Выпускная квалификационная работа по специализации психология
В данной работе раскрыты эффективные методы психологической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Тревожность, как актуальный психический феномен и как относительно устойчивое психическое образование у детей младшего школьного возраста. 2. Поиск и доказательство эффективности методов психологической коррекции тревожности в работе с младшими школьниками.
Актуализация проблемы на современном этапе развития отечественной психологии обусловлена: 1. Ростом динамики развития детской тревожности среди российских детей: - в 1985 году -- 12% – 16% детей с признаками хронической тревожностью; - в 1995 году -- 72% - 80% детей с признаками хронической тревожности; - в 2000 году -- 50% детей с признаками высокой степени тревожности контроля знаний и 85% детей с повышенной и высокой степенью тревожности, вызванной страхом наказания и страхом несоответствия ожиданиям родителей. 2. Взаимосвязью тревожности и нарушений поведения подростков. 3. Развитием невротических изменений личности, препятствующих сохранению психического здоровья и осуществлению нормальной жизнедеятельности в целом.
Цель исследования : изучение и проверка эффективности методов психологической коррекции тревожности у младших школьников. Объект исследования: психологическая коррекция тревожности у младших школьников. Предмет исследования: эффективность психокоррекционной программы школьной тревожности для младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: применение методов проективной, игровой и двигательной психотерапии эффективно снижает и устраняет тревожность у младших школьников.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. В ходе психологического эксперимента использовались методики, направленные на диагностику уровня тревожности и на анализ эмоционального отношения в группе: - стандартизированная психодиагностическая методика по измерению уровня тревожности у младших школьников А. Филлипса. - психосемантическая цвето – ассоциативная методика А. М. Парачева. - проективная рисуночная методика «Я на контрольной работе». - экспертный опрос педагогов по методике А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой. 2. В процессе осуществления психологической коррекции тревожности применялись: - проективная рисуночная методика «Я в прошлом настоящем и будущем», «Мой страх», «Мой бесстрашный герой»; - методика психогимнастики М.Чистяковой. 3. Для установления корреляционной зависимости между психологической комфортностью и тревожностью и для подтверждения эффективности используемых методов в работе с тревожностью у младших школьников применялись методы математической статистики, на основе : - вычислений коэффициента корреляции Пирсона и критерия согласия Пирсона.
Основные методы психологической коррекции тревожности: 1. Игровая терапия в группе (тренинги навыков, ролевые игры) «Волшебные слова», «Мои чувства», задания по изображению ролей: - футбольного болельщика, чемпиона; - шума дождя, потока воды, таяния снега; - горячего чайника, раскалённого песка; - родителя, учителя, директора; - опоздавшего пассажира, человека, ожидающего вылета самолёта; - травоядного и хищного животного. Рассказывали о самых значимых для них людях по схеме: Кто этот человек? Почему он дорог? Что они хотели бы ему сказать сейчас? В процессе проведения игровых тренингов применялся метод пустого стула. Проективные методы психологической коррекции тревожности использовались на четырёх занятиях. 2. Проективные методы группового рисования и сочинение сказки «Мой бесстрашный герой» с последующим его изображением. 3. Двигательная терапия: упражнения «Живое зеркало», «Контакт без слов», «Свободная поза»; этюды: «Воображаемые предметы»; задания на мотивированный бег, ходьбу.
Цели программы психологической коррекции тревожности у младших школьников 1.Психологическая коррекция эмоциональной сферы личности детей высокого уровня тревожности с помощью игровых, проективных и двигательных методов психологического влияния. 2. Повышение самооценки и развитие навыков коммуникативного общения в группе. 3. Психологическая коррекция поведения и научение приёмам эффективного взаимодействия с одноклассниками.
Место проведения исследования : МБОУ СОШ №1 с. Пивань-1, Комсомольского района, Хабаровского края. Экспериментальная группа 3-го класса в количестве 13 человек в возрасте 8-9 лет.
Соотношение тревожности испытуемых по тесту А. Филлипса. № п/п Факторы тревожности Уровень тревожности, в % Результаты снижения тревожности, в % до после 1 Общая тревожность 31 22 9 2 Переживания социального стресса. 15 8 7 3 Фрустрация потребности в достижении успеха. 0 0 0 4 Страх самовыражения 46 31 15 5 Страх ситуации проверки знаний. 54 38 16 6 Страх несоответствия ожиданиям окружающих. 46 31 15 7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. 15 15 0 8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями. 23 15 8 Таблица 1
Исследование по тесту А. Филлипса показало, что у большинства детей преобладающим фактором высокой тревожности является: 1. Страх ситуации проверки знаний. 2. Страх несоответствия ожиданиям окружающих. 3. Страх самовыражения.
Сравнительный анализ показателей тревожности для «группы риска». № п/п Результаты констатирующего эксперимента (до коррекционный этап). Результаты контрольного эксперимента (после коррекционный этап) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 3 58 75 36 86 57 67 67 44 56 70 34 70 54 50 50 40 4 58 25 50 43 43 83 33 22 50 25 50 40 41 55 31 20 11 42 50 50 57 57 83 50 56 42 48 45 50 54 55 48 50 12 50 50 43 57 57 83 33 56 50 48 40 50 54 65 30 56 Примечание: жирным шрифтом выделены показатели высокой степени тревожности. Таблица 2
Графическое отображение результатов эксперимента по тесту А. Филлипса. Y Х Условные обозначения факторов тревожности: 1- общая тревожность в школе; 2- переживания социального стресса; 3- фрустрация потребности в достижении успеха; 4- страх самовыражения; 5- страх ситуации проверки знаний; 6- страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8- проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Психологическая комфортность составила 46 % Психологическая не комфортность составила 54 % Результаты анализа тревожности по цвето – ассоциативной методики А. М. Парачева. Вывод: в коллективе выявлена резкая напряжённость социально – психологического климата, которая может являться причиной повышения тревожности. Сравнительный анализ уровня тревожности и психологической комфортности по методике А. М. Парачева. Номер испытуемого Результаты (до коррекционный этап) Результаты (после коррекционный этап) тревожность комфортность тревожность комфортность 3 86 0,25 58 1,8 4 83 0,7 55 1,6 11 83 1,2 52 1,5 12 83 0,5 50 2 Таблица 3 Таблица 4
Результаты экспериментального исследования тревожности по авторской методике А. В. Микляева и П. В. Румянцева До коррекционного этапа: Высокий уровень школьной тревожности 1 ребёнок Повышенный уровень школьной тревожности 3 ребёнка Общий уровень тревожности: 31 % Таблица 5 После проведения коррекционного этапа: Оптимальный уровень школьной тревожности 1 ребёнок Нормальный уровень школьной тревожности 3 ребёнка Общий уровень тревожности: 22% Таблица 6 Таблица 6
Исследование тревожности по авторской методике А. В. Микляева и П. В. Румянцева показало, что причинами тревожности у большинства детей являются: 1. Ситуации контроля и оценочные ситуации в учебно-воспитательном процессе. 2. Межличностные взаимоотношения между одноклассниками в школе. 3. Страх несоответствия ожиданиям окружающих.
Результаты экспериментального исследования проективной методики – рисунок «Я на контрольной работе». До осуществления психокоррекционных мероприятий Проявляют признаки общей школьной тревожности 4 ребёнка Проявляют признаки тревоги в отношениях с учителями 3 ребёнка Проявляют признаки тревоги в отношениях с одноклассниками 4 ребёнка Показывают негативное эмоциональное отношение к школе 4 ребёнка Проявляют самооценочную школьную тревожность 4 ребёнка Таблица 7 После осуществления психокоррекционных мероприятий Проявляют признаки общей школьной тревожности 1 ребёнок Проявляют признаки тревоги в отношениях с учителями 2 ребёнка Проявляют признаки тревоги в отношениях с одноклассниками 2 ребёнка Показывают негативное эмоциональное отношение к школе 2 ребёнка Проявляют самооценочную школьную тревожность 2 ребёнка Таблица 8
Исследование «Я на контрольной работе» показало, что причиной тревожности у большинства детей является: тревога в отношениях с учителями и одноклассниками.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ: 1. Снизился уровень тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью системы коррекционно – развивающих занятий с применением методов игровой, проективной и двигательной терапии. 2. Доказана эффективность используемых методов игровой, проективной и двигательной терапии школьной тревожности в коррекционных мероприятиях как статистически, так и графически, направленных: - на осознание тревожными детьми своего эмоционального состояния, на понимание эмоций других людей; - на развитие эффективных способов взаимодействия в межличностных взаимоотношениях между сверстниками и значимыми взрослыми; - на повышение самооценки личности и выработку приёмов эффективного поведения в группе.
Рекомендации по психологической коррекции тревожности у младших школьников 1. В работе с тревожностью у младших школьников следует применять игровые, проективные и двигательные методы психологического влияния. Комплексное использование данных методов позволяет взаимно дополнять и усиливать их эффективность. 2. Разработанная коррекционно – развивающая программа может быть использована для оказания психологической помощи детям, столкнувшимся с проблемой школьной тревожности. 3. Своевременная диагностика тревожности, установление её причин в комплексе с системой коррекционно – развивающих занятий оказывает влияние на снижение тревожности у младших школьников.
4. Для психологической профилактики тревожности и её преодоления у младших школьников следует делать акцент на проведении работы со значимыми для ребёнка взрослыми. 5. Представленные методы работы с детской тревожностью могут быть дополнены и расширены другими видами игровых упражнений, проективных рисуночных заданий и психогимнастических приёмов, как индивидуального, так и группового характера. 6. Приоритет выбранных методов работы с тревожностью у детей младшего школьного возраста объясняется их максимальной эффективностью и помогают тревожному ребёнку восстановить стабильность социальной ситуации развития, характерной для младшего школьного возраста, а также преодолеть типичные причины школьной тревожности данного возраста.
Спасибо за внимание!