Буклет "Детский страх"

Мажарцева Екатерина Александровна

Особенности детского страха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_strah.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

   Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (таблица). Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Детские возрастные страхи

Возраст

Возрастные страхи

0 – 6

месяцев

Любой неожиданный громкий звук;

быстрые движения со стороны другого человека;

падение предметов;

общая потеря поддержки.

7 – 12

месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

любые незнакомые люди;

смена обстановки, одевание одежды и раздевание;

отверстие стока в ванной или бассейне;

высота;

беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1 – 2

года

 

Громкие звуки;

разлука с родителями;

любые незнакомые люди;

отверстие стока ванны;

засыпание и пробуждение, сновидения;

страх травмы;

потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

незнакомые ровесники;

ударные звуки;

ночные кошмары;

изменение в окружающей обстановке;

природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

исчезновение или передвижение внешних объектов.

3 – 5

лет

смерть (дети осознают конечность жизни);

страшные сны;

нападение бандитов;

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

ядовитые змеи;

смерть близких родственников.

6 – 7

лет

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);

потеря родителей или страх потеряться самому;

чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);

школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);

физическое насилие.

 

7 – 8

лет

Темные места (чердак, подвал, и др.);

реальные катастрофы;

утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);

опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;

физическое наказание и непринятие в школе.

8 – 9

лет

 

Неудачи в школе или игре;

собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;

физическое насилие;

ссора с родителями, их потеря.

9 – 11 лет

 

Неудачи в школе или спорте;

заболевания;

отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

высота, ощущение верчения (некоторые карусели);

зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

11 – 13

 лет

Неуспех;

собственные странные поступки;

недовольство своей внешностью;

сильное заболевание или смерть;

собственная привлекательность, сексуальное насилие;

ситуация демонстрации собственной глупости;

критика со стороны взрослых;

потеря личных вещей.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители - алкоголики и наркоманы.

Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно. Патологические страхи испытывают, как правило, чувствительные дети, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. В этом случае дети не смогут самостоятельно разрешать возникающие серьезные проблемы.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=ba7dec13967dfba2fff12a138ec7b891-86-144&n=21 

                                                  Психолог

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=76a96fd0d3f8963ab048c3961bfc2d6a-54-144&n=21