16 лет
Автор: Капов Д. М.,
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Пояснительная записка
Программа «Творческая лаборатория «Креативный бум!» является модулем комплексной программы «Шкатулка Пандоры» и реализуется в области художественной и социально-педагогической направленности.
Программа рассчитана на общекультурный уровень освоения и может являться как составной частью любой смены, так и программой конкретной смены. Основополагающий элемент программы - развитие дивергентного мышления.
Дивергентное мышление - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемной ситуации, задачи.
В условиях многообразия, сложности и быстроты современной жизни от человека требуется проявление самостоятельности, гибкости, сообразительности и часто неординарности в подходе к решению различных ситуаций.
Все эти качества во многом зависят от генетической предрасположенности индивидуума. Но развитие заложенного потенциала зависит от жизненного опыта, окружающих людей, особенностей восприятия общественных ценностей.
Новизна программы
Данная программа представляет собой продукт слияния интерактивной, тренинговой и развивающей форм работы. Развивающая часть программы направлена на раскрытие и развитие уже заложенного потенциала, а параллельно идущая тренинговая часть направлена на осмысление возможностей применения своих творческих способностей.
Программа позволяет ребенку, участвующему в социально-психологическом тренинге, в интерактивной форме получать новые знания, умения и навыки, раскрывать и развивать свой творческий потенциал.
Актуальность и перспективность
Образование во все времена было направлено на развитие традиционной формы мышления - конвергентного мышления.
В настоящее время в силу быстро меняющихся условий подростки зачастую «застревают» на этапе решения ситуаций и выбора дальнейших действий. Под влиянием меняющихся тенденций и ценностей подросток все чаще сталкивается с необходимостью принятия нестандартных решений, проявления гибкости и неординарности в действиях. Сталкиваясь со сложностями, подросток зачастую отстраняется от окружающей действительности, процесс взаимодействия с другими людьми сводится к взаимодействию через различного рода гаджеты. Речь наполняется сокращениями, словами-паразитами, а мышление приобретает шаблонный формат. Восприятие окружающей реальности становится однотипным и «монохромным».
Исходя из этого, возникает необходимость развивать иную, дивергентную, форму мышления, раскрывать и развивать творческие способности.
Старый образ мышления, ориентированный на запоминание информации утратил себя. В настоящее время нужно ориентироваться на способность находить информацию, ориентироваться и разбираться в ней, и по иному мыслить, отсеивать ее и вычленять самое важное.
Дивергентное мышление - это вид мышления, характеризующийся поиском новых решений ситуаций, выходом за рамки стереотипов и шаблонов.
Под творческими способностями, или креативностью, понимают способность, познавая, изменять, удивляться, находить нестандартные решения ситуаций, нацеленность на открытие нового и способность глубокого осознания вновь полученного опыта и способах его применения.
Основными показателями креативности являются скорость и гибкость мысли, оригинальность, неординарность, неформатность.
Ведущим видом деятельности, в которой есть возможность раскрыть и проявить свои творческие способности, является игра.
Игровая деятельность стимулирует и развивает различные способности ребенка: лидерские, творческие, коммуникативные и др. Поэтому использование различных игр развивающего характера является основой построения знания.
Получение знания, в свою очередь, является процессом активного понимания и осознания полученного опыта, определения возможностей его использования.
Перспективность: Исходя из всего этого и возникает необходимость в создании новой развивающей программы, которая одновременно направлена как на получение, так и на осмысление опыта.
В нашем случае подобной формой является программа «Творческая лаборатория «Креативный бум!»
Межпредметные и внутрипредметные связи.
Программа "Творческая лаборатория "Креативный бум", являясь модулем комплексной программы "Шкатулка Пандоры", представляет собой симбиот, сочетающий в себе тесную связь психологии личностного развития с социальной психологией, психологии и педагогики. В то же время программа сочетает в себе вариации способов развития психических свойств и состояний как со стороны психологической науки, так и со стороны педагогики. Прослеживается тесная связь между социально-психологической теорией и педагогической практикой.
Основной целью программы является раскрытие и развитие скрытого потенциала, формирование навыка уверенного поведения в нестандартной ситуации, а также обучение подростка использовать собственные ресурсы.
Основные Задачи:
- Воспитательная:
- создание условий для развития и реализации потенциала ребенка, проявления индивидуальности в достижении общей цели;
- создание условий для раскрытия и развития дивергентной формы мышления;
- Обучающая:
- обучение механизмам использования собственных ресурсов;
- обучению умению выражать свои мысли и ощущения.
- Развивающая:
- формирование положительно мотивации к творческой деятельности;
- развитие внимания и воображения.
- расширение активного словаря;
Особенность программы
Каждое занятие по программе основано на эмоционально-вербальной рефлексии, из которой можно определить психическое состояние ребенка, его настрой на работу и осмысление проделанной работы.
Помимо основных занятий программа включает в себя серию разминочных упражнений, которые могут проводиться в свободной вариативной форме как в начале занятия, так и по его завершению.
По итогам каждого занятия проводится рефлексия процесса работы: отношение к происходящему, оценка своего вклада, общее достижение, эмоциональное восприятие полученного «продукта деятельности», а также тренинговая диагностика участников.
Очень важно привлечь внимание к полученным результатам и их оценке участниками, сделать упор на осознание того, что ребенок увидел в себе или других, что почувствовал, выполняя конкретные упражнения, что произвело на него впечатление, а что нет и по каким причинам .
Проведение данной программы возможно только при соответствующей подготовке руководителя программы, рекомендуется для проведения специалистом-психологом.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
- Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров ).
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
- Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»;
- Программа развития обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» на 2015-2020 годы
Возраст участников программы 14-16 лет (программа может быть адаптирована для участников 12-14 лет).
Сроки реализации программы: 12 часов.
Ожидаемые результаты:
для участника программы:
- Воспитательные:
- созданы условия для развития и реализации потенциала ребенка;
- сформирован навык проявления индивидуальности в достижении общей цели;
- созданы благоприятные условия для раскрытия и развития дивергентной формы мышления.
- Обучающие:
- сформирован и развит навык использования собственных ресурсов;
- участники программы обучены умению выражать свои мысли и ощущения.
- Развивающие:
- сформирована положительная мотивация к творческой деятельности;
- развито внимание, воображение, расширен словарный запас;
- сформировано представление о нестандартных способах решения ситуаций, вариаций их использования;
- развита эмоциональная устойчивость.
результат для ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"
- апробация новой модели программы;
- совершенствование методик индивидуальной и массовой форм работы,
- возможность представления полученных результатов в программе обмена опытом.
Педагогическая модель:
- Игровая модель
- Модель развивающего образования;
- Аналитическая модель,
- Феноменологическая модель.
Форма анализа полученных результатов:
№ | Внутренняя форма анализа | Внешняя форма анализа |
1. | Полный входно-выходной анализ методик измерения полученных результатов | Независимая экспертиза |
2. | Входно-выходная анкета обратной связи | Трансляция опыта в социальных сетях |
3. | Входное (тестовое) задание | Программа обмена педагогическим опытом (интернет портал сети работников образования nsportal.ru) |
4. | Анализ продуктов деятельности | |
5. | Контрольное задание | |
6. | Фиксирование динамики личностного роста |
Виды и форма отчетных материалов:
- Анкета обратной связи;
- Заключение на основе выводов по итогам каждого занятия;
- Итоговое контрольное занятие,
- Анализ продуктов деятельности.
Факторы и минимизация риска:
№ | Факторы риска | Минимизация риска |
1. | Индивидуальные: низкая самооценка, застенчивость, агрессивность. | 1. Проведение входного, вступительного, занятия, с целью выявления индивидуальных особенностей подростка, и адаптации занятий программы. 2. входное анкетирование, с целью выявления индивидуальных интересов подростка. |
2. | Стрессовая тактика программы | Поэтапное, теоретически обоснованное проведение каждого блока программы. |
3. | Неграмотное использование программы | Реализация программы осуществляется только специалистом педагогом-психологом |
4. | Недостаточная материальная база для реализации программы | Заранее подготовить все необходимые материалы и вспомогательные средства. |
Методологическое обеспечение программы
№ | Раздел, тема | Форма организации занятия | Техническое и дидактическое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Диагностика уровня адаптации | Анкетирование | Текст анкеты, вспомогательные материалы | Совместное обсуждение |
2 | Сотрудничество, взаимодействие | Игровые действа | Методическая литература, вспомогательные материалы | Опрос, анализ действий |
3 | Самостоятельность | Практикум | Опрос, анализ действий | |
4 | Эмоциональная устойчивость | Тренинговые занятия | Вспомогательные материалы и оборудование | рефлексия |
5 | Информационный (теоретический блок) | Беседа, практикум | Методическая литература | Коллективное обсуждение |
Методологической основой программы является индивидуально-личностный подход, при котором ребенок рассматривается как активный субъект своего развития.
В основу программы "Творческая лаборатория "Креативный бум" входят разнообразные формы творческих и тренинговых занятий.
Основные средства реализации содержания программы:
- Теоретические и практические занятия,
- Игровые, интерактивные, развивающие, и тренинговые занятия;
- Тематические беседы;
- Проблемные ситуации;
- Стимулирование активной творческой деятельности;
- Анкетирование по каждому пройденному блоку программы.
Программа построена по принципам поэтапной и последовательной работы с группой, основанной на принципах развития групповой динамики.
Методики измерения полученных результатов:
- Методика изучения креативности "Чистые страницы" (Н. Ньюкомб);
- Методика исследования стереогнозиса (Н. Ньюкомб);
- Методика диагностики невербальной креативности (Е. Торренс);
- Методика определения творческих способностей (Е. Торренс);
- Методика изучения творческого мышления (Дж. Гилфорд).
Учебно-тематический план.
№ | Темы: | Теория | Практика | Всего | |
1. | Работа с воображением и мышление | 6 | |||
1.1 | Игровое действо "Пустые страницы" | 0,5 | 1 | 1,5 | |
1.2 | Тренинговое занятие "Пятна воображения" | 0,5 | 1 | 1,5 | |
1.3 | Интеллектуально-творческое занятие "Мост в Терабитию" | 0,5 | 1 | 1,5 | |
1.4 | Интерактивная игра "Герои сказок" | 0,5 | 1 | 1,5 | |
2. | Работа на взаимодействие | 4,5 | |||
2.1 | Сюжетно-ролевая психологическая игра "Старый замок" | 1 | 2 | 3 | |
2.2 | Тренинговое занятие "Путешествие на остров Питера Пена" | 0,5 | 1 | 1,5 | |
3. | Творческая самостоятельная работа | 1,5 | |||
3.1 | Ведение радиоэфира, как форма публичного выступления | 0,5 | 1 | 1,5 | |
Итог: | 4 | 8 | 12 | ||
Общий интенсив Программы: | 12 часов |
Содержание программы.
В ходе реализации программы работа ведется по трем основным блокам:
1. Работа с мышлением и воображением.
2. Работа на взаимодействие.
3. Творческая самостоятельная работа.
1. Игровое действо "Пустые страницы"
Цель: развивать воображение и фантазию, память и быстроту мышления, речь.
2. Тренинговое занятие "Пятна воображения"
Цель: развитие воображения, мышления, умения выражать мысли.
3. Интеллектуально-творческое задание "Мост в Терабитию"
Цель: развитие креативного мышление, навыков общения и взаимопонимания.
организация командной работы, снятие коммуникативных зажимов, использование невербальных видов общения, формирование позиции достижения успеха.
4. Интерактивная игра "Герои сказок"
Цель: развитие дивергентного мышления, воображения, умения выстраивать логические связи.
5. Сюжетно-ролевая психологическая игра "Старый замок"
Цель: развитие дивергентного мышления, внимания, отстаивания своей позиции, умения построения социально-полезных связей.
6. Тренинговое занятие "Путешествие на остров Питера Пена"
Цель: Самопознание, снятие эмоциональных зажимов, развитие воображения, умения выражать свои мысли.
7. Ведение радиоэфира.
Цель: развитие дивергентного мышления, воображения, самостоятельности, навыка публичного выступления, расширение активного словаря.
Выполнение всех упражнений и занятий программы способствует как развитию отдельных навыков, психических свойств и состояний, так и полноценному гармоничному развитию личности подростка.
Список литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
2. Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,
3. Адлен Гарри. CQ, или мускулы творческого интеллекта. М.: Фаир-Пресс, 2004 г.,
4. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. М.: Фаир-Пресс, 2004г.,
5. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: Учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014 г.,
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999 г.,
7. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека", СПБ.: Питер, 2000 г.,
8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. СПБ.: Питер, 2000 г.,
9. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
10. Ньюкомб Нора Развитие дивергентного мышления в подростковом возрасте. М.: "Академия", 2000 г.,
11. Ньюкомб Нора Психология развития личности ребенка. М.: "Академия", 2000 г.,
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Ростов н\Дону.: Феникс, 2001 г.,
14. Роршах Герман, "Психодиагностика", Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
15.Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие / В.П. Симонов. – М.: Инфра-М, 2015 г.,
16. Солсо Д. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996 г.,
17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. Ростов н\Дону.: Феникс, 2001 г..
18. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ", Ростов н\Дону,: 2004 г.